Прохождение игры ultimate general civil war. Ultimate General: Civil War – рецензия

Живо для платформы:

От баталий с участием десятков тысяч солдат захватывает дух, но взор невольно цепляется за халтурно нарисованные заборы.

Произведение Game Labs крепко напоминает игру в солдатиков, только масштабную и основательную. Ключевых порядков у стратегии два: можно участвовать в отдельных сражениях либо минуть кампанию, освещающую весь ход войны - от захвата форта Самтер до побед генералов Шермана (William Sherman) и Гранта (Ulysses Grant). Но какой порядок ни выбери, сперва нужно определиться со стороной конфликта - контролируем мы Альянс (Север) или Конфедерацию (Юг). Солдаты последней хорошо мотивированы, но вечно в меньшинстве, а северяне, несмотря на численный перевес, чаще предпочитают не бюст в крестах, а голову в кустах. Что, в общем-то, более-менее соответствует обстановке того поре.

Кроме флага важна специальность главнокомандующего. Тактик получает добавочное подразделение, под руководством стратега войска быстрее набираются эксперимента, а тыловик лучше снабжает солдат припасами. Правда, после первых же битв открывается возможность менять навыки в любом курсе - за счёт баллов, присуждаемых за успех. Скажем, был у нас генерал-снабженец, а мы ему добавочно разведку и поддержку боевого духа влепили. То же самое с командирами полков, дивизий и корпусов, каких можно рекрутировать за игровую валюту в академии и обучать по мере накопления военного опыта.

Но не офицерами едиными - в Ultimate General: Civil War уделяешь внимание и попечению об армии. Во время передышек между сражениями игра предлагает формировать новоиспеченные полки, закупать оружие для пехоты, конницы и артиллерии. Тут представлены утилитарны все модели «огнестрела» времён Гражданской войны в США, включая, сложно поверить, модификации. Но вот подвох: дорогостоящая винтовка может быть точна, однако совершенно ненужна в рукопашной, зато дедов мушкет за пару баксов чрезмерно эффективен как оружие ближнего боя. Впрочем, денег, вырученных за очередную битву, никогда не хватает на целое перевооружение, а дорогих «стволов» в магазине - раз-два и обчёлся. К счастью, формируемые вручную полки и даже корпуса немного влияют на баланс. Ведь что такое две тысячи на фоне двадцати? Это скорее симпатичный бонус, чем спасательный круг.

На новый полк пехоты необходима тысяча ружей, а в таком количестве - только ширпотреб.

Всё гениальное попросту

Лучше всего Civil War раскрывает себя с тактической сторонки. В вашем распоряжении четыре рода войск: пехотные полки, стрелковые батальоны, конница и артиллерийские батареи. И у всех подразделений свои показатели нравственности, опыта, а в зависимости от вооружения - и общей эффективности. На поле боя армии полностью в вашей власти. Лёгкий росчерк курсора намечает для них манёвр, построения переходят с шага на бег, бросаются в атаку либо удерживают по распоряжению занятые позиции, всадники спешиваются для помощи пехотинцам, а ради флангового удара по батареям опять седлают коней. Диспозицию лучше выбирать с толком, потому что лес или дома подают бонус к защите и скрытности, а с холмов открывается простор для канониров.

Жизненности выходящему добавляет форс-мажор вроде закончившихся пуль (на этот случай есть фура с боеприпасами), отступления деморализованного обстрелом полка или бегства дезертиров с поля боя. Истина, геймплей ограничивается маневрированием и обменом жизней на победные тактики по выгодному курсу. Рытья окопов, прокладки железных путей, возведения мостов, равно как и инженерных войск, здесь нет. Зато есть шанс продуть, понеся слишком большие потери или не выполнив задачу.

Ненастоящий интеллект, управляющий врагами, тоже не даёт заскучать. То возьмётся продавливать черту обороны с фланга, то, наоборот, уходит в глухую защиту. За милую давлю уничтожает брошенные без защиты пушки, охотится за обозом и жёстко карает за бестолковые атаки кавалерии. А иногда - совсем по-живому осторожничает. Так, в эпизоде кампании, где освещена переправа войск Союза сквозь реку Раппаханнок напротив Фредериксберга. Сколько в городе конфедератов, они не ведают, поэтому, несмотря на колоссальный перевес в числе, атакуют будет вяло и чаще используют артиллерию. То, как авторы игры отыщи баланс между историческими фактами и работой алгоритма, достойно восхищения.

Та самая перевоз через Раппаханнок: для историзма не хватает разве что тумана, позволившего северянам возвести мосты под пламенем миссисипских снайперов.

Но что разработчикам удалось лучше всего, так это простота интерфейса и управления, с каким при желании сладила бы и ваша бабушка. Пускай здесь нет обучающего порядка, он, откровенно говоря, и не нужен. Ведь даже незаметные на первоначальный взгляд нюансы всё равно постигаешь на ходу. Добавьте сюда предельную ясность мишеней у каждой главы кампании: продержи позиции до такого-то часа, возьми такое-то укрепление, отхвати вражеский форт от снабжения. Хотя особо крупные битвы расшиблены на несколько эпизодов и театров боевых действий, заблудиться в них так же сложно, как дома на собственной кухне. Что неплохо и плохо одновременно.

Рвётся там, где тонко

Игра исторична не лишь тем, что здесь опосредованно представлены известные личности - и генерал Ли (Robert Edward Lee), какой полюбил бы войну, не будь она так ужасна, и мастер манёвра Томас «Каменная Стена» Джексон (Thomas Jackson), находивший, что лучше потерять сто человек на марше, чем тысячу в бою, и другие полководцы того поре. И не только внимательно восстановленной топографией: вот эта улица, вот этот дом. Увы, она вытекает букве архива ещё и в сценарии. У игрока не получится в корне изменить ход событий, к чему мы свыклись, например, в исторических стратегиях студии Paradox . То есть как ни крути, а конфедератов на улицы Вашингтона и Филадельфии не повергнешь - верх всё равно берёт Север. Простите за спойлер, разумеется.

