Открыть левое меню хеврон. Хеврон

Некоторые города влюбляют в себя, какие-то разочаровывают. Иногда, погуляв по улицам нового места, у тебя остаётся множество вопросов. В Хевроне всё по-другому. Город задаёт вопросы тебе.

Очень странные ощущения. Писать рассказ про Хеврон непросто. Наверное, это самый странный город на планете. Он практически вымер. Город-призрак. И в то же время - живее всех живых, всё здесь бурлит, как в мегаполисе. На 250 тысяч арабов - 600 человек еврейского населения. Но их присутствие заметнее, чем где-либо в Израиле.

Огромное поселение физически разделёно надвое: одна и та же улица может быть разрублена напополам, между евреями и арабами. Берлинская стена отдыхает.

1 Если заезжать в Хеврон с арабской стороны - ничего необычного, обыкновенный палестинский город. Повсюду базар и торговля, чтобы ездить в таких условиях - нужны железные нервы и стальные яйца.

2 Хевронцы живут своей жизнью, верблюжатинкой вот торгуют. Это местный деликатес. Тушёный верблюд по-хевронски - знаменитое блюдо. А каждый день можно забить только лишь одного верблюда.

3 Сегодня город расположен на территории Палестинской Автономии, однако он разделён на две части, H1 и H2, арабскую и еврейскую. И тем, и другим запрещено переходить границу, город существует как два отдельных. Вот типичная улица арабского Хеврона. Стоит посмотреть наверх, увидите большой израильский флаг и будку-башню на крыше. Блокпост израильской армии. Большой брат следит.

4 Когда-то эти улицы были единым целым, и даже не было отдельных кварталов. И арабы, и евреи жили вместе, соседствовали помаленьку, торговали друг с другом, и даже иногда ходили в гости. Теперь же сделать это, скажем так, проблематично. Лестницы завалены мотками колючей проволоки егозы, улицы просто-напросто перекрыты бетонными блоками.

5 Здесь была шумная торговая улица. Сегодня эта лавка - последняя. Торговец-араб указывает в сторону высокой стены, в которой есть бронированная дверь на еврейскую территорию. Изнутри она не открывается.

6 Хевронцы, кажется, почти свыклись с таким положением дел. Но они всё очень хорошо помнят. Любая искра вызовет новый, ещё более сильный взрыв.

7 Из-за чего возник конфликт и почему город оказался разрезан надвое? Из-за общих корней евреев и арабов. Конкретнее - из-за могил праотцов, известных каждому по Библии: Аврааму, Исааку и Якову. Кости эти значимы для всех трёх мировых религий, особенно для иудеев и мусульман. Для последних это и вовсе четвёртое по святости место, после Мекки, Медины и Иерусалима.

Так, исторически Хеврон был более арабским городом (хотя ислам пришёл сюда позже, но засел в головы людей плотнее), но иудейская община существовала в нём с самого основания. И жили они относительно тихо-мирно. До 1929 года, когда здесь, в Хевроне, случился еврейский погром. Как вы знаете, в двадцатые-тридцатые годы многие люди возвращались со всего света сюда, на Святую землю, хотя до создания государства Израиль были долгие годы. Но арабам очень не по нраву был резкий приток эмигрантов. В результате стычки погибло 67 евреев, было сожжено около сотни домов. Жители испугались и начали убегать, переселяться в другие города.

8 Почти сорок лет арабы радовались одиночеству: сперва, после войны за независимость Израиля, весь Западный берег, включая Хеврон, отошли Иордании. Связь евреев со своими святынями была прервана не только здесь, но и в Иерусалиме (как помним, Храмовая гора, например, до сих пор в иорданских руках). А вот в 1967-м, в ходе Шестидневной войны, территории эти вернулись под израильский контроль. Третье возвращение евреев арабским жителям совсем не понравилось, с тех пор началась самая кровавая страница в истории города. Которая, на самом деле, не дописана до сих пор.

9 Дозорные башни - совсем не просто так. В бронированных будочках дежурят солдаты ЦАХАЛа. Вот этот парень долго наблюдал за тем, как я бродил по улицам и снимал их с разных ракурсов. Солдат наблюдал с еврейской высоты, я гулял по арабской части. В какой-то момент я вылез на крышу одного из домов и наши взгляды встретились. Ничего, ровным счётом ничего. Посмотрел и отвернулся. Человек с большой камерой его не заинтересовал. В этих краях это значит турист, а не шпион.

10 Здесь была обыкновенная городская улица. При разделении города она осталась в арабской части, перпендикулярная ей - в еврейской. Поэтому улицу просто загородили блоками. Но до блоков ещё двадцатиметровая полоса безопасности, колючая проволока и забор.

11 “Второй этаж” одной из арабских улиц. Железные навесы защищают торговые ряды от солнца, не более того.

12 По сравнению с шумным или туристичным , здесь немноголюдно. Как почти везде в палестинских городах, почти каждая улица базар. Но здесь торговля вялая, за клиентов буквально дерутся.

13 Камень из прошлого. Эта мемориальная доска на иврите висит до сих пор. Арабы её почему-то не трогают.

14 Есть сувенирные ряды, предлагают всё подряд. Нужно же чем-то заинтересовать немногочисленных иностранных туристов. Иностранных - потому что израильтянам сюда нельзя. Какие здесь сувениры? Ну вот, например, первоклассные поделки, сделанные руками палестинских женщин. Ещё монетки старые: сегодня в автономии в ходу обыкновенные израильские шекели, а когда-то у них были и свои деньги.

15 Одна из палаток очень странная. Здесь показывают фотографии израильских поселенцев, занявших арабские дома : просто фотографии обычных людей. И рядом - араб в инвалидном кресле.

16 Ещё мужчина-торговец показывает видеозапись с камеры, где израильская армия разгоняет еженедельное мирное шествие хевронских арабов . На видео, в самом деле, видно, как открываются ворота и с израильской стороны приходят люди в касках и бронежилетах. Дальше всё это напоминает то, чем заканчивается почти что каждый российский митинг: ОМОНовцы тащат народ в автозаки. Куда тащат здесь - непонятно. Видео начинается непосредственно с винтилова, что ему предшествует, нам не показали. Нужно понимать, что и солдаты не ангелочки, и арабы - не безвинные ягнятки.

17 Хеврон очень старый город. Настоящий, подлинный Middle East. Здесь много закоулков и дворов-колодцев. Реалии сегодняшнего дня заставили подпортить вид: небо теперь в клеточку. Каждый такой дворик закрыт сеткой: говорят, поселенцы-израильтяне балуются и сбрасывают на арабов всякий мусор.

18 Я делаю эту фотографию с палестинской части. Там, где стоит будка - уже Израиль. В некоторых местах арабы и евреи до сих пор соседствуют, но через дверь им в гости не сходить. Через окно тоже.

19 Многие кварталы почти полностью заброшены, такая красота пропадает.

20 Улицы оказались отрезанными друг от друга, некогда шумный проходной двор становится тупиковым. Арабам тоже не нравится жить в постоянном напряжении, многие уезжают, оставляя после себя пустые дома.

21 Страшнее всего понимать, что это вряд ли когда-то закончится. Смотришь на этих ребятишек, обычные мальчишки идут из школы. Там, по другую сторону стены, возвращаются из своей школы еврейские ребята. Они могли бы дружить, но они даже не могут встретиться. Зато с самого детства они слышат об оккупантах и врагах, что с одной, что с другой стороны.

