О рьяный конь, о конь морской,
С бледно-зеленой гривой,
То смирный, ласково-ручной,
То бешено-игривый!
Ты буйным вихрем вскормлен был
В широком божьем поле;
Тебя он прядать научил,
Играть, скакать по воле!
Люблю тебя, когда стремглав,
В своей надменной силе,
Густую гриву растрепав,
И весь в пару и мыле,
К брегам направив бурный бег,
С веселым ржаньем мчишься,
Копыта кинешь в звонкий брег
И — в брызги разлетишься!..
Анализ стихотворения «Конь морской» Тютчева
Федор Иванович Тютчев — мастер философской лирики, однако часть его произведений прочно вошла в круг детского чтения. К этому разряду относится и лирическая зарисовка «Конь морской».
Стихотворение написано в 1830 году. Его автору исполнилось 27 лет, он живет в Мюнхене, женат, служит при дипломатической миссии. Поэт увлекается философией, слывет непревзойденным собеседником, несколько раз посетил Париж. По жанру — элегия, по размеру — разностопный ямб с перекрестной рифмой, 2 строфы. Лирический герой — сам автор, любующийся морским пейзажем. Восклицания и междометия, восторженная интонация увеличивают экспрессию и динамизм стихотворения. Поэт увлекает читателя стремительным бегом «рьяного коня». Градация в первой строфе: то смирный, ласково-ручной, то бешено-игривый. Множество авторских эпитетов из сложных слов: бледно-зеленой. Олицетворения: прядать научил, вихрем вскормлен, веселым ржаньем. Повторы: о конь, то, брег, брегам. Оба восьмистишия выражены лишь тремя сложными предложениями с парами однородных членов. Подобный синтаксис типичен для Ф. Тютчева. Пантеизм и европейский романтизм присутствуют в этом произведении, но особенно сильно в нем чувствуется русская, почти фольклорная нота. Сам строй стихотворения, раскрытие темы оказались столь ясны и красноречивы, что оно довольно быстро вошло в золотой фонд детской литературы.
«И — в брызги разлетишься!..» — финальная строка будто окатывает читателя водой. Интересно, что слова «вода, волна» поэт не употребляет. Стихотворение предельно метафорично, образ коня — достоверен.»Люблю тебя»: это признание автор адресует водной стихии. Чувствуется, что в эту минуту лирический герой испытывает прилив жизненных сил, здоров, весел, верит в свою удачу. «Бурный бег» моря не пробуждает в нем тоски, жажды перемены мест. Он нарочно стоит ближе к бушующим волнам, приветствуя невиданного «морского коня» в «пару и мыле». Описание набегающих волн детально: стремглав, в надменной силе, гриву растрепав, в пару и мыле. Море поэт новаторски сравнивает с полем: широком Божьем поле. «Скакать по воле»: имеется в виду не «на свободе», а «по собственной воле, прихоти».
Почти половину 1830 года Ф. Тютчев провел в отпуске в России. Именно в этот период он создает произведение «Морской конь». Впервые опубликовано оно было только в 1879 году в журнале «Русский архив».
О рьяный Конь, о Конь морской,
С бледно-зеленой гривой,
То смирный, ласково-ручной,
То бешено-игривый!
Ты буйным вихрем вскормлен был
В широком божьем поле -
Тебя он прядать научил,
Играть, скакать по воле!
Люблю тебя, когда стремглав
В своей надменной силе,
Густую гриву растрепав
И весь в пару и мыле,
К брегам направив бурный бег,
С веселым ржаньем мчишься,
Копыта кинешь в звонкий брег
И - в брызги разлетишься!..
Другие редакции и варианты
2 С седой волнистой гривой,
10-11 В твоей надменной силе,
Седую гриву растрепав,
Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 15. Л. 6.
КОММЕНТАРИИ:
Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 15. Л. 6. Список, присланный И.С. Гагарину - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 52.
Первая публикация - РА . 1879. Вып. 5. С. 136–137; ННС . С. 45. Затем - Изд. 1900 . С. 407.
Печатается по списку. См. «Другие редакции и варианты». С. 240.
Карандашный автограф - на одном листе перевода «Из Hernani» (Из «Эрнани» - фр .) (см. коммент . к стих. «Великий Карл, прости…». С. 364); на однотипной бумаге и тем же почерком и тем же карандашом записаны «Из Гёте. Певец», «Заветный кубок». В автографе есть вариант 2-й строки: «С седой волнистой гривой», и 10-й и 11-й строк: «В твоей надменной силе, / Седую гриву растрепав». Поэт отдал предпочтение живописному образу («С бледно-зеленой гривой») и убрал упоминания о «седине», не соответствующие играющему «коню морскому», скорее вечно молодому.
В Изд. 1900 включено в число переводов без достаточных оснований, хотя Г.И. Чулков допускал возможность существования первоисточника (Чулков I . С. 359). В дальнейших изданиях печаталось по тому же списку, однако в 12-й строке - с предлогом («и в мыле»). В изданиях - ННС, Изд. Маркса, Чулков I, Лирика I принят вариант без предлога.