Порой доходит до обидного. Ты из кожи карабкаешься вон, чтобы удержать позиции с минимумом потерь, героически стесняешь наступающего врага, сминаешь хитрым манёвром его тылы, и тут тебе сообщают, что, мол, пора отступать. Врагов слишком много и поступил распоряжение. Оно-то понятно: кто стал бы спорить с историческими фактами? Однако у человека, более-менее известного с событиями Гражданской войны, пропадает часть интереса. С иной стороны, при хронологической дотошности, игра слабо передаёт дух эпохи. Сравнивать не совершенно корректно, но всё же. У Мартина Скорсезе (Martin Scorsese) в «Бандах Нью-Йорка» есть эпизод, когда в порт прибывают сбежавшие от голодания в Ирландии иммигранты, - рекрутёры тут же выдают им мизерное жалованье, вручают ружья и садят на иной корабль, с которого сгружают на берег гробы с уже убитыми ирландцами. Минутная подмостки фильма даёт больше смысла и понимания, чем всё произведение Game Labs .

UG - отнюдь не УГ, но из-за своей механической простоты и суровой привязанности сценария к учебнику истории поклонников жанра она завлечёт ненадолго. Продукт рассчитан скорее на массовую аудиторию, проявляющую заинтересованность к прошлому США, чем на хардкорных стратегов, закалённых теми же Europa Universalis или Hearts of Iron . В любом случае познакомиться с Ultimate General: Civil War открыто стоит - если не сейчас, то дождавшись скидок на распродаже в Steam.

Плюсы: увлекательная и исторически достоверная игра в солдатиков; стратегия понравится тем, кто желал бы в доступной форме получить представление о ходе боевых поступков той войны; даётся легче других военных стратегий; немало масштабных битв с участием десятков тысяч «юнитов».

О Гражданской войне в США много снято и еще больше написано, но хороших игр в декорациях самого кровавого конфликта в Северной Америке практически нет. Серия Ultimate General, начавшаяся с большой битвы при Геттисберге, ставит своей целью исправить это упущение. И делает она это весьма неплохо.

Гражданская война в США известна, наверное, каждому. Аграрный юг восстал против правления индустриального севера, образовав Конфедеративные штаты Америки. Конфликт был в первую очередь вызван экономическими причинами. Американские регионы в то время были довольно автономными: юг производил сырье, а север его потреблял. А когда в правительстве начали обсуждать налоги на импорт и экспорт, страна разделилась еще сильнее. Вопрос рабства во многом был вторичен, поскольку касался исключительно рабочей силы. Для плантаций на юге рабство было важнее, чем для промышленных прибрежных штатов, где хватало мигрантов. Не говоря уже о том, что в войне на обеих сторонах участвовали и рабовладельческие штаты, и те, которые проголосовали за свободу для всех. Как и многие войны, эта началась из-за денег.

Ultimate General: Civil War - это очень подробный варгейм, который наверняка порадует любителей жанра. Изначально вам в руки дадут лишь два небольших корпуса из нескольких тысяч человек и бросят в бой у реки Булл-Ран. Это, по сути, первое крупное сражение в войне. До него придется поучаствовать в нескольких пограничных стычках, которые служат своеобразной вводной, чтобы не пугать вас масштабами.

Жаль, но хотя в игре и есть историческая кампания, много информации о войне вы из нее не почерпнете. Покажут лишь перехваченные сообщения противника и краткий бриф по ключевым сражениям.

Ultimate General максимально дотошно рассказывает о войне, вплоть до правильного количества солдат и их снаряжения. Учитывая, что армия юга насчитывала миллион солдат, а армия севера - чуть больше двух миллионов, вас ждут действительно большие сражения. Конечно, многотысячных перестрелок не будет, но даже того, что имеется, хватит с головой. Во многих крупных сражениях под ваше управление будет попадать и союзная армия. В результате уже практически со старта под вашим командованием окажутся войска, которыми не стыдно будет управлять даже лучшему генералу.

Даже на легком уровне сложности вам придется очень много планировать и думать. Противник очень грамотно ведет себя в тактическом плане, умеет отступать, маневрировать и атаковать ваши тылы, не говоря уже об обороне. Выбить из города даже небольшой отряд - та еще задача.

У вашего полководца есть характеристики, которые вы будете развивать за полученные в сражениях очки опыта. Параметр «политика», например, увеличит количество получаемых денег, а «рекогносцировка» выдаст больше данных о противнике перед сражением.

Солдаты, которых вы потеряете во время сражения в кампании, будут утрачены навсегда. Восполнять потери придется за счет рекрутов, понижая боеспособность отряда ветеранов. Запас рекрутов, впрочем, тоже не безграничный. Восполнить его можно только за счет громких побед. То есть, кроме тактических сложностей, вы столкнетесь еще и со стратегическими. Кроме того, солдатам необходимо вооружение: пехоте - винтовки, кавалеристам - сабли, артиллерии - новые пушки. Получить новое снаряжение можно, собрав трофеи или закупив его в арсенале за очень немалые деньги.

Снаряжения немного, как и родов войск. Но стоит помнить, что это гражданская война, которая проходила еще на заре промышленной революции. Было бы странно ожидать технологического разнообразия уровня Второй мировой. Да и стороны принципиально ничем не отличаются. Все же, несмотря на автономность штатов, это была одна страна с примерно одинаковыми поставками припасов и оружия. Но даже при небольшом разнообразии войск Ultimate General: Civil War может похвастаться высокой реиграбельностью. Сражения просто интересно проходить заново, пробуя новые тактики. Игра позволяет моделировать сюжеты даже в условиях строгого историзма.

Ultimate General во многом делает ставку на историческую достоверность. То есть, солдаты будут воевать реальными образцами оружия, а в бой их будут вести существовавшие на самом деле офицеры. Поля сражений тоже списаны с настоящих, и вы будете держать оборону примерно там же, где держали ее в 1861-1865 годах американцы.