22 В компьютерном клубе они играют в стрелялки. Помню, была такая игра, “Контр-Страйк”. Мне она никогда не нравилась, чего не скажешь о подавляющем большинстве. Там все играли по сети, друг с другом. Одни - на стороне террористов, другие за полицейский спецназ. И декорации были такие похжие на Хеврон.

Так что, в каком-то смысле стена помогает. Не претворить компьютерную игру в жизнь. Здесь это кажется совсем простым.

23 В дозорной будке сегодня дежурит кот.

25 А вот рыночная улица. Несмотря на разгар дня, совсем пустая. Все лавки закрыты. Причём, мне кажется, много лет.

26 Стальная клетка КПП между двумя Хевронами. К туристам не особенно пристают, у меня даже не проверили паспорт. Видно, что чекпоинт сделан прямо в арке бывшей улице, видите всё те же торговые лавки по обе стороны?

27 Куда более строгий контроль нас ждёт через сто метров от КПП. Здесь вход в Пещеру Праотцов: то самое здание, из-за которого и поделили весь город напополам. Вооружённые до бровей полицейские проверяют документы, спрашивают вероисповедание и отбирают острые предметы.

28 Мы входим на мусульманскую сторону, здесь мечеть. Возле входа очень необычные ворота: здесь могут прятаться солдаты на случай нападения. И всё это - неспроста. Именно здесь, ровно двадцать лет назад, в 1994-м, случилась кровавая бойня. Поселенец Барух Голштейн, обычный врач, ворвался в мусульманскую часть Пещеры в ночь перед Рамаданом и расстрелял кучу народу. История крайне мутная, если хотите - прочтите в интернете хронологию и последствия. Но именно после того случая между двумя частями одного здания построили внушительные ворота.

29 С этой стороны - обыкновенная мечеть. “Домики” изображают могилы. На самом деле, люди похоронены глубоко внизу. Собственно, в пещере.

30 Пещера - место сакральное для иудеев, мусульман и христиан. Кроме Авраама, Исаака, Иакова здесь похоронены их жёны. А ещё, если верить легенде, именно здесь покоятся Адам и Ева. Но попасть туда нельзя никак, считается святотатством. Можно посмотреть на огонёк свечи глубоко внизу, через эту дырку. С израильской стороны посмотреть нельзя.

31 В особых круглых комнатах, с окнами, но без дверей, стоят саркофаги. Как раз они и олицетворяют могилы древних “патриархов”. Окно напротив - еврейская часть. Между ними - пуленепробиваемое стекло. На всякий случай.

32 А вот и двери, разделяющие здание. Совсем близко, но попасть “на ту сторону” местные не могут никак. Только такие как я, туристы с паспортом третьей страны.

33 Туристов в Хеврон не возят. Некоторые добираются самостоятельно, но обычно они смотрят либо один, либо другой Хеврон: то ли времени не хватает, то ли военные не пускают, как в случае с израильтянами. Разумеется, я не смог отказаться от возможности посмотреть обе стороны баррикад. Израильские полицейские вежливо проверяют документы, видят, что я не имею отношения к сторонам конфликта и разрешают пройти в еврейскую зону.

34 Отсюда всё вообще совершенно не кроваво смотрится. Но как-то отпускает. В арабской части испытываешь напряжение, и не только в Хевроне, а вообще. Там вечный базар, шумиха: это интересно и колоритно, но быстро приедается. Приставучие торговцы не добавляют комфорта. На израильской стороне - почти полная тишина.

35 Мицва-мобиль. Это иудеи всего мира переняли из Америки, где проповеди с колёс популярны у всех цекрвей. В данном случае это мобильная синагога. Можно подойти, поговорить с раввином, взять религиозную литературу.

36 Пещера праотцов, Махпела, с другой стороны. Есть основания полагать, что это самое древнее ныне существующее здание, не утратившее своего первоначального назначения. Говорят, этому строению две тысячи лет, и построено оно было во времена Ирода Великого. Комплекс никогда не достраивался и не перестраивался.

Да, лучший ракурс открывается с израильской стороны. А ведь долгое время, почти восемьсот лет, всё было совсем наоборот. Восемь веков место было закреплено за мусульманами. Евреям вход в пещеру был запрещён. До 1967 года евреи могли молиться снаружи, как у Стены Плача.. Молившимся было запрещено подниматься выше, чем на седьмую ступень. Израиль отменил запрет после Шестидневной войны, и "седьмая ступень” была разрушена. Однако, и после этого иудеям позволялось заходить внутрь лишь в определённые часы. Всё изменилось после теракта 1994 года, той самой бойни. С тех самых пор правительство Израиля разделило здание перегородкой, и на сегодняшний день мусульманам осталось лишь 35% площади.

37 Здание Махпела огромно, но для публики открыта лишь очень крохотная часть: в пещеры нельзя, на верхние этажи нельзя, на крышу - и тому подавно. По сути, доступен лишь один этаж: с арабской стороны это классическая мечеть, ну а с еврейской - типичная синагога.

38 Обстановка здесь - прямо противоположная мечети. Там всё тихо и чинно, люди молятся на коленях в одиночестве. У евреев - весёлый праздник, люди водят хоровод и поют песню.

39 А вот тот же самый саркофаг, что мы видели ранее. Обратите внимание на мусор на полу: поставили пуленепробиваемое стекло, а люди всё равно друг в друга кидаются.

40 Двери-перегородки с другой стороны. Замки именно с этой стороны, и здесь сидит вооружённый полицейский.

41 Но то, где мы были до этого - ещё не израильская сторона Хеврона, а лишь еврейская часть Пещеры Патриархов. Настоящий “Хеврон-два” начинается чуть дальше. Минуем ещё один пост, показываем паспорт и оказываемся в абсолютно мёртвой зоне: ни одного человека вокруг. Это зона отчуждения,

42 Хотя и “хеврон-два” сам по себе выглядит не очень живым. Так ведь и обитателей здесь, как писал выше, шестьсот человек. В этих домах жить просто некому. Балконы закрыты мелкой решёткой, чтобы не кидали камни и коктейли Молотова. Эти балконы - арабские, а сама улица - еврейская. Интересно, каково это - жить и смотреть в окно на мир, куда не можешь попасть? При том, что этот мир - соседняя улица.

43 Хевронская стена во всей красе.

44 На израильской стороне.

45 Ещё одна брошенная улица. Сегодня это ничейная земля.

46 Находясь на еврейской стороне, поднялся на крышу и подошёл к солдатской будке. Израильские солдаты никогда не запрещают себя фотографировать. Постоять и понаблюдать вместе с ним можно совершенно спокойно.

47 Не только солдаты, но и сотни видеокамер следят за тем, что происходит на арабской стороне Хеврона. Арабы под колпаком.

48 Палестинцы отвечают собственной “флаговой атакой”. Хотя смотреть на них некому, разве что туристам.

49 А вот одно из немногих живых зданий на еврейской стороне. Кажется, это синагога.

50 Так выглядит небольшое КПП между районами. Внутри - рамки металлодетекторов и солдаты. Когда вы выходите в арабский Хеврон, никто не спрашивает документы и даже не поворачивает голову на писк рамок. Там вы - сами за себя.

51 Гулять по Хеврону очень интересно как фотографу, но очень тревожно как человеку. Очень быстро осознаёшь, насколько мелкими могут быть твои собственные проблемы.

52 А ведь так со стороны может на минуту показаться, что мир уже достаточно взрослый и опытный, а история полна живых примеров. Но нет ещё, не навоевались. И планета доказывает это каждый день.

Вконтакте

Хеврон - крупнейший город в южной части реки Иордан в , столица провинции Хеврон.