Датируется 1830 г. на том основании, что автограф - на одном листе с переводом фрагмента из драмы Гюго «Эрнани», появившейся в марте 1830 г. Есть мнение, что стих. написано в период между 12 июля и 12 августа (н. ст.) 1829 г. (см. Летопись . С. 285).
Это стихотворение привлекло особое внимание В.С. Соловьева (см. Соловьев. Красота . С. 50–51), изучая сущность красоты в неорганическом мире, философ связывает ее явление со светом как «первым началом красоты в природе» (с. 44), а затем и с движением как выражением кажущейся свободною жизни в неорганической природе. Развивая мысль, Соловьев отмечал: «Этою красотою видимой жизни в неорганическом мире отличается прежде всего текущая вода в разных своих видах: ручей, горная речка, водопад. Эстетический смысл этого живого движения усиливается его беспредельностью, которая как бы выражает неутолимую тоску частного бытия, отделенного от абсолютного всеединства» (с. 48). На это стихотворение Тютчева Соловьев ссылается неоднократно: «тому же поэту волна по своему виду и живому движению представляется скачущим морским конем» (процитирована первая строфа, с. 51–52). Красоту этого образа философ, видимо, усматривал в «предварении» жизни в неорганическом мире, в своеобразной «игре» - «свободном движении частных сил и положений, объединенных в индивидуальном целом» (с. 48).
Увиденный Соловьевым тип красоты встречается и варьируется во многих стихотворениях Тютчева. Образ бегущей воды относится к любимым у поэта; до стихотворения «Конь морской» он вошел в «Весеннюю грозу». В дальнейших произведениях усиливается одухотворение образа бегущей воды: «Весенние воды», «Что ты клонишь над водами…», «Поток сгустился и тускнеет», «Фонтан», «Давно ль, давно ль, о Юг блаженный…», «Море и утес», «По равнине вод лазурной…» и многие другие.
Комментарий:
Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 15. Л. 6. Список, присланный И.С. Гагарину - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 52.
Первая публикация - РА. 1879. Вып. 5. С. 136–137; ННС. С. 45. Затем - Изд. 1900. С. 407.
Печатается по списку.
Карандашный автограф - на одном листе перевода «Из Hernani» (Из «Эрнани» - фр.); на однотипной бумаге и тем же почерком и тем же карандашом записаны «Из Гёте. Певец», «Заветный кубок». В автографе есть вариант 2-й строки: «С седой волнистой гривой», и 10-й и 11-й строк: «В твоей надменной силе, / Седую гриву растрепав». Поэт отдал предпочтение живописному образу («С бледно-зеленой гривой») и убрал упоминания о «седине», не соответствующие играющему «коню морскому», скорее вечно молодому.
В Изд. 1900 включено в число переводов без достаточных оснований, хотя Г. И. Чулков допускал возможность существования первоисточника.
В дальнейших изданиях печаталось по тому же списку, однако в 12-й строке - с предлогом («и в мыле»). В изданиях - ННС, Изд. Маркса, Чулков I, Лирика I принят вариант без предлога.
Датируется 1830 г. на том основании, что автограф - на одном листе с переводом фрагмента из драмы Гюго «Эрнани», появившейся в марте 1830 г. Есть мнение, что стих. написано в период между 12 июля и 12 августа (н. ст.) 1829 г.
Это стихотворение привлекло особое внимание В. С. Соловьева, изучая сущность красоты в неорганическом мире, философ связывает ее явление со светом как «первым началом красоты в природе», а затем и с движением как выражением кажущейся свободною жизни в неорганической природе. Развивая мысль, Соловьев отмечал: «Этою красотою видимой жизни в неорганическом мире отличается прежде всего текущая вода в разных своих видах: ручей, горная речка, водопад. Эстетический смысл этого живого движения усиливается его беспредельностью, которая как бы выражает неутолимую тоску частного бытия, отделенного от абсолютного всеединства». На это стихотворение Тютчева Соловьев ссылается неоднократно: «тому же поэту волна по своему виду и живому движению представляется скачущим морским конем». Красоту этого образа философ, видимо, усматривал в «предварении» жизни в неорганическом мире, в своеобразной «игре» - «свободном движении частных сил и положений, объединенных в индивидуальном целом».
Увиденный Соловьевым тип красоты встречается и варьируется во многих стихотворениях Тютчева. Образ бегущей воды относится к любимым у поэта; до стихотворения «Конь морской» он вошел в «Весеннюю грозу». В дальнейших произведениях усиливается одухотворение образа бегущей воды: «Весенние воды», «Что ты клонишь над водами...», «Поток сгустился и тускнеет», «Фонтан», «Давно ль, давно ль, о Юг блаженный...», «Море и утес», «По равнине вод лазурной...» и многие другие.