При этом у Ultimate General есть несколько важных недостатков, которые несколько портят впечатление от игры. Технически Civil War выглядит ну очень посредственно. Статичная карта и схематичность войск создают ощущение, что вы запустили проект родом из середины нулевых. Кроме того, солдаты банально могут застрять на картах. Особенно на локациях со сложным ландшафтом. Есть проблемы и в скорости: на стандартной войска удручающе медленны, а на высокой - слишком быстры. Более тонкой настройки игре явно не хватает. Хотя это все легко исправляется патчами, которых, очевидно, стоит ждать уже в скором времени.

Мне не удалось найти в интернете информации о происхождении и местонахождении студии Game Labs. На своем сайте данные разработчики указали, что они участвовали в создании следующих игр: Darthmod, World of Warplanes, World of Tanks, RaceRoom, Metro и S.T.A.L.K.E.R. Сейчас в разработке находятся проекты Naval Action и This Land is My Land. Однако в данном материале мы рассмотрим стратегию Ultimate General: Civil War, вышедшую летом 2017 года.

Игровой процесс

Игра Ultimate General: Civil War посвящена Гражданской войне в США 1861 - 1865 годов и полностью охватывает весь период данного исторического события. В начале сюжетной компании игроку предлагается выбрать специализацию. Характеристики его генерала настраиваются по нескольким категориям. Сначала нужно выбрать, кем он является: тактиком, стратегом или тыловиком. Затем необходимо определиться с родом войск: артиллерия, пехота или кавалерия. После этого следует выбрать направление развития карьеры: бизнес, армия и политика. Далее нужно определиться со стороной конфликта: Конфедерация или Союз (янки). В финале необходимо выбрать сложность игры: полковник, бригадный генерал или генерал-майор.

В начале компании главному герою необходимо пройти первую обучающую миссию: захватить стратегически важную железнодорожную станцию. Она в полной мере показала тактические возможности игры. На первом игроку получил в свое подчинение всего три небольших отряда, с помощью которых он захватил плацдарм для штурма близлежащего города. После этого к нему прибыло подкрепление, после чего у противника была отбита железнодорожная станция. Однако на этом миссия не закончилась, главному герою пришлось отбивать мощную контратаку конфедератов. Благо вовремя прибыло еще одно подкрепление.

Обучающая миссия не дает никаких поблажек новичку. Принцип один: как щенка забросили в воду, и изволь сам учиться плавать. На первый взгляд это серьезный минус, однако, игрок сразу погружается в атмосферу Ultimate General: Civil War, богатую неожиданными поворотами и быстрой сменой тактического рисунка боя.

После завершения сражения протагонисту начисляются очки карьеры и репутации, деньги и рекруты. Рассмотрим эти параметры более внимательно.

Очки карьеры необходимы для развития навыков главнокомандующего. Они разделяются на несколько групп.

  • Политика влияет на получение доходов и рекрутов в ходе войны.
  • Экономика снижает стоимость покупки нового оружия.
  • Медицина увеличивает число раненых, выздоравливающих после сражения.
  • Обучение дает скидку на найм новых ветеранов при сохранении высокого уровня навыков всего отряда.
  • Организация армии увеличивает численность отрядов, а также количество корпусов, дивизий и бригад в войске главного героя.
  • Тыл увеличивает боезапас, как в повозках снабжения, так и у отдельных бойцов во всей армии.
  • Рекогносцировка повышает уровень разведки, которая передает главному герою сведения о противнике.

Очки репутации позволяют обращаться к правительству за дополнительными ресурсами: деньгами, рекрутами, оружием и генералами.

Деньги необходимы для пополнения бригад, понесших потери во время сражения, а также для закупки нового более совершенного оружия. Им можно перевооружить воинские подразделения. Финансы нужны для пополнения и создания новых корпусов, дивизий и бригад, а также для найма офицеров.

Рекруты требуются для пополнения бригад, а также для формирования новых подразделений.

Стратегическая составляющая в игре представлена в виде упрощенной карты. Да, не шибко богато по сравнению с конкурентами, но вполне функционально. На карте расположены два типа миссий: подготовительные и генеральные сражения.

Рассмотрим вспомогательные бои. Перед началом сражения появляется карта предстоящего боестолкновения, на которой необходимо выбрать одно из подразделений главного героя, которое будет участвовать в предстоящей операции.

В игре Ultimate General: Civil War на каждый тип сражений введен лимит бригад, которые могут в нем участвовать. Я настоятельно рекомендую нашим читателям развивать у своего главнокомандующего такой важный навык, как "организация армии". Благодаря ему можно в относительно сжатые сроки собрать довольно большую армию. В игре есть такие миссии, в которых критически важно количество бригад. Были такие ситуации, когда мне не хватало отрядов, и из-за этого я банально проигрывал, казалось бы, второстепенные бои.

Перед началом сражения проводится брифинг, на котором до игрока доводится детальная информация о предстоящем боестолкновении.

После ознакомительного брифинга необходимо развернуть войска на предстоящем поле боя.

Армия в игре Ultimate General: Civil War состоит из нескольких родов войск.