Расположен в 30 км южнее Иерусалима на высоте 927 м над уровнем моря.

Население около 229,3 тыс. палестинцев (2009) и 800 израильтян, проживающих в историческом еврейском квартале, который находится под контролем израильской армии.

Самое известное историческое место в Хевроне это (Патриархов), которая является святыней для иудеев, христиан и мусульман.

История

После завоевания евреями Ханаана вошел в надел и был передан семье Халева, сына Иефоннии (Калева бен Иефуне).

Еврейское население непрерывно жило в Хевроне в течение более 3 тысячелетий - с 13 в. до н.э. и по 1929 г.

Хеврон стал первой столицей в 950 г. до н. э.

До Первой мировой войны - под .

Английские власти не обращали внимание на призывы арабских лидеров к уничтожению еврейской общины в Хевроне.


В 1929 г. это привело к массовому в городе. Было убито 67 евреев, сотни евреев были искалечены. Еврейская больница Бейт-Хадасса, в которой лечились все жители города, была разграблена и разрушена.

В 1936 г. еврейское население Хеврона было эвакуировано из города.

В 1948-67 гг. Хеврон был оккупирован Иорданией. В ходе 1967 г. оказался под контролем Израиля.

В 1968 г. инициативная группа во главе с равом Моше Левингером решила возобновить еврейское присутствие в Хевроне.

Со временем были созданы 3 еврейских квартала: Авраам-Авину, Бейт-Хадасса и Тель-Румейда.

В возрождении еврейского Хеврона важную роль сыграл репатриант из СССР, профессор физики Бенцион Тавгер. Его усилиями были восстановлены из руин синагога, носящая имя Авраама, и старое еврейское кладбище.

Современное положение

В начале 1997 г., в соответствии с Хевронскими соглашениями город был разделен на два сектора: H1 и H2.

Сектор H1, в котором проживает 120 тыс. палестинцев, перешел под контроль .


Сектор H2, который населяют 30 тыс. палестинцев, остается под контролем израильской армии для защиты нескольких сотен жителей еврейского квартала.

Перейти из сектора в сектор можно через любой из 16 израильских контрольно-пропускных пунктов.

В Хевроне зачастую происходят вооружённые столкновения между израильской армией, еврейскими поселенцами и арабами.

Фотогалерея







Население: 229,3 тыс.

Телефонный код: +972 2

Время: UTC+2

Полезная информация

Хеврон
ивр. חֶבְרוֹן‎, «Хеврон»
араб. الخليل‎‎, «Аль-Халиль»
англ. Hebron

В Библии также упоминается как Кириаф-Арба (Быт.23:2, 35:27).

www.hebron-city.ps англ/араб

Теракт Гольштейна

В 1994 г. врач Барух Гольдштейн вошёл в Пещеру Патриархов с заряженным автоматом в то время, когда там молились мусульмане, и начал стрелять в молящихся.

В результате погибли 29 человек и десятки были ранены. Барух Гольдштейн был растерзан толпой, а созданная израильскими властями комиссия признала его поступок преднамеренным и необоснованным убийством.

После этого инцидента израильские власти разделили Пещеру Патриархов таким образом, чтобы евреи и арабы не молились в одном помещении и не имели контакта между собой.

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Город Хеврон располагается в южной части Западного берега реки Иордан в Палестинской автономии , являясь столицей провинции Хеврон. Это один из древнейших городов на планете и, к сожалению, один из наиболее небезопасных. Он разделён на две части. В арабском секторе проживает немногим более 150 тысяч человек арабского происхождения, а в еврейском, восемь сотен израильтян и 30 тысяч палестинцев. Еврейская община уже долгое время живёт под охраной израильской армии, которая неусыпно следит за соблюдением порядка, поскольку регулярные вооружённые конфликты на религиозной почве давно стали отличительной чертой этого региона. Между секторами, имеющими условные обозначения H1 и H2, существует 16 контрольно-пропускных пунктов, пройти через которые можно только после полной проверки на наличие какого-либо оружия и предметов, представляющих угрозу местному населению, а также проверки паспорта.

В последние годы, из-за постоянных войн и столкновений, многие улицы Хеврона превратились в настоящее поле сражения. Выбитые стёкла домов, разрушенные взрывами бетонные основания, покореженные здания, вывернутая с корнем арматура и бесхозные деревянные балки, стали своеобразным символом этого старинного города, известного своими историческими достопримечательностями, являющимися к тому же важным культурным наследием для всего мира.

Хеврон находится всего в 30 километрах от Иерусалима, на высоте 927 метров над уровнем моря, и несмотря на довольно напряжённую политическую ситуацию, остаётся важнейшим религиозным центром для большинства верующих. Главной святыней города является знаменитая пещера Махпела , где согласно монотеистической традиции были захоронены Адам и Ева, а также некоторые библейские патриархи. Здание, где предположительно находятся захоронения, стоит здесь со времён Ирода Великого. На сегодняшний день в его стенах проходят и христианские и мусульманские богослужения. Данных по результатам исследования пещеры Махпела совсем немного, поскольку мусульманские власти всячески препятствуют её глубокому изучению. Однако сведения о существовании здесь многочисленных подземных гротов и лабиринтов имеют под собой серьёзные основания. 25 февраля 1994 года здесь произошёл всемирно известный теракт, когда коренной израильтянин Барух Гольдштейн (врач по профессии), убил из автомата 29 мусульман прямо во время молитвы, после чего был растерзан обезумевшей толпой. Через некоторое время на еврейском кладбище появилась его могила, с надписью, гласившей о том, что Барух Гольдштейн отдал свою жизнь за еврейскую нацию. Со временем, могила стала местом религиозного паломничества, но вскоре решением Верховного Суда была уничтожена, как нарушающая запрет об установке могильных памятников террористам.

Для русскоязычной части населения Хеврона важнейшим местом для поклонения является Монастырь Святой Троицы , украшающий арабский сектор. Ещё в позапрошлом столетии представителями Русской Духовной Миссии в городе был выкуплен небольшой участок земли, с произраставшим на нём Мамврийским дубом, имевшем историю свыше пяти тысяч лет. Согласно Библии именно у его подножия произошли события, описываемые в Ветхом завете, когда Аврааму явились три ангела. Через некоторое время после покупки земли, на священной территории появился красавец-монастырь, который идеально сочетался со священным растением. До двадцатых годов прошлого века дуб изобиловал ярко-зелёными листьями, которые на сегодняшний день все опали, а ветки высохли, превратив величественное дерево в сухую реликвию христианской эпохи. Во многом это произошло из-за того, что многочисленные паломники норовили оторвать кусочек коры или отломать небольшую ветку, что и привело к экологической катастрофе.

В нескольких километрах от Хеврона находится ещё одна известная библейская достопримечательность – колодец Авраама . В ходе исследовательских работ проводимых на территории колодца в XX веке, здесь был обнаружен фундамент жертвенника и руины здания, в котором тот находился. Находка датируется первым веком нашей эры. Сами стены колодца выложены из древних камней и производят сильное впечатление, особенно если заглянуть внутрь. Согласно приданию Авраам сам вырыл этот колодец. Сегодня, многие паломники посещают это место, почитая его как святыню.

Современный Хеврон можно одновременно считать как территорией Палестины, так и Израиля. Его улицы как-будто сошли с картин библейских сюжетов, настолько здешние здания и планировка улиц напоминают годы начала христианской эпохи. Прогуливаясь по городу, настоятельно не рекомендуется снимать на фотокамеру или видео, контрольно-пропускные пункты или административные здания. Более того, КПП стоит пересекать или проходить мимо, не останавливаясь и не привлекая внимания. В этом случае можно легко избежать проблем. А вот провоцировать людей в военной форме или тем более снимать их нельзя ни в коем случае, за это можно даже попасть в полицейское отделение. Постоянная напряжённость и угроза войны, сделала охранников очень мнимыми и настороженными.

