Ни для кого не секрет, что эмоции играют важную роль в нашей жизни. Общаясь с людьми, наверняка можно заметить,что люди по-разному проявляют эмоции, делятся своими чувствами.
Эмоции — это адаптивный механизм, который заложен в нас природой, для оценки ситуации. Ведь не всегда у человека есть время, когда он может верно и точно оценить что же с ним происходит. Допустим в ситуации опасности… А тут раз — чего-то почувствовал и есть ощущение, что либо «нравится» либо «не нравится».
Тем более,что эмоциональная оценка она наиболее верная — природа не может обманывать. Эмоциональная оценка происходит очень быстро и здесь не «примешивается» разум и логика. Ведь логически можно объяснить все,что угодно и привести кучу всяких рациональных доводов.
Наблюдая за людьми (и за собой в том числе) я замечаю, что есть ситуации в которых люди либо игнорируют свои эмоции, либо стараются их не замечать или просто не осознают. Не буду сейчас делать предположения относительно причин этого, скажу лишь то, что не прислушиваясь к себе, к своей эмоциональной жизни, человек не может адекватно и наиболее полно воспринять ситуацию, а тем самым принять наиболее эффективное решение.
В обычной жизни это может проявиться в том,что игнорируя или вытесняя свои эмоции, человек может создать себе неверное убеждение. К примеру, если жена игнорирует/не осознает или не хочет признавать свою злость в отношении мужа, она может выплеснуть свое раздражение на другого человека или детей, в совершенно другой ситуации.
Или, у меня была клиентка, которая имела такое убеждение: «я не могу обидеть человека, расстроить его». Как оказалось, если человек разозлится, то она испытает чувство вины, с которым не хотела встречаться.
На своих консультациях я очень часто сталкиваюсь с эмоциональной сферой. Однажды заметил, что людям порой бывает очень не просто сказать, что же они на самом деле чувствуют или какую эмоцию сейчас испытывают. Даже если человек осознает,что у него есть сейчас какое-то чувство, иногда бывает очень затруднительно сказать это в словах, назвать его.
Одна из моих клиенток так мне и заявила: «я чувствую ХОРОШЕЕ чувство, но я не знаю, как это называется..».
И я решил восполнить этот пробел на страницах своего сайта. Ниже представлен список эмоций и чувств, которые мне удалось найти, надеюсь, что прочитав его, можно значительно пополнить осознание того, что может с Вами происходить.
И, кстати, можно проверить себя: перед тем как ознакомиться со списком предлагаю Вам самостоятельно составить его, а потом сравнить, насколько Ваш список полон…
На каком-то этапе своего жизненного пути человек вдруг начинает чувствовать глубокую неудовлетворенность, бросает все и устремляется в другом направлении, за новой порцией образования или знаний.
Раньше у нас был ограниченный список опций, реальные возможности были у большинства людей гораздо скромнее. Обычный человек жил, по современным меркам, скромными радостями. Он знал, что мечтать особо не надо, и довольствовался малым. На мечту можно было потихонечку накопить с зарплаты. Сейчас говорят совсем по-другому: ничего невозможного нет, стоит только захотеть. С приходом Интернета и с мощным потоком информации мир распахнулся, теперь мы можем видеть его целиком. И в человеке начинает бессознательно зарождаться жажда новизны. А эта дорога очень часто начинается с получения новых знаний, новых инструментов, новых навыков, с желания полностью реализовать себя.
Спрашивая у тех, кто пошел за третьим образованием, и тех, кто занимается своим саморазвитием, зачем им это нужно, в совокупности можно услышать такой ответ: «Меня не устраивает то, что происходит со мной сейчас, мне не нравится моя профессия, мне элементарно не хватает практических знаний. Я хочу успевать много, и у меня целый список желаний. Хочу раздвинуть границы своих возможностей».
О буме на образование и самообразование мы поговорили с Евдокией Лучезарновой, философом, исследователем, писательницей, поэтессой. Евдокия Лучезарнова уже больше 25 лет проводит лекции, собирая многотысячные аудитории в России и за рубежом. Одна из основных тем ее исследований — работа человеческого мозга, обучаемость.
Евдокия Дмитриевна, как вы объясните эту тенденцию? Люди потерялись в потоке информации, в своей жизни? Может быть, это простая жадность, когда хочется обладать всем и сейчас?
Евдокия Лучезарнова: Представьте на секунду: вам отведено, предположим, сто лет жизни. Что можно успеть за 100 лет? Сколько освоить разных профессий? Сколько всего можно прожить за столетие? Все зависит от того, какое количество образования получил человек. Благодаря активной работе мозга у человека есть возможность удлинять жизнь, проживать больше событий, делать свою жизнь насыщенней и интересней.