  • Кавалерия - это мобильные бригады, действующие по принципу "прибыл на позицию, пострелял, переместился на более выгодную позицию". Данный род войск очень специфичный, абсолютно не приспособленный для длительных заруб "стенка на стенку". Кавалерия отлично проявляет себя в глубоких тыловых и фланговых маневрах. Например, когда необходимо обойти основные силы противника и напасть на его артиллерию. Летучие отряды незаменимы при преследовании отступающих бригад соперника. Никто не берет пленных лучше, чем данный род войск.
  • Артиллерия необходима для обстрела вражеских позиций с больших расстояний. Однако данный род войск может постоять за себя и в ближнем бою. Залп картечью по приближающимся врагам производит поистине разрушающий эффект. Большим недостатком артиллерии является ее крайне низкая мобильность, поэтому по мере развития сражения стоит заранее продумывать, куда ее передислоцировать.
  • Стрелки - это элитные снайперские подразделения, способные поражать вражеские бригады с больших расстояний. Помимо меткой стрельбы не меньшим козырем данных отрядов является отменная маскировка. Стрелки, грамотно расставленные на лесистой возвышенности, могут наделать больших бед. Если же бригада попадает в неблагоприятные условия, например, воюет в чистом поле, она все равно способна постоять за себя. Да, потери возрастают в разы, однако стрелки стойкие бойцы и способны держать позицию даже под ураганным огнем превосходящих сил противника.
  • Пехота - это рабочая лошадка абсолютно всех сражений. Она не слишком мобильны, ее бойцы не отличаются снайперскими талантами, однако полный залп пехотной бригады способен выкосить пару сотен солдат у любого противника. Помимо перестрелок этот род войск очень часто ходит в рукопашные схватки. Вообще пехота - это универсальное оружие в руках умелого генерала. Если другие рода войск - это скальпель, которым главнокомандующий проводит тонкие хирургические операции, то пехота - это лом, проламывающий позиции противника огромной огневой мощью и если потребуется, тысячами штыков. Погоду во всех сражениях делает исключительно данный род войск.
  • Повозки снабжения. В любой битве рано или поздно у войск игрока заканчиваются боеприпасы. Их пополняют именно эти подразделения.
  • Генерал корпуса. Данный юнит повышает мораль подчиненных ему бригад в ограниченном радиусе действия. Именно поэтому его необходимо перемещать на самые важные участки сражения.

Большим недостатком игры является то, что нельзя выбирать несколько подразделений с помощью растягиваемой рамки. Вместо этого реализовано управление целыми подразделениями. Например, щелкнув мышью по иконке первой дивизии, расположенной внизу экрана, игрок выбирает все подразделение: бригаду стрелков, четыре бригады пехоты и артиллерию. Зажав левую кнопку мыши, можно задать местоположение и боевой порядок данной дивизии. В принципе это удобный способ управления, избавляющий игрока от необходимости отдавать команды отдельным бригадам. Правда, в пылу сражения все равно приходится уделять внимание некоторым отрядам, чтобы не упустить из рук ход сражения.

Важную роль в битвах играеи мораль солдат. Если она падает ниже критического уровня, то бригада спасается бегством с поля боя. На данный параметр сильно влияют командиры отрядов. Пока они живы, с моралью все относительно в порядке. Однако если они получают ранение или погибают, вся бригада обращается в бегство. Правда есть очень важный нюанс: через короткий промежуток времени отряд восстанавливает мораль до приемлемого уровня и возвращается в бой. Воюет он недолго и вскоре снова бежит. Но спустя некоторое время снова возвращается. Из-за этого сражения зачастую превращаются в эдакие качели, когда целые дивизии бросают, а затем вновь отбивают утерянные позиции.

Деморализованная бригада окончательно выходит из сражения только в двух случаях:

  • когда полностью разбита и мораль ее солдат упала до нуля и ниже;
  • когда попадает в плен в полном составе, вернее в том, что от нее осталось после жаркой схватки.

Подготовительные бои длятся, небольшой промежуток времени: от 20 до 30 минут. Перед началом генерального сражения необходимо проходить все предварительные миссии. Благо их немного, как правило, две, и они дают следующие бонусы:

  • сокращают численность вражеской армии в генеральном сражении;
  • позволяют пополнить, развить и перевооружить армию главного героя.

Генеральные сражения отличаются от подготовительных боев несоизмеримо большим масштабом. Они длятся по два - три часа, состоят из нескольких этапов и в них участвуют огромные армии: по нескольку десятков тысяч человек с каждой стороны. Именно в генеральных сражениях раскрылся талант создателей Ultimate General: Civil War. Сразу видно, что они фанаты истории. Все важные сражения Гражданской войны США воссозданы с доскональной тщательностью, доходящей до маниакального увлечения деталями отдельных участков сражений.

Из-за этого все генеральные битвы воспринимаются как динамичный экшн, с огромным количеством драматических поворотов. В некоторых сражениях дело доходило до курьезов. Так, например, в начале боя я наголову разбил превосходящие силы противника. Однако уже на следующем этапе сражения пришлось срочно отступать на новый оборонительный рубеж. Иначе все мои войска могли попасть в окружение. Выглядело это приблизительно так: бег вприпрыжку через огромную карту. Причем зачастую мои бригады передвигались чуть ли не вперемешку с подразделениями противника. В финале второго этапа сражения вся эта сумасшедшая катавасия докатилась до заранее подготовленного рубежа обороны, и мне чудом удалось первым занять редуты.

В большинстве случаев после сражений войска главного героя несут большие потери и их необходимо восполнять. Важным источником восстановления численности бригад является навык главнокомандующего "медицина". Чем лучше он прокачан, тем больше солдат выздоравливает и возвращается в строй. Очень важный момент, восстанавливаются не только новобранцы, но и ветераны, вербовка которых стоит очень дорого.

Для восполнения безвозвратных потерь необходимо нанимать новых бойцов. Для этого нужны деньги и рекруты. Рекруты бывают двух типов:

  • новобранцы - это необстрелянные солдаты, только прибывшие из учебки;
  • ветераны - это самые ценные бойцы, повидавшие на своем веку не одно сражение.

Естественно при найме ветераны стоят в разы дороже, чем новобранцы.

При пополнении бригад в игре соблюден баланс между этими типами рекрутов. Не получится нанять во все войска исключительно одних ветеранов. На это не хватит никаких денег. И наоборот, невозможно задешево набрать только новобранцев. Банально не хватит рекрутов. Поэтому необходимо подходить к этому вопросу максимально рационально: набирать ветеранов в наиболее опытные бригады, участвующие во всех сражениях. Новобранцами стоит укомплектовывать второстепенные подразделения, выступающие резервом только в генеральных битвах.

По тому же принципу в Ultimate General: Civil War создаются новые отряды.

Все бригады во время сражений накапливают опыт. После достижения определенного уровня для них можно выбирать навыки, увеличивающие их боеспособность. Например: курс стойкости, обучение меткой стрельбе, снайпер, тыл и так далее.

Также в игре "прокачиваются" командиры бригад. Правда, они не получают навыков. Вместо этого им присваиваются очередные воинские звания. Так боевой офицер может дослужиться от капитана до генерал-майора. Чем выше звание у командира, тем боеспособнее его бригада.