Местность окружающая Хеврон изобилует виноградом, гранатами и финиками, поэтому здешняя кухня богата на изысканные фруктовые десерты и вообще отличается разнообразием. Посещение местных ресторанов, это одно из немногочисленных развлечений, доступных гостям города. Большинство туристов, обычно посещают Хеврон в качестве разовой экскурсии в области Иерусалима и предпочитают не находится здесь долго, тем более что атмосфера в городе действительно не предрасполагает к долгосрочному и безмятежному отдыху.

Хеврон город библейский Давид Генис Часть 1. Библейский период Хеврон, Хеврон... Один из древнейших городов мира. Библейский город. Место, где жили и захоронены патриархи еврейского народа Авраам, Ицхак, Яаков, и их жены, праматери еврейского народа... Город-столица царя Давида... Город, где со времен завоевания и до настоящего времени непрерывно жили и живут евреи, хозяева этой земли, создатели и хозяева этой страны, завещанной им Богом, судьбой и историей... Хеврон, город в Иудейских горах, в 36 км к югу от Иерусалима, один из четырех городов, священных в иудаизме наряду с Иерусалимом, Тверией и Цфатом. Но сегодня мир перевернулся, сошел с ума. Захватчики-арабы, недавние пришельцы на этой земле, все здесь переименовали на свой лад и объявили, что это их Земля, что это их святыни, что евреям здесь не место. И антисемиты и враги Израиля, с Востока и с Запада, одурманенные нахальством, деньгами, нефтью арабов и своими личными интересами, кинулись тоже в атаку на Израиль, на евреев, решив, что за такое античеловеческое поведение арабы их будут любить и, возможно даже, по головке погладят... На сайте православной церкви нашел такой абзац из записей еще недавних времен: "Г лубочайшая древность означенной местности и удивительн ое богатство почвы, несмотря на продолжающееся с давних времен запущение и разрушение, поистине изумительны. Т ысяча восемьсот лет минуло с тех пор, как Израильтяне уже изгнаны из земли этой, но и теперь в опустошенной этой стране местность Хеврона изобилует и виноградом, и гранатами, и фигами . и если не самый тогдашний дуб Авраама, то потомок оного продолжает свой род на том самом месте, где было Богоявление Аврааму! " . Это к тому, как хозяйствовали арабы на этой, чужой для них, земле... Хеврон до прихода евреев Во времена ханаанеев, т.е. в древнейшие времена заселения евреями этой земли, город называли Кирьят-Арба (Бытие, 23:2 "И умерла Сара в Кирьят-Арбе, она же Хеврон, в стране Кнаан"). Иосиф Флавий указывает, что Хеврон -- самый древний город Эрец-Исраэль ("...древнее даже, чем Мемфис в Египте, ибо число его лет определяют в 2300"). Согласно археологическим данным, Хеврон возник и существовал в течение бронзового и железного веков на холме, расположенном к юго-западу от Меарат а-Махпела (Гробница Патриархов) и носящем ныне название Телль-Хеврон, или Телль-Румейда (Адмот-Ишай), рядом с источником воды. Этот источник действует и в настоящее время, ныне он носит имя Эйн-Джудейда или же Мааян-Сара. Хеврон - единственный город, точная дата основания которого приводится в Торе (Пятикнижие ) . В книге "Числа" (13: 2 2) указано : "Хеврон был построен за семь лет раньше Цоан а Египетск ого ". По современной датировке, Цоан - столица Египта периода гиксосов, был основан в 1720-м году до новой эры. Правда, считают, что город мог возникнуть даже раньше, а в древней записи , по-видимому, речь могла идти об укреплении Хеврона или о повышении его административн ого статуса. Это мнение связывают с тем, что, как показали раскопки , начало поселения на месте современного Хеврона, относится к раннему бронзовому периоду. По современной израильской археологической классификации это около 3 тысяч лет до н.э. Хеврон во времена Авраама У Аврама и его племянника Лота было много скота, и они разделились. "И двинул Аврам шатры, и пришел, и поселился в Элоней-Мамрэ, что при Хевроне, и построил там жертвенник Богу" (Брейшит, 3:18). Слово "Элоней" в разных переводах трактуется неодинаково: равнина, поле, дубрава. "В надписи египетского фараона Шишонка (945-924 г. до н.э.) на стенах храма в г. Карнаке, перечисляются завоеванные им города, упоминается место под названием "Поле Авраама", по-видимому, это и есть Хеврон". (//Ij.rossia.org/users/avrom/20116.html?mode=reply). "Равнина Мамре" - это неправильный перевод. В исправленном стандартном переводе он дается как "дубрава Мамре". В любом случае речь, очевидно, идет о священной роще, расположенной согласно преданию приблизительно в двух милях севернее Хеврона. Множество древних дубов в его окрестностях указывают, что здесь когда-то была "дубрава Мамрэ", но вряд ли возраст какого-либо из этих дубов достигает сейчас четырех тысяч лет" (Азимов А., 2005). "Названию Мамре постоянно сопутствует упоминание дубравы или одного дуба, около которого Авраам встретился с тремя ангелами (Быт. 18:2). Дуб, согласно традиции, растущий здесь с момента сотворения мира, это так называемый мамрийский дуб" (КЕЭ, 9, 747-759). Переводчик Торы, которую я цитирую, решил просто оставить это ивритское слово в русской транскрипции (Элоней). Хеврон явился конечной точкой путешествия Авраама, начатого после его ухода из родного города Ур Касдим (халдейского) в Месопотамии, и первым постоянным местом пребывания в Эрец Исраэль. Авраам прожил в Хевроне 25 лет. Согласно Танаху, именно здесь Господь заключил с Авраамом союз, которым именно на Ицхака и его потомство распространяются все обещания, сделанные Б-гом Аврааму (Брейшит 17:19, 21) и о том, что Эрец Исраэль передается в вечное владение потомству Авраама (Брейшит 15:18). Согласно археологическим данным, Хеврон являлся культовым центром для окружающего населения. В городе раскопано святилище с многочисленными останками жертвенных животных. Согласно Танаху, местные жители (хетты) обращаются к Аврааму со словами: "Вождь Всесильного ты среди нас" (Брейшит 23:6). В Торе написано: "Кирьят-Арба она же Хеврон", т.е. это два названия одного древнего поселения. Традиция считает, что о днажды Авраам оказался в пещере (Махпела ) , расположенной рядом с Хевроном, и увидел пророческим видением, что в ней похоронены первый человек Адам и его жена Хава (Ева). Авраам ощутил и понял, что в этом месте наш физический м ир соединяется с духовным миром орень слова Хеврон на иврите означает соединение). В этой пещере Авраам и похоронил Сару. В этой же пещере Махпела похоронены четыре пары наших предков. Кирьят-Арба на иврите - Городок четырех, Махпела - от корня, означающего удвоение). О пещере Махпела (Гробнице патриархов еврейского народа) я писал в одном из предыдущих номеров газеты "Горизонт". В Хевроне произошли все основные события в жизни Авраама. Здесь он окончательно "оформил" договор с Всевышним, скрепив его обрядом обрезания, здесь его посетили три ангела, возвестившие столетнему старцу о рождении сына, здесь же впоследствии родился Исаак. Утверждается, что все эти события произошли в дубраве Мамре, где ныне расположен русский православный монастырь. Всё же интересна судьба древнейших святынь еврейского народа: оказались они во владении то христиан, то мусульман, считающих их своей собственностью... На этом месте, в роще Мамре, Авраам воздвиг алтарь. Когда в 20 в. здесь проводили раскопки, был обнаружен фундамент жертвенника, а возвышающиеся над ним стены из огромных квадратных плит оказались частями гигантского здания, разрушенного, вероятно, в 1 в. На его развалинах при императоре Адриане во 2 в. тоже было построено здание. Рядом находился один из крупнейших в Сирии и Палестине рынков, куда после восстания Бар-Кохбы император Адриан велел пригнать тысячи пленных евреев и продать их в рабство. В византийский период на месте здания, сооруженного Адрианом, была построена церковь.
При раскопках были обнаружены остатки корней, которые могли принадлежать только большому старому дереву. Верующие считают, что это был дуб Авраама.Паломники в средние века запасались веточками этого дуба, веря, что они помогают благополучно закончить путь. Давно погибшие остатки дуба, на котором в далекие уже времена обломали все возможные веточки и щепочки, до сих пор сохраняются за оградой. Был здесь библейский дуб, хочешь - верь, хочешь - проверь... Хеврон во времена патриархов