Морской конек – рыба небольших размеров, которая является представителем семейства Игловые из отряда Колюшкообразные. Исследования показали, что морской конек является сильно измененной рыбой-иглой. Сегодня морской конек является довольно редким существом. В этой статье Вы найдете описание и фото морского конька, узнаете много нового и интересного об этом необыкновенном создании.
Морской конек выглядит очень необычно и формой тела напоминает шахматную фигуру коня. Рыба морской конек имеет множество длинных костных шипов и различные кожистые выросты на своем теле. Благодаря такой структуре тела морской конек выглядит незаметно среди водорослей и остается недоступным для хищников. Морской конек выглядит удивительно, он имеет небольшие плавники, его глаза вращаются независимо друг от друга, а хвост закручен в спираль. Морской конек выглядит разнообразно, ведь он может менять окраску своей чешуи.
Морской конек выглядит небольшим, его размеры зависят от вида и варьируются от 4 до 25 см. В воде морской конек плавает вертикально, в отличие от других рыб. Это обусловлено тем, что плавательный пузырь морского конька состоит из брюшной и головной частей. Головной пузырь больше брюшного, что позволяет морскому коньку при плавании удерживать вертикальное положение.
Сейчас морской конек встречается все реже и находится на грани вымирания из-за стремительного сокращения численности. Причин исчезновения морского конька много. Основной является уничтожение человеком как самой рыбы, так и ее мест обитания. У берегов Австралии, Таиланда, Малайзии и Филиппин массово отлавливают коньков. Экзотический внешний вид и причудливая форма тела стали причиной того, что люди начали изготавливать из них подарочные сувениры. Для красоты им искусственно выгибают хвост и придают телу форму буквы «S», но в природе коньки так не выглядят.
Еще одна причина, которая способствует сокращению популяции морских коньков – это то, что они являются деликатесом. Гурманы высоко ценят вкус этих рыб, особенно глаза и печень морских коньков. В ресторане стоимость одной порции такого блюда составляет 800 долларов.
Всего существует около 50 видов морских коньков, 30 из которых уже занесены в Красную книгу. К счастью, морские коньки очень плодовиты и за один раз могут произвести на свет более тысячи мальков, что позволяет конькам не исчезнуть. Морских коньков разводят в неволе, но эта рыба очень прихотлива в содержании. Одним из самых экстравагантных морских коньков является морской конек-тряпичник, которого Вы можете увидеть ниже на фото.
Морской конек обитает в тропических и субтропических морях. Рыба морской конек обитает преимущественно на небольшой глубине или у берега и ведет малоподвижный образ жизни. Морской конек обитает в густых зарослях водорослей и прочей морской растительности. Он прикрепляется своим гибким хвостом к стеблям растений или кораллам, оставаясь практически незаметным из-за своего тела, покрытого различными выростами и шипами.
Рыба морской конек меняет окраску тела, чтобы полностью сливаться с окружающей средой. Таким образом морской конек успешно маскируется не только от хищников, но и во время добычи пищи. Морской конек очень костлявый, поэтому мало кто желает им полакомиться. Главным охотником на морского конька является большой сухопутный краб. Морской конек может совершать путешествия на дальние расстояния. Для этого он прикрепляется своим хвостом к плавникам различных рыб и держится на них до тех пор, пока «бесплатное такси» не заплывет в водорослевые заросли.
Что едят морские коньки?
Морские коньки едят рачков и креветок. Морские коньки очень интересно питаются. Трубчатое рыльце подобно пипетке втягивает в рот добычу вместе с водой. Морские коньки едят довольно много и практически целые сутки занимаются охотой, делая небольшие перерывы на пару часов.
За сутки морские коньки съедают около 3 тысяч планктонных рачков. Но морские коньки питаются практически любой пищей, лишь бы она не превышала размеров рта. Рыба морской конек является охотником. Своим гибким хвостом морской конек цепляется за водоросли и остается неподвижным, пока добыча не окажется в необходимой близости от головы. После чего морской конек всасывает воду вместе с пищей.
Как размножаются морские коньки?
Морские коньки размножаются довольно необычным образом, ведь у них мальков вынашивает самец. У морских коньков нередко встречаются моногамные пары. Брачный период морских коньков – это удивительное зрелище. Пара, которая собирается заключать брачный союз, скрепляется хвостами и танцует в воде. В танце коньки прижимаются друг к другу, после чего самец открывает специальный карман в брюшной области, в который самка забрасывает икринки. В дальнейшем самец в течении месяца вынашивает потомство.
Морские коньки размножаются довольно часто и приносят большое потомство. Морской конек рожает одну тысячу и более мальков за раз. Мальки рождаются абсолютной копией взрослых особей, только очень крохотными. Появившиеся на свет малыши остаются предоставлены сами себе. В природе морской конек живет примерно 4-5 лет.
Если Вам понравилась эта статья и Вы любите читать о животных, подписывайтесь на обновления сайта , чтобы получать самые свежие и интересные статьи о животных первыми.