Еще одним важным элементом проекта является арсенал. В нем можно покупать новые образцы оружия для любого рода войск, а затем перевооружать им отдельные подразделения. За счет этого бригады увеличивают свой боевой потенциал.



На этом я завершаю краткий экскурс по геймплейным особенностям Ultimate General: Civil War и желаю нашим читателям, решившим поиграть в данный проект, многих часов увлекательного и интересного времяпрепровождения.

Заключение

На первый взгляд Ultimate General: Civil War является бюджетным клоном игр знаменитой серии Total War. В проекте полностью отсутствует интерактивная стратегическая карта. Бои в тактическом режиме не столь красочны и в них минимум спецэффектов. Да и анимация в игре далеко не 3D.

Однако поиграв в Ultimate General: Civil War несколько часов приходит понимание того, что данное сравнение не уместно. Проект полностью посвящен истории Гражданской войны в США, причем упор делается на боевые будни армии. Игрок начинает сюжетную компанию с небольшой дивизией, состоящей из нескольких недоукомплектованных бригад. По мере ее прохождения его войско дорастает до нескольких корпусов, укомплектованных несколькими десятками полновесных бригад. И на протяжении всей игры он участвует во всех важных аспектах развития своей армии: сражается в небольших боях и грандиозных битвах, пополняет, перевооружает и создает новые бригады, развивает навыки у главнокомандующего и простых солдат. И делает много чего еще.

Стратегическая карта в игре выполнена в классическом стиле: игрок сам выбирает нужные ему миссии, как, например в Command & Conquer 3: Tiberium Wars.

Битвы в Ultimate General: Civil War уступают последним играм серии Total War в красочности и анимации войск. Однако в плане динамичности, проработанности и напряженности сражений данная игра значительно проработаннее знаменитых конкурентов. Генеральные битвы состоят из нескольких этапов и порой в них происходят абсолютно непредсказуемые события.

Отдельно стоит отметить исторических консультантов, помогавших создавать данный проект. В игре Ultimate General: Civil War кропотливо воссозданы важные события Гражданской войны в США 1861 - 1865 годов. Особенно тщательно и до малейших деталей реконструированы все генеральные сражения этого конфликта.

Графика в игре не блещет своей технологичностью, она откровенно упрощенная. Однако художники и дизайнеры постарались на славу, окружение и особенно сражения в Ultimate General: Civil War, полностью погружает игрока в атмосферу проекта.

Любителям истории однозначно стоит обратить внимание на эту игру. Нигде больше я не видел столь скрупулёзно воссозданных исторических событий. Поклонникам стратегий также не стоит проходить мимо. Игра наверняка им понравится за счет динамичных и порой непредсказуемых сражений.

Итоговые оценки :

  • Оценка игры - 8.
  • Оценка графики - 6.

Дмитрий Прилепских aka Phoenix

Благодарю за помощь в подготовке материала к публикации: donnerjack .

  • Ultimate General: Civil War – тестирование производительности
    Сводное тестирование одиннадцати видеокарт и шести процессоров в трех разрешениях и двух режимах работы.
Эта игра имитирует настоящую войну, где обстоятельства и человеческая сила не всегда равны и справедливы. Вы, конечно, можете вгрызаться зубами в землю и пытаться победить в любом случае, но так вы можете лишиться всей своей армии. Иногда отступить - это лучший вариант. У всех юнитов есть кнопка отступления с поля боя: так вы проиграете битву, но, возможно, сохраните войска.

2. Укрытия, укрытия и еще раз укрытия

Если ваши бригады должны пересечь открытое поле, чтобы атаковать тяжело защищенную позицию, доверьтесь своему инстинкту: это плохая идея. Деревья, здания, поля кукурузы/пшеницы и т. д. помогут вам защитить своих солдат. Укрытие уменьшает количество жертв, которые вам придется пополнять за свои деньги.

3. Репутация

У репутации есть три разных применения:
  • Когда у вас высокий уровень репутации, она обеспечивает дополнительный моральный дух всей вашей армии.
  • Это еще один ресурс, который вы можете использовать для запроса дополнительных солдат, денег, оружия или офицеров.
  • Самое главное - она определяет ваш успех как генерала, и если репутация будет слишком низкой, война для вас закончится гораздо раньше.

    Обычно я запрашиваю дополнительные ресурсы только перед крупными битвами, такими как Сражение при Шайло. Это критические битвы, поэтому я хочу повысить свои шансы на победу, укрепив свою армию. Опытные бригады получат более мощное оружие - к примеру, винтовки Лоренцо.

    Если вы уверены в своей армии, то вы можете оставить свою репутацию как боевой дух. Кроме того, не используя репутацию, вы ее наращиваете на случай, если вы понесете потери. Слишком много потерь, и ваш репутация падает до 0 или уходит в минус, после чего ваш генерал уходит в отставку. Таким образом, наличие дополнительной репутации позволяет вам выстоять после больших потерь.

    4. Управление армией

    Пока у вас маленькая армия, старайтесь, чтобы она состояла в основном из пехоты. Это основа любой атаки или защиты. Да, кавалерия очень полезна для разведки и уничтожения надоедливых стрелков/артиллерии, но в целом она не может защититься от пехотных бригад.