Ицхак некоторое время жил в Хевроне (Бре йшит 35:27 "И пришел Яаков к Ицхаку, отцу своему, в Мамрэ, в Кирьят-Арбу, она же Хеврон, где жили Авраам и Ицхак" ). Согласно археологическим данным, в поздний бронзовый период (1550-1200 гг. до н.э.) Хеврон значительно опустел, также сократилось и кочевое население в окрестностях города. В книге Брейшит (26:1) сказано: "И был голод в той стране. И пошел Ицхак к Авимелеху, царю Плиштим, в Грар". Яаков жил в Хевроне около 30 лет (Брейшит 37:1 "И поселился Яаков в стране, где жил отец его"), и отсюда же начались странствия Йосефа (Брейшит 37:28). В период патриархов в Хевроне жили эмореи (аммореи) и хетты (Брейшит 14:13; 23:3). Хеврон во времена завоевания Разведчики, посланные Моше в Кнаан (Эрец Исраэль), в первую очередь пришли в Хеврон: (Тора, Бемидбар, 13:22 "И пошли на юг страны, и дошли до Хеврона..."). Уже в те времена город был хорошо известен. Ко времени завоевания земли Кнаан евреями под руководством Йегошуа бин Нуна Хеврон был населен эмореями и являлся центром независимого царства. Царь Хеврона Хохам упоминается среди ханаанейских царей, которые под руководством царя Иерусалима Адни-Цедека воевали с жителями города Гивона и евреями. После завоевания страны Хеврон был передан в качестве надела Калеву бен Йефунэ. Калев был в числе разведчиков, и если все они навели на народ панику своими россказнями о неприступности местных городов и племен, то Калев, наоборот, заявил: "Непременно взойдем и овладеем ею, ибо в наших силах это!" (Бемидбар 13: 30). После завоевания город был передан во владение колену левитов и был назначен одним из трех городов-убежищ в западной части Эрец Исраэль, а род Калева (из колена Йегуды) контролировал его предместья и окрестности. В целом же Хеврон и его обширные окрестности достались колену Ие h уды. С тех пор горный район от Йерусалима до Негева, называется Ие h уда (Иудея). Хеврон во времена Давида В Хевроне есть старые пруды. Один из них, пруд Султана (брихат ха-Султан), находится в черте города. Некоторые источники отождествляют их с библейскими прудами, возле которых царь Давид повесил убийц сына царя Саула. Когда они пришли к Давиду, они надеялись на награду, потому что все знали, что Саул "искал души Давида, преследовал его и хотел убить". Но Давид возмутился: "...когда негодные люди убили человека невинного в его доме на постели его, неужели я не взыщу крови его от руки вашей и не истреблю вас с земли? И приказал Давид слугам, и убили их, и повесили их над прудом в Хевроне".
З десь он был помазан на царство над всем Израилем. Давид после смерти Саула переселился в Хеврон, провозгласил его столицей своего царства и пребывал там семь с половиной лет до переноса столицы в Иерусалим. Еще со времен изгнания Давид делился трофейной добычей своего отряда со старейшинами Хеврона. В Хевроне сын Давида Авессалом провозгласил себя царем и поднял восстание против своего отца. При царе Ровоаме Хеврон, как один из важнейших городов на юге Иудеи , был сильно укреплен. Со времен царя Давида и до первых веков новой эры Хеврон был одним из центральных еврейских городов Земли Израиля. Хеврон после Давида После раскола Объединенного царства Хеврон оставался важным центром Иудеи вплоть до разрушения Первого храма (586 до н. э.). После вавилонского пленения евреев, Хеврон был заселен преимущественно идумеями. Но позже вошел в хасмонейское царство при Александре Янае, затем стал частью Иудеи Ирода и римской провинции Палестина.
В эпоху возвращения из пленения вавилонского Хеврон опять стал важным центром Иудеи. Впоследствии город был захвачен эдомитянами, которые построили там башни и укрепления. В 162 г. до н. э. Иехуда Маккавей напал на Хеврон и разрушил укрепления города. Однако включение Хеврона в состав Иудеи произошло лишь после захвата Эдома Гирканом I в конце 2 в. до н. э. Хеврон снова стал еврейским городом (КЕЭ, 9, 747-759). От Иудейской войны до завоеваний арабами Во время Иудейской войны сначала Хеврон был освобожден отрядами Бар-Гиоры, а затем захвачен и сожжен римскими войсками под командованием Цереалиуса. Евреи, однако, продолжали жить в Хевроне, они не пострадали во время разгрома восстания Бар-Кохбы в 135 г. В римский период Хеврон назывался Аврамиус и был небольшим городом. В византийский период начался его подъем, поскольку город был важным пунктом на пересечении дорог из Иерусалима в Египет и через Петру в Иорданию. Часть 2. Хеврон п од властью мусульман Арабское нашествие Византийская империя, принявшая христианство, возненавидела евреев, ибо понимала, что украла чужую религию, и начала их преследовать и изгонять. И побежали изгоняемые со своих древних мест евреи в дальние страны. В 638-м году в эти места пришли арабские завоеватели. Палестина стала "арабской". И в этот период, до конца 11-го века, пока "хозяевами" были арабы, евреи получили некоторое послабление. В частности, в Хевроне остались жить евреи, которых привлекало святое место: Могилы праотцов. Переезжали сюда евреи и с других мест. Халиф Омар ибн ал-Хаттаб разрешил евреям построить синагогу возле пещеры Махпела. Имеются записи историков, документы и материалы, которые говорят о достаточно активной жизни еврейской общины этого древнего города. Активизировалась торговля с бедуинами в зоне пустыни Негев, с другими соседними народами. Так, араб, географ и путешественник, Мукаддаси (10-й век) отмечает в своих записях активную торговлю, которую вели еврейские купцы. Правда, арабы тут же всё переименовали на свой лад. Так, Хеврон назвали Халил ал-Рахман (по-арабски "друг Бога" --так в исламе именуют Авраама). Да и все остальные места переназвали. Не просто переназвали - объявили своими ценностями. Авраама назвали первым мусульманином Ибрахимом. Ну, и так далее. Местным жителям, евреям, благосклонно разрешили молиться где-то поблизости от могилы их праотцов. И за то спасибо, всё же "уважили...". Хеврон под властью крестоносцев В 1100 г. Хеврон был завоеван крестоносцами. Под флагом миротворца Иисуса Христа всех евреев и мусульман частью убили, частью изгнали из города, мечеть и синагогу переделали под церковь и монастырь, а город стали называть Кастеллум (на латинском "крепость"). Посещавшие Хеврон в этот период Яаков бен Натаниэль (середина 12 в.), Маймонид (в 1166 г.) и Птахия из Регенсбурга (1176) не отмечают еврейского присутствия в Хевроне; Биньямин из Туделы (2-я половина 12 в.) упоминает о проживании в Хевроне одного еврея. И после этого кто-то будет утверждать, что евреи здесь не жили - да, не жили, потому что их или убивали, или изгоняли (КЕЭ, 9, 747-759). Салах ад-Дин изгоняет крестоносцев В 1187 г. крестоносцы были изгнаны из Хеврона мусульманским правителем Салах ад-Дином . Хотя при нем евреям и разрешено было селиться в Хевроне, посетивший Эрец-Исраэль рабби Шмуэль бар Шимшон (1209) не упоминает о евреях в Хевроне. Но, "свято место пусто не бывает", и как только прекратились гонения, сюда вновь потянулись евреи. Власть мамлюков Мамлюки, завоевавшие Эрец-Исраэль в 1260 г., превратили Хеврон во временную столицу своей провинции. В это время в Хевроне стала возрождаться еврейская община. Правда, и они были не очень терпимыми. Так, указом было запрещено евреям входить в пещеру Махпела. Им разрешалось подниматься до седьмой ступени восточного входа в здание. Этот запрет действовал много веков. Должна была свершиться Шестидневная война, чтобы был отменен этот самовластный указ захватчиков. Однако, на протяжении всего этого многовекового запрета, евреи продолжали прибывать в Хеврон , чтобы молиться, стоя на седьмой ступени входа в пещеру Махпела. По многочисленным свидетельствам путешественников, еврейская община в Хевроне в мамлюкский период была мала, бедна и гонима. Старая история... Власть переходит к туркам Перелом в положении евреев Хеврона произошел в период османского владычества (1517-1917). В 16 в. в Хевроне поселились еврейские изгнанники из Испании . В 1540 г. рабби Малкиэль Ашкенази фактически создал заново еврейскую общину в Хевроне. Прежде всего, он купил обширный участок земли. Здесь и начал строиться квартал города, в котором селились евреи Хеврона, в том числе и вновь прибывшие. Дома еврейского квартала были построены в виде замкнутого круга с тремя радиально расположенными арками, а в центре его находилась сефардская синагога "Аврахам Авину" ("Авраам Авину ") . Она считалась одной из красивейших и важнейших в Израиле. Евреи многих стран жертвовали для нее Свитки Торы, украшения для Свитков, светильники , занавеси . Впечатления географа Адриани Риланди Адриани Риланди , географ , картограф , путешественник , в 1695 году посетил Палестин у . Свои впечатления он описал в книге " Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata " (http://community.livejournal.com/gaza2009/2009/02/04/). В поездке он осмотрел почти 2500 поселений , упомянутых в Библии. В конце он сделал перепись населения по поселениям. Вот некоторые его выводы и факты:

Страна в основном пуста, заброшена, малонаселённая, основное население в нескольких городах. Большинство - евреи, почти все остальные - христиане, очень мало мусульман, в основном бедуины.
- Нет ни одного поселения в Палестине, у названия которого имеются арабские корни. Большинство поселений имеют еврейские оригиналы, а в некоторых случаях греческие или римские/латинские. Кроме города Рамла
нет ни одного арабского поселения, у которого оригинальное арабское название.
- Названи
я еврейские, греческие или латинские, которые были изменены на арабские, в которых нет никакого смысла в арабском языке. В 1696-м году Хеврон назывался Хевроном . - Р и ланди упоминает мусульман только как бедуинов-кочевников, которые приходили к городам как сезонные работники в сельском хозяйстве или на стройках.

Еврейский квартал в Хевроне В еврейском квартале Хеврона жили евреи на протяжении более 400 лет, до погрома 1929 года. Среди них были многочисленные раввины и мудрецы Торы, написавшие известные книги по иудаизму. Квартал жил активной общественной жизнью: в нем действовали синагоги, йешивы, школы, общественные учреждения, в том числе благотворительные, а также торговые лавки, ремесленные мастерские и т.д.
В конце 16 в. - начале 17 в. в Хеврон переселились из Цфата некоторые крупные каббалисты. Это оказало большое влияние на духовную жизнь местной общины. Каббала и аскетизм преобладали в жизни еврейской общины Хеврона триста лет, до поселения там в 19 в. хасидов Хабада . В 17-18 веках население еврейского квартала постоянно росло, теснота все более увеличивалась, однако евреи не могли строить дома за пределами стен квартала , т.к. это было опасно. Поэтому строительство шло, в основном, вверх . Н а существующие дома на д страивались дополнительные этажи. В итоге между дома ми, высотой до пяти-шести этажей, оставались узкие улочки. В нижних этажах было темно и душно, люди жили бедно, однако на улицах поддерживались чистота и порядок, все переулки мылись каждую неделю! Несмотря на стесненность в средствах, гость-еврей, прие зжавший в Хеврон, получал пансион в течени е нескольких дней за счет общины.
XIX век. Оживает древний Хеврон. В начале 19 века в Хевроне начали селиться хасиды Ха б а да. Жили здесь видные раввины и знатоки Торы. Среди старейших еврейских семейств, выходцев из Испании, члены которых были выдающимися лидерами и законоучителями своего времени, выделялись семьи Кастель, Биджао, Хасон, Франко, Мени, Абулафия, Гозлан и др. В середине 19 в. Элияху бен Сулейман Мани основал в Хевроне несколько общественных учреждений, в том числе две иешивы. Он добился, что многие жители Хеврона получили возможность работать, что улучшило экономическое положение еврейской общины. В конце 19 века в Хевроне проживало около 2500 евреев, что составляло почти четверть населения города, однако затем турецкие власти ужесточили свое отношение к евреям. Они не разрешали им, в отличие от арабов, покупать землю, денежные поборы постоянно росли. Во время Первой мировой войны евреи Хеврона, как и в других местах Земл и Израиля, терпели жестокие гонения от турок, голод, болезни и другие лишения. Еще в середине 19-го века теснота в квартале достигла максимума , евреи постепенно начали строить дома вне стен древнего квартала, они строились на свободной площади за пределами старого Хеврона. В 1879 году богач из Турции Авраам Романо построил роскошный и просторный дом - " Бейт Романо", где поселилась его семья, которая постоянно давала приют паломникам и старейшинам общины из Турции. В этом здании была основана синагога, называвшаяся "Стамбульской". В 1912 году "Бейт Романо" и прилегающие к нему дворы купил Любавический ребе Ш алом-Бер Шнеерсон. Он основал здесь йешиву "Торат Эмет", ставшую самой большой йешивой Ха б а д а в Израил е . С началом войны в 1914 году турецкие власти экспроприировали "Бейт Романо" и устроили в нем полицейский участок, а пришедшие им на смену в 1917 г. англичане разместили здесь городское управление и полицию.
Б ольница "Хадасса" для всех... В 1893 году, на пожертвования богатых евреев из Северной Африки, рядом с "Бейт Шнеерсон" было построено одноэтажное здание, названное "Хесед Авраам". Оно служило в качестве общинного дома благотворительности: в нем принимали паломников и гостей города, лечили больных и помогали нуждающимся. В 1909 году, на пожертвования евреев Индии и Багдада, был надстроен второй этаж к этому зданию. В 1917 году американская еврейская организация "Хадасса" направила сюда медицинский персонал для расширения лечебницы, и вскоре все здание стали называть "Бэйт Хадасса". В этой больнице бесплатно оказывалась медицинская помощь как евреям, так и арабам, и христианам . В связи с общим упадком Османской империи с 19 в. значение Хеврона как крупного регионального центра неуклонно снижалось, путешественники описывали его как "дикое арабское гнездо". Из-за возросших экономических трудностей к 1910 г. начался резкий упадок Хеврона и массовая миграция его жителей в Иерусалим. Еврейское население Хеврона снизилось до семисот человек. В 1914 г., с началом 1-й мировой войны, молодые жители Хеврона были призваны в армию. Была перекрыта финансовая помощь. Евреи, подданные России и других враждебных Османской империи государств, были насильственно выселены. К тому же, на Хеврон обрушились голод и чума. И вновь еврейская община почти перестала существовать. Я постарался не вдаваться в лирику и эмоции. Из достаточно сухого обзора "на бегу" мне хотелось подчеркнуть две вещи: евреи в Хевроне всегда жили, он был для них всегда святым городом и местом - ведь тут похоронены праотцы и праматери еврейского народа. Тут похоронены Авраам, Исаак и Яаков. Что еще надо доказывать? И, второе, на протяжении веков, с римлян и византийцев до турков и англичан - в Хевроне евреев убивали, изгоняли, третировали, притесняли, а то и просто запрещали здесь селиться и жить. И сколько же элементарного незнания истории и попросту хамства надо иметь, чтобы утверждать, что здесь родина арабов, здесь их "святые" места, что евреи здесь только "поселенцы", что святой город евреев Хеврон еще с библейских времен вдруг должен отойти к арабам, которые здесь были захватчиками и недавними пришлым и реально ими остаются... Продолжение следует Давид Генис