И если раньше знания приобретались в основном для энергетического поддержания жизни, для обеспечения себя необходимым, то сейчас сформировался некий пласт удовольствия, пласт творчества. И человек желает не просто применять свои знания, но и получать от этого удовольствие.
Здесь и начинается настоящая работа мозга. Человек должен осуществить прыжок в неизведанное, найти выход из самой сложной ситуации. И когда сам решает трудную задачу, он испытывает огромное удовлетворение и удовольствие. Чем сложнее решённая задача, тем больше полученное мозгом удовольствие.
Если кормить мозг конфликтами, то он будет находиться в постоянном раздражении.
Допустим, человек вдруг неожиданно решил, что его призвание не в том, чем он занимается сейчас, а совершенно в другом. Как определить, так ли это на самом деле?
Евдокия Лучезарнова: Востребованность в действиях должна начинаться заранее, еще до того, как человек чему-то начинает учиться. Если вы решили приобрести какой-то навык — допустим, овладеть искусством пения, искусством танца, музыкальными инструментами, значит, через очень короткий срок вам это должно понадобиться. Нельзя ничего делать впрок и нельзя впрок заготавливать навыки.
Даже если вас чему-то успели научить, то все равно надо услышать зов и уметь отдавать. К примеру, ребенок пошел в детский садик, выучил стихотворение, его тут же поставили на тумбочку и сказали: «Прочитай нам», — и все ему похлопали. Все: он отдал свой талант миру, у него уже пошла компенсация за его труды.
У взрослых все гораздо сложнее. Они ходят и сами для себя что-то делают, делают. Сначала они стесняются это показать, пока не найдется тот, кто попросит по-настоящему. А если не попросит, а, наоборот, обескуражит, то, значит, ничего не получится, и ситуация будет только усугубляться. Если мы что-то берем из этого мира, это нужно обязательно отдать миру.
Откуда берется это желание познавать, с чего все начинается?
Евдокия Лучезарнова: Если мозг не развернут, то желание познавать не возникает, а есть только желание приспособиться к жизни. Ведь внутри мозга существует понятие «лень». Не зря огромное-огромное пространство, на которое человек может взглянуть своими глазами, называется Вселенная. В самом этом слове есть «лень», и состояние лени — это естественное состояние мозга. Все, что он знает, его устраивает.
И вдруг начинает возникать сила, которая вытягивает наружу все сознание, и человек понимает, что «если я сейчас не получу эти полезные навыки, то я зря живу и я теряю что-то самое ценное в этой жизни». Мозг прекращает лениться. Мозг постепенно-постепенно набирает обороты и самое главное — вы проживаете жизнь уже не с пятью профессиями или специальностями, а можете приобрести сто профессий, потому что мозг перестал лениться, мозг стал быстрым.
Недавно прочел, что после 25 лет количество клеток головного мозга сокращается на 100 тысяч в день. Только за минуту чтения текста умирает 70 клеток. Если честно, стало страшно. А можно погубить мозг, если постоянно загружать его информацией?
Евдокия Лучезарнова: Внутри мозга каждого человека есть огромное количество связей — не рассортированных, не структурированных. Набор информации, набор впечатлений, набор фраз, все, что вошло через глаза и уши, все, что было воспринято из книг, Интернета, радио, телевидения, по телефону, при непосредственных беседах, — все это лежит отдельными фрагментами, как куски разных тканей, не сшитых, не собранных. Как клочки ваты, которые вошли в мозг, а дальше не вступили ни в какое взаимодействие друг с другом. Такая вот непривлекательная картина мозга, который хаотично впитывает информацию.
Мозг умеет есть, умеет питаться. Конфликтная информация губит мозг, бесконфликтная его оживляет и питает. Если мозг долго держать без качественного питания, он иссыхает. Если кормить его конфликтами, то он будет находиться в постоянном раздражении. Люди настолько привыкли кормить мозг неграмотно, настолько привыкли бросать в мозг все, что угодно. И его разрешающая способность становится совсем крохотной. Накормите мозг правильно — и он будет служить человеку верой и правдой со всей благодарностью и признательностью, поскольку коэффициент отдачи больше, чем коэффициент вложения.
Евдокия Лучезарнова: Представьте, что вы приходите в ресторан и вам предлагается шведский стол. Вы проходите и выбираете то, что сейчас считаете необходимым для себя. Так же надо действовать и в информационном поле: сначала выберите те темы, которые для вас необходимы, затем выстройте порядок, по которому вы эти темы будете поглощать. Выбирайте из обилия информации рациональные, необходимые зерна, элементы, а все остальное из мозга своевременно удаляйте.
Мне всегда очень жаль, что люди так мало задействуют свой мозг, так мало о нем знают и так мало им пользуются. Хотя самое приятное, что есть в человеке, самое уникальное, самое нужное, в конечном итоге, этой Вселенной — это его мозг.