  • Оружейная : Во время боя вы будете захватывать оружие. Вы можете или оставить его себе и вооружить им войска, или же продать. Как правило, вам не нужно покупать новое оружие в оружейной. Создавая новую бригаду, вам покажут, сколько винтовок/пушек у вас есть и сколько вы можете купить. Все, что вам нужно купить, значительно увеличит стоимость новой бригады. 10 долларов за крестьянина с винтовкой x 1500 человек обойдется вам в 15 тысяч долларов только для того, чтобы вооружить их. Поэтому выгодно вооружить ваши новые бригады трофейным оружием.
  • Бараки : Офицеры - ключевой компонент вашей армии. Высокопоставленные офицеры обеспечивают более высокие бонусы всем, кто находится под их командованием. Например, майору будет сложно эффективно командовать полком из 2000 человек, поэтому лучше назначить как минимум капрала. Раненые офицеры останутся в ваших казармах до тех пор, пока не закончится данная военная кампания, затем они оправятся от ран и вернутся в строй.
  • Навыки : когда вы выигрываете битвы, вы получаете очки навыков. Здесь вы можете определить тип генерала. Имейте в виду, что организация армии - это уникальное мастерство, потому что, когда вы доберетесь до больших сражений, то под вашим командованием окажутся 3 и больше военных корпусов. Хотя и не обязательно иметь дополнительный корпус, с его помощью вы сможете проводить атаки с флангов или же получить подкрепление в середине боя. Впрочем, вы можете взять меньше отрядов, но при этом они все будут более опытные и хорошо вооружены.

    Наконец, не думайте, что вам всегда нужно увеличить свои бригады до максимального количества солдат. Если у вас есть 1000 ветеранов, добавление 1000 новичков - это не всегда хорошее решение. Возможно, лучше создать целую новую бригаду в 1000 человек, чтобы обеспечить дополнительные бригады в битве, чтобы помочь с фланговыми атаками и т.д.

    5. Кавалерия


    Есть два типа кавалерии в зависимости от того, чем они вооружены:
  • Кавалерия с пистолетом и мечом - это чистая рукопашная схватка. Они отлично подходят для того, чтобы незаметно подкрасться с тыла и напасть на незащищенную артиллерию, предметы снабжения и даже офицеров. Они также могут уничтожить вражеских стрелков, если смогут их поймать. Держите их подальше от вражеской пехоты.

    В дополнение к своим рейдерским способностями, такие кавалеристы могут использоваться в больших количествах (500+) для атаки и уничтожения марширующих вражеских бригад в два или три раза больше своего размера. Они могут быть наковальней для вашего пехотного молота.

  • Кавалерия с карабинами более-менее подходит против стрелков, а также для разведки. Но имейте в виду, что такие юниты дорогие.

    6. Артиллерия

    Дорогая, но полезная, так как наносит дополнительный урон врагу и может повлиять на ход боя. Кроме того, артиллерия играет решающую роль в организации обороны и может справиться с крупными вражескими атаками.

    Разместите артиллерию позади главной линии пехоты, за более крупными бригадами, которые могут брать удар на себя. Убедитесь, что она может стрелять, потому что на передвижение пушек требуется некоторое время. С другой стороны, не позволяйте им быть слишком далеко, так как тогда они не смогут использовать боеприпасы средней дальности, которые рассеивают отряд противника и совершают больше убийств.


    Как правило, рекомендуется иметь 1 артиллерийскую бригаду на дивизию из 5 бригад или по одному подразделению на 6 бригад. Количество орудий варьируется, но вы должны обеспечить бригады 6-7 орудиями и обязательно использовать все пушки, которые захватили в боях.
  • Пехота и кавалерия не могут стрелять друг в друга. Таким образом, если вы хотите увеличить огневую мощь, то понадобится длинная линия из солдат.

    Исключение - ближний бой. Когда отряд вступает в рукопашную схватку, ранее заблокированные бригады теперь могут стрелять в ближнем бою.

    Артиллерия игнорирует юниты и может стрелять во что угодно.

  • Всегда атакуйте с флангов, так как это увеличивает моральный урон и ускоряет отступление вражеских юнитов.

    Стрелки всегда бегают и утомляются гораздо меньше, чем обычные линейные юниты, поэтому они отлично подходят для фланговых ударов.

  • Итак, заметил, что в стиме нет русскоязычных гайдов по этой замечательной игре, поэтому решил в силу своих знаний и способностей изложить накопленный опыт, надеюсь, что кому-то поможет.

    NOTE: Я ни в коем случае не считаю себя гением этой игры. Вполне допускаю, что мои познания примитивны, а тактика очевидна. Впрочем, как говорится, “на безрыбье …”
    Общие советы
    Обучение – боем
    В игре нет обучения как такового. Поэтому лично я советую учиться посредством исторических сражений.

    Почему?

    • В отличие от кампании, Вам не придется лично заниматься подбором юнитов для сражения. Это поможет на первых порах сконцентрироваться чисто на самих битвах.
    • Вы сможете начать с простейших битв и перейти на более сложные, в то время как в кампании провал первой миссии означает поражение во всей кампании.

    Какие битвы лучше всего подходят?

    Лучше всего начать с оборонительных. ИМХО, идеальный вариант тут – Битва при Фредериксберге за Конфедерацию. В общем то, она настолько простая, что практически не требует никаких навыков + в кач-ве бонуса, у конфедератов большое количество кавалерии, что позволит сразу осваивать ее использование.

    Чуть по сложнее – Битва при Энтитеме, опять же за Южан. Опять же оборона, но уже требует активных действий.

    В завершение можно пройти ту самую Битву при Геттисберге. Да, за Южан.

    Не используйте ускорение
    Категорически не рекомендую во время прохождения кампании использовать ускорение, по крайней мере на первых порах. Больше того, советую в самом начале боя раздавать приказы в режиме паузы.

    Не бойтесь начинать заново
    Официальный FAQ уверяет, что игра устроена таким образом, что вы не обязаны побеждать в каждом бою. Может и так, но победа всегда лучше. Помимо очевидных причин (поражение, ничья) поводом перезапустить задание могут быть большие потери, попытка изменить тактику.

    Важно для “больших сражений”!: Вы не будете точно знать сколько этапов большого сражения вам предстоит пройти. Иногда Вы можете положить сотни солдат ради взятия позиции, которую в следующем этапе придется оставить, либо, напротив, взять ее будет уже проще.

    Репутация используется двумя путями: либо в качестве бонуса для боевого духа, либо как “валюта” для выклянчивания у правительства некоторых плюшек, например дополнительные деньги, новобранцы, пушки, винтовки, командующие.