:  /  (G) (O) 31.535 , 35.098611 31°32′06″ с. ш. 35°05′55″ в. д.  /  31.535° с. ш. 35.098611° в. д. (G) (O)

Географические данные

Хеврон находится в Иудейских горах (930 м над уровнем моря) в 36 км к юго-западу от Иерусалима , на границе между Иудейскими горами и Иудейской пустыней. Горный климат благоприятен для выращивания плодовых деревьев и виноградников.

Население - около 170 тысяч человек, в основном - арабы-мусульмане. В еврейских кварталах Хеврона проживает около 800 евреев (начало 2014 г.).

История

В древние времена

Хеврон - один из древнейших непрерывно населенных городов мира. Городские стены Хеврона существовали уже около 1700 г. до нашей эры.

Впервые Мамре упоминается в самом начале Библии (Быт. 13:18) как место, где поселился Авраам и где он сделал жертвенник Богу. Названию Мамре постоянно сопутствует упоминание дубравы или одного дуба, около которого Авраам встретился с тремя ангелами (Быт. 18). Дуб, согласно традиции, растущий здесь с момента сотворения мира (см. Быт. 23:2, 23:19; ИбН. 15:13 и др.), - так называемый мамрийский дуб.

В средние века

В римский период Хеврон назывался Аврамиус и был небольшим городом. В византийский период начался его подъем, поскольку город был важным пунктом на пересечении дорог из Иерусалима в Египет и через Петру в Иорданию .

В 7 в. при арабском вторжении в Эрец-Исраэль Хеврон стал называться Халил ал-Рахман (по-арабски `друг Бога` - принятое в исламе обозначение Авраама); кроме того, по имени Авраама (по-арабски - Ибрахим), в Коране - Меджид Ибрахим (по-арабски - `молельня Авраама`) или Хабрун (по-арабски - `цветущий город`).

Ранний арабский период (638–1110) связан с возобновлением присутствия в Хевроне еврейской общины и ее активной деятельности, о чем свидетельствуют многочисленные работы историков, а также документы и иллюстрации, обнаруженные в генизах . Халиф Омар Ибн Ал-Хаттаб разрешил евреям построить синагогу возле пещеры Махпела .

В этот период Хеврон развивался, его население торговало с бедуинами Негева и народами, жившими к востоку от Мертвого моря . Арабский географ и путешественник Мукаддаси, посетивший Хеврон в 10 в., отмечает оживленную торговлю свежими фруктами. Есть свидетельства существования в Хевроне в 1001 г. общины караимов .

В 1540 г. рабби Малкиэль Ашкенази фактически создал заново еврейскую общину в Хевроне, найдя компромисс между духовной и практической сторонами жизни местных евреев. Прежде всего он купил обширный участок земли (сейчас там расположен оптовый рынок), и это положило начало кварталу города, в котором обосновались евреи Хеврона и селились новоприбывшие. Разговорным языком евреев Хеврона был в то время еврейско-испанский . Дома еврейского квартала были построены в виде замкнутого круга с тремя радиально расположенными арками, а в центре его находилась сефардская синагога «Аврахам Авину».

Еврейский квартал пользовался широкой внутренней автономией, и со временем он превратился в гетто , его контакты с внешним миром были незначительными, хотя большая часть населения постоянно зависела от помощи, получаемой в виде пожертвований от евреев Эрец-Исраэль или собираемой хевронскими посланцами в других странах. В середине 17 в. община была мала и бедна, полностью зависела от халуки , из которой Хеврону доставалась малая часть (одна восьмая).

Образование благотворительного фонда Ихац (назван по первым буквам названий городов: Иерусалим, Хеврон и Цфат) не улучшило тяжелого экономического положения евреев Хеврона, главной проблемой был огромный долг общины Хеврона, постоянно возраставший в результате различных декретов турецких властей. Несмотря на экономические трудности, эпидемии и стихийные бедствия, духовная жизнь в еврейской общине Хеврона продолжалась.

В конце 16 в. – начале 17 в. в Хеврон переселились из Цфата некоторые крупные каббалисты , среди которых наиболее известен ученик Моше Кордоверо Элияху де Видас (1518–92), автор книги «Решит хохма» («Начало мудрости», 1575). Увлечение каббалой и мистикой оказало большое влияние на духовную жизнь общины Хеврона, придав ей значительный аскетизм.

В 1659 г. филантроп из Амстердама раввин Аврахам Перейра (?–1699) основал в Хевроне иешиву «Хесед ле-Аврахам», ставшую главным фактором в превращении Хеврона в духовный центр.

В 1807 г. и 1811 г. евреи Хеврона купили и арендовали более 80 га земли. Финансовую помощь они получали из диаспоры: филантроп З. Вертхаймер учредил крупный фонд поддержки бедноты Иерусалима, Хеврона и Цфата; в 1814 г. опекуном Хеврона стал Хаим Барух из Остравы, организовавший сеть фондов, регулярно и значительно помогавших Хеврону; М. Монтефиоре , посетивший Хеврон в 1839 г., был поражен красотой города и сделал большие пожертвования. Члены еврейской общины Хеврона занимались виноделием, ремеслами и торговлей.

В 1834 г. армия египетского наместника Ибрагима-паши подавляла восстание местных арабов, захватила Хеврон и три дня его громила. Действия египтян не были специально направлены против евреев, но евреям тоже досталось, тем более, что в отличие от мусульман, евреям бежать было некуда.

С середины 19 в. состоятельные евреи Хеврона стали селиться за пределами еврейского квартала, и население гетто стало сокращаться.