Путешествие - самое приятное, что может случиться с вами в жизни. Это ожидания праздника, приключений, чего-то нового и необычного. Это сродни сказки. Кто знает, что может случиться в поездке, но обязательно случиться только хорошее. В это нужно верить, мы ведь так любим сказки. Возможно, это путешествие подарит вам семью - вы встретите его, своего единственного на перроне, кушая мороженое, или в поезде, он будет ехать с вами в один пункт назначения и его место окажется рядом с вашим и в вагоне, и в жизни.
Возможно, вы встретите новую себя в этом путешествии, в новом месте вам откроется та часть вашей личности, которая до этого была заперта. Вы сможете танцевать от души на площади старинного города, не заботясь о том, что о вас подумают окружающие, ведь завтра вас уже здесь не будет... Путешествия дарят свободу. На время вы почувствуете, как за спиной вырастают крылья, становится легко, природа дарит вам силы, энергию, смысл бытия и уверенность в завтрашнем дне, осознания своей значимости в жизни родных и близких и своей незначительности во Вселенной...
Путешествия - это всегда отдых, даже когда вы чувствуете дикую усталость по возвращении домой, но одновременно с ней вы чувствуете силы начать что-то новое и интересное в жизни, прилив энергии и оптимизма. Путешествия, пусть даже просто в соседний город раскрывает другие грани восприятия себя и мира, себя в мире, мира в себе. Происходит более чёткое понимание самых важных вещей, ведь именно на отдыхе мы останавливаемся и находим время подумать не о работе и вечных бытовых проблемах, деньгах и ценах. В момент отдыха можно просто выдохнуть и насладиться настоящим счастьем: прекрасной природой вокруг себя, настоящим спокойствием и гармонией, какую она дарит, дарит каждому, кто смог увидеть её силу и энергию, мощь и величие.
Обмен культурой происходил всегда и происходит в наши дни. Каждое село, каждый городок является уникальным, в нём собрана культура данного края, которая сформировалась под влиянием других культур, соседей, людей, которые проживают в данном регионе. Что-то интересное и новое можно встретить в любом месте, ведь каждый человек по сути является уникальным, точной второй копии ДНК не может быть, поэтому так полезно путешествовать, ездить, отдыхать, учиться чему-нибудь новому и интересному, полезному для себя и окружающих.
Больше, чем мудрость, путешественник не может принести (Речи Высокого).
Оригинал: "Better weight than wisdom a traveller cannot carry". Sayings Havamal.
1. Скинуть неудобную обувь после длительных мучений.
2. Запустить руку в пакет с гречкой или рисом.
3. Поцеловать ребенка в нежную гладкую щеку.
4. «Хлопать» пузырьки на оберточной пленке.
5. Лечь щекой на прохладную подушку.
6. Принять душ именно такой температуры, которая вам нравится.
7. Съесть первый кусочек любимого блюда.
8. Упасть в постель после долгого дня или бессонной ночи.
9. Впервые поцеловать того, кто вам симпатичен.
10. Вдохнуть аромат новой книги.
11. Выпить первый глоток кофе с утра.
12. Ощутить лучи южного солнца на своей коже.
13. Пройтись по теплому песку вечернего пляжа.
14. Надеть чистую свежевыглаженную одежду.
15. Прогуляться под летним дождем.
16. Нырнуть в прохладную воду жарким днем.
17. Побывать на сеансе массажа.
18. Пробежаться босиком по траве.
19. Вдыхать запах озона после грозы.
20. Зарыться рукой в шерсть любимого кота или пса.
21. Сделать глоток холодной воды в знойный полдень.
22. Дотронуться до волос после стрижки.
23. Погреть замерзшие руки у огня.
24. Чихнуть после того, как долго не получалось.
25. Слушать и чувствовать мурлыканье лежащего на груди кота.
26. Почувствовать запах чеснока, несколько секунд назад брошенного на сковородку в разогретое оливковое масло.
27. Перебирать мелкие бусины или бисер или пропускать между пальцами тонкую металлическую цепочку.
28. Почистить зубы новой зубной щеткой.
29. Надеть очки после того, как вы их только что почистили.
30. Почувствовать, как сосет под ложечкой, когда вы спускаетесь на машине с высокого холма.
31. Обнять кого-то, по кому вы сильно скучали.
32. Снимать с руки, как вторую кожу, высохший слой клея ПВА.
33. Прийти вечером домой и сбросить всю неудобную одежду.
34. Уютно закутаться в теплый плед, когда за окном идет дождь.
35. Уснуть на свежих простынях.
36. Уловить приятный запах, знакомый с детства.
37. Нежно укусить того, кого любишь.
38. Почувствовать запах шашлыка, который уже жарится.
39. Открыть один глаз рано утром и осознать, что суббота.
40. Насладиться первым глотком вина и понять, что жизнь - чертовски приятная штука.