    В бонусе к боевому духу я не вижу смысла вообще, посольку, во первых, у репутации есть лимит в 100 очков, поэтому достигнув его ваши будущие победы будут уходить в никуда. Во вторых, если вы хорошо воюете, ваши солдаты и так не побегут (спасибо, кэп).

    На что лучше тратить очки репутации? Я тратил их в первую очередь на дополнительные деньги и людские резервы. Иногда – на генералов. Пушки не покупал ни разу. Один раз, перед штурмом Ричмонда за северян закупил топ винтовки.

    Боеприпасы – наше все
    Израсходовав боеприпасы юнит сильно теряет в боеспособности. Как ни странно, полностью стрелять юнит не прекратит, это лишь приведет к серьезному штрафу к скорости перезарядки. Можно вкачивать характеристику “тыл” у командующего для бонуса к боеприпасам, но гораздо лучше просто закупать больше снабжения. ~25000 для каждого корпуса должно хватать за глаза

    Хотя на все битвы в игре отведено время, оно далеко не всегда беспощадно. Проще говоря, когда таймер дойдет до отметки 0, чаще всего у вас будет определенное количество времени завершить сражение в вашу пользу.

    ВАЖНО! Некоторые сражения могут завершиться раньше времени, если вы достигнете нужных целей быстро. Напротив, бывает и так, что сражение не закончится даже если вы уже захватили нужные позиции и даже разбили врага на 100%. Пример ниже – битва при Колд-Харбор за северян. Враг уничтожен полностью, а битва еще идет.

    Биография командующего
    Для начала мы выбираем несколько особенностей биографии нашего генерала (читай – нас самих), которые зададут несколько параметров на старте. В принципе, глобального значения не имеет, т.к. по завершении кампании вы прокачаете практически все характеристики, но я бы все же советовал пойти следующим путем:
    Тактик (+1 к организации и +1 к разведке) > Кавалерия (припасы +1, разведка +3) > Политика (политика +3, экономика +1)

    Почему именно так? У нас на старте сразу будет 4 пункта разведки. Собственно, начиная с этого момента про эту характеристику можно забыть вообще. Функция разведки в этой игре – инфа об армии противника, т.е. непосредственно на ход боя она не влияет никак. Но, например, с 3 очками разведки ползунок в верхней части экрана будет серым, и Вы не будете иметь представления о том, у кого на данный момент численный перевес, а эта информация бывает важна.

    Собственно, Союз (северяне) и Конфедерация (Южане)

    Глобальной разницы между ними нет, так что в основном доверьтесь зову сердца. Впрочем, сказать что разницы нет вообще я тоже не могу.

    • Если говорить совсем в общих чертах, то за Северян больше заданий на оборону, соответственно за Южан больше миссий на наступление. Причем, говоря про последних, есть пара сражений, когда вы сначала защищаетесь, а потом контратакуете. Не всегда это такая уж простая задача.
    • За северян чуть больше денег и личного состава.
    • У южан нехватка людей компенсируется опытом – [если назначен опытный командир] бригада начинает с уровнем 1 звезда.
    • В некоторых миссиях северянам помогает флот.

    В качестве примера – характеристики моего полководца перед последним сражением кампании за Союз – битву за Ричмонд


    Итак, по списку:

    • Политика – влияет на то, сколько плюшек нам дадут за победу в сражении
    • Экономика – влияет на скидку на закупаемое оружие
    • Медицина – влияет на количество солдат, которые выживут после боя
    • Обучение – влияет на скидку на пополнение бригад ветеранами
    • Организация армии – влияет максимальную численность армии
    • Тыл – влияет на количество боеприпасов у юнитов.
    • Реконгосцировка – влияет на наличие данных о враге

    Итак, рассмотрим более подробно, от самого нужного, до самого ненужного (на мой взгляд)
    Медицина – самая нужна вещь. При прокачке ее на максимум, у вас будет восполняться 20% от ваших потерь. Во-первых, это важно для ветеранских полков, поскольку помогает сэкономить на пополнении. Во-вторых, вам приходится тратить меньше людских ресурсов после боя на восстановление потерь. Один профит.
    Политика – на самом деле важный параметр, поскольку при прокачке его на максимум и успешного освоения навыков ведения боя, вы после каждого сражения за счет полученных ресурсов будите выходить в плюс, таким образом наращивая общую численность армии
    Организация армии – нет смысла тратить на нее очки карьеры, пока вы полностью не укомплектуете уже юмеющиеся корпуса>дивизии>бригады. Нужно улучшать постепенно, по мере прохождения игры. Хотя у меня этот параметр остался на отметке 9, все равно он остается одним из важнейших.
    Обучение – скидка на ветеранов нужна для того, чтобы проще было доводить отряды до статуса элитных (3 звезды).
    Экономика Скидка на оружие нужна ближе к концу игры с тем, чтобы закупать лучшее оружие для элитных дивизий
    Тыл – в конце, когда будут лишние очки карьеры, можно немного улучшить. В целом, если вы, следуя моему совету, закупаете снабжение в количестве ~25000 на корпус, то особого смысла в прокачке этой характеристики нет.
    Реконгосцировка – если вы следовали моему совету по биографии полководца, то на начало игры у вас уже достигнут 4 уровень оной, и, как видите, к концу игры он таковым и остался.

    Собственно, я осознанно не пишу пошагово какие характеристики улучшать, поскольку это довольно индивидуально.

    Обзор юнитов

    Пехота
    Царица полей. Костяк вашей армии и ее основная живая сила. 90% вашей армии будет состоять из нее. По своим задачам универсальны – могут успешно сражаться против любого другого юнита.

    HINT: у пехоты есть возможность в ходе боя выделить из своего состава отряд легкой пехоты. Это можно использовать двумя способами:

    • Отправить застрельщиков к снабжению, таким образом пополняться боезапас будет и у них, и у самой бригады
    • В некоторых ситуациях, вместо того чтобы прорываться к необходимой позицией всей армией, можно просто пробежать туда этим взводом.