В 1879 г. стамбульский филантроп и поставщик продовольствия для турецкой армии Романо построил в Хевроне большое здание «Бейт-Романо», в котором, наряду с жилой частью для его семьи, находились гостиницы для паломников, а также так называемая «Стамбульская синагога» и иешивы .

В 19 в. важнейшую роль в развитии еврейского поселения в Хевроне внесла община Хабада , возглавлявшаяся рабби Симоном Менахемом Хайкином, переехавшим в Хеврон из Цфата в 1840 г. Внутренняя жизнь еврейского населения была хорошо организована, между группами сефардов и ашкеназов существовало согласие.

В середине 19 в. Элияху бен Сулейман Мани основал в Хевроне несколько общественных учреждений, в том числе две иешивы: «Мидраш Элияху» и «Маасе ниссим», и реорганизовал сефардский колел ; при нем он стал организационно и духовно независимым от иерусалимского колела. Мани внес в устав общины пункт, согласно которому колел субсидировал лишь тех, кто серьезно занимался изучением Торы .

Это вынудило многих жителей Хеврона начать работать, что улучшило экономическое положение еврейской общины. К концу 19 в. она насчитывала 1500 человек.

В 1868 г. Русская духовная миссия в Иерусалиме приобрела участок земли в Хевроне, на котором растет легендарный мамрийский (в русской традиции мамврийский) дуб (см. выше). Рядом с дубом был основан православный монастырь Святого Авраама и церковь Святых Праотцев.

В связи с общей деградацией Османской империи с 19 в. значение Хеврона как крупного регионального центра неуклонно снижалось, европейские путешественники описывали его как «дикое арабское гнездо».

В 1895 г. на пожертвования евреев из Северной Африки была построена больница, в которой перед 1-й мировой войной организация Хадасса стала содержать медицинский персонал, после чего больница стала называться «Хадасса».

В XX веке

Важный вклад в духовную жизнь общины внесли цадик Шолом Дов из Любавичей), разместивший в 1912 г. основанную им иешиву «Торат Эмет» в приобретенном любавичскими хасидами здании «Бет-Романо», и раввин А. Мелини, основавший в 1904 г. иешиву для молодежи.

Из-за возросших экономических трудностей к 1910 г. начался резкий упадок Хеврона, сопровождавшийся массовой миграцией его жителей в Иерусалим . Еврейское население Хеврона снизилось до семисот человек, а в 1914 г., с начала 1-й мировой войны, когда молодые жители Хеврона были призваны в армию, пути финансовой помощи блокированы, евреи, подданные России и других враждебных Османской империи государств, насильственно выселены, к тому же на Хеврон обрушились голод и чума, - община почти перестала существовать.

В конце 1917 г. войска Великобритании заняли Хеврон. После окончания 1-й мировой войны еврейская община Хеврона начала восстанавливаться. С помощью Сионистской организации в Хевроне были открыты мужская и женская школы и детский сад. Численность евреев была значительно ниже предвоенной (в 1922 г. проживало 430 евреев из 16 тыс. общего населения Хеврона).

Духовная жизнь общины была в упадке - в иешивах училось всего 17 человек. Ситуация улучшилась в 1925 г., когда рабби М. Эпштейн из Литвы основал иешиву «Слободка». Еврейское население стало расти, и к 1929 г. насчитывалось 700 человек (из 18 тыс. общего населения Хеврона), все - исключительно представители ультраортодоксальных общин .

В 1929 г. еврейская община Хеврона пострадала от жестокого погрома со стороны арабского населения. Нападение было запланировано и имело целью положить конец еврейскому заселению Хеврона. В это же время арабы предприняли нападения и на другие еврейские населенные пункты, но их атаки были успешно отражены еврейскими силами самообороны .

Узнав о готовящемся нападении на евреев Хеврона, руководство Ѓаганы предложило направить в город вооруженный отряд. Но ультраортодоксальное руководство еврейских общин Хеврона, настроенное резко антисионистски , отказалось принять помощь нового ишува . Было убито 67 человек, ранено 60, еврейский квартал был разрушен, синагоги разграблены, свитки Торы сожжены. Многие бежавшие и уцелевшие от погрома евреи Хеврона (35 семей) не смирились с уничтожением общины и вернулись в 1931 г. в город для ее возрождения. Во время арабских беспорядков в 1936 г. британские власти эвакуировали еврейское население Хеврона, и до 1947 г. там проживал лишь один еврей.

В ходе Войны за независимость Хеврон был оккупирован Иорданией . Иорданские власти и местные жители предприняли систематическую кампанию по ликвидации каких-либо доказательств еврейского присутствия в городе. В 1953 г. они разрушили еврейский квартал, на его большей части построен оптовый рынок. Они осквернили еврейское кладбище и устроили хлев на развалинах синагоги "Авраам Авину".

После освобождения в 1967 г.

В ходе Шестидневной войны 8 июня 1967 г. израильская армия овладела Хевроном без боя. Среди арабского населения Хеврона началось массовое бегство (из-за страха мести за погром 1929 г.), остановленное израильскими властями.

Главный раввин ЦАЃАЛа Шломо Горен вывесил израильский флаг над Маарат Махпела и внёс туда свиток Торы , но министр обороны Моше Даян приказал вернуть пещеру мусульманам.

После Шестидневной войны евреи стали предпринимать попытки возвращения в Хеврон, что вызвало бурную полемику: одни считали акт возвращения исторически справедливым и общественно и духовно необходимым, другие усматривали в еврейском заселении Хеврона препятствие мирному урегулированию арабо-израильского конфликта. В 1967 г. был отменен существовавший 700 лет запрет на молитвы евреев в пещере Махпела и установлены израильским правительством дни и часы молитв для евреев и мусульман.

В мае 1968 г. группа молодежи - члены сионистского национально-религиозного движения Гуш Эмуним во главе с раввином М. Левингером (родился в 1935 г.) - поселилась в гостинице в Хевроне, но вскоре была переведена израильской военной администрацией в здание военной комендатуры, где к ним присоединились двадцать учащихся иешивы «Ор Эцион». Их действия вызвали общенациональную дискуссию и получили поддержку всего политического спектра.

Поселенцы требовали предоставления им права вселиться в принадлежавшие евреям дома, но муниципалитет Хеврона возражал; в качестве компромисса израильское правительство начало строить новый еврейский жилой массив к северо-востоку от Хеврона (ныне Кирьят-Арба). Первые 105 единиц жилья были готовы осенью 1972 г.

С 1976 г. участники движения Гуш Эмуним во главе с раввином Левингером предпринимали попытки поселиться в пустующем здании «Хадассы», которые пресекались израильскими силами безопасности. В 1979 г. в связи с 50-летием погрома в Хевроне в здание «Хадассы» проникли 15 женщин из Кирьят-Арбы с 45 детьми. Правительство не решилось выдворить их, а Геула Коэн оказала им поддержку.

После террористического нападения в мае 1980, при котором шесть евреев, возвращающихся с молитвы на гробницы патриархов были убиты и 20 ранены, правительство под руководством Менахема Бегина согласилось на ремонт Бейт-Хадасса, а также разрешило евреям переехать в смежные здания Бейт-Хасон и Бейт-Шнеерсон в старом еврейском квартале. Дополнительный этаж был построен на Бейт-Хадасса, и 11 семей переехали в течение 1986 За следующие два десятилетия многие другие принадлежащие евреям здания в Хевроне были отремонтированы и восстановлены.

Позже еврейское присутствие в Хевроне сосредоточилось также близ восстановленной синагоги «Авраhам Авину», в «Бейт-Романо» и в Рамат-