    Легкая пехота (застрельщики)
    Основная цель – небольшие вылазки на врага с целью затормозить его, нанести определенный урон. В больших перестрелках лучше чувствуют себя во вспомогательной роли. Условно застрельщиков можно поделить на 2 типа: с дальнобойными винтовками и скорострельными. На мой взгляд скорострельность – это не про этих ребят, учитывая что и дальнобойные винтовки они заряжают быстрее обычной пехоты, а радиус у скорострельных винтовок на порядок хуже.

    Кавалерия
    Основная цель – захват вражеского снабжения, ликвидация артиллерии. Переодически – отвлечение отрядов противника. Реже – борьба с застрельщикам. Очень редко – добивание отступающих (да, как бы дико это не звучало. Отступающий отряд пехоты из 1000 человек в один прекрасный момент передумает, и начнет раздавать вашим кавалеристом неиллюзорных пестонов).

    Собственно, как и застрельщики, делятся на 2 категории, но уже более различные:

    • классические коняшки с саблями
    • драгуны, то есть товарищи с винтовками

    Какие лучше – тут уж на чей вкус. У драгун функционал больше, хотя бы потому что могут спешиться и выступать в качестве застрельщиков. Но, как можно догадаться, такой юнит требует контроля.

    Артиллерия
    В неумелых руках бесполезная хрень, в умелых – богиня войны. Многие, кто начинает играть жалуются, что артиллерия сносит по несколько человек с залпа, следовательно – юзлесс. На самом деле в чем они работают 100% – это снос морали. Второй момент – их количество. Да, артиллерия будет вторым по численности составляющим армии, но ударной силой не будет в любом случае как минимум в силу слабой мобильности. Для эффективного использования должны быть ВСЕГДА как можно ближе к передовой, будь то оборона или наступление, ибо в ближнем бою переходят на картечь, и вот тогда уж реально творит чудеса.

    Ваша армия состоит из корпусов. Корпуса состоят из дивизий. Дивизии состоят из бригад. Количество корпусов, дивизий, бригад дивизий и, наконец, численность самих бригад зависит от одной характеристики полководца – организации.

    Максимальная численность бригады по типам юнитов:

    • Пехота – 2500 чел.
    • Застрельщики – 500 чел.
    • Кавалерия – 750 человек.
    • Артиллерия - сколько человек, но так – 24 пушки.

    Теперь поговорим о командирах. Хотя игра изобилует от исторических персон той эпохи, каких либо персональных характеристик у них нет. На эффективность бригад непосредственно влияет командир бригады, чуть меньше – командир дивизии. Эффективность зависит от звания. Если быть еще точнее, от звания зависит эффективность командования бригадой определенной численности. Теперь по подробнее.

    На должность командира корпуса советую назначать полководцев званием не ниже генерал-майора, на должность командира дивизии хотя бы бригадного генерала. С бригадами несколько сложнее.

    Обычно при формировании новой бригады я исходил из следующих установок:

    • Пехотная бригада – 1600 человек – подполковник
    • Застрельщики – 350 человек – майор
    • Кавалерия – 500 человек – майор
    • Артиллерия – 12 пушек – капитан.

    Важно помнить, что звание в этой игре не статично, т.е. полковник, который на 99% набрал опыта на звание бригадного генерала, может вполне успешно командовать бригадой из 2400 человек, а не из 2000, как я обычно устанавливаю для полковников. В целом, корреляцию между соответствием звания командира и численностью его бригады лучше всего отслеживать при ее пополнении в графе “эффективность”. Если она начнет уходить в минус, будет примерно такая картина:

    Состав дивизии
    Лично я укомплектовываю дивизии по следующему принципу:

    • Для первой дивизии первого корпуса: 1 арт. бригада, 1 бригада кавалерии, 4 пехотных бригады.
    • Для второй дивизии и третьей дивизии первого корпуса: 1. арт бригада, 1 бригада застрельщиков, 4 пехотных бригады.
    • Для всех последующих: 1 арт. бригада и 5 пехотных.

    Например, вот состав первого корпуса перед финальным сражением

    И, для большего понимания, состав второго корпуса

    Вооружение
    На протяжение игры Вы будете открывать новые, более совершенные виды оружия. Его арсенал варьируется от примитивных мушкетов до многозарядных винтовок Спенсера. Впрочем, последними вооружить не получится даже одну целую бригаду из 2500 человек.

    Собственно, ответ на вопрос чем вооружать – прост до безобразия. Лучшие винтовки, с большей эффективностью и лучшей скоростью перезарядки закупайте на вооружение для самых опытных бригад. Новоборанцам выдавайте оружие похуже.

    ВАЖНО! Самая худшая в игре винтовка (мушкет) Farmer – не закупайте своим солдатам никогда. Если вы играете за южан, то ее минус будет состоять в том, что солдаты Союза ее не используют, следовательно она не будет выпадать в трофеях, и вы просто будете выбрасывать деньги на ее покупку. Во вторых, это настолько бесполезное оружие, что пехота вооруженная ей превращается просто в пушечное мясо.

    P.S. На эффективность рукопашной ориентироваться нет никакого смысла. Исход рукопашной решается не в самом бою, а в том, какая сторона успеет выпустить больше залпов по сражающимся (да, в этой игре понятия friendly fire нет).

    Интермисся – это промежуточный этап между боями. Во время нее вы решаете куда потратить очки карьеры, занимайтесь реорганизацией армии после последнего сражения.

    Во время кампании интермиссии не будет лишь 2 (3 у северян) раза: перед самой первой миссии в кампании (она же битва, которую вы не имеете права проиграть, и сразу после сражения при Чанселлорвиле, когда вас перекинет на Захват Салем-Черч. У северян 3 раз приходится на конец битвы при Колд-Харбор – вас отправят защищать Вашингтон.

    После решения организационных вопросов, вам необходимо решить, какую битву вы будете проходить дальше. На выбор будет несколько “малых” сражений и одно большое. Большое сражение является своего рода промежуточным этапом. Завершив большое сражение, маленькое уже пройти нельзя. Так что я настоятельно рекомендую всегда завершать сначала малые сражения, т.к. помимо награды в виде денег, личного состава и очков карьеры, вы накладываете штраф на противника в большой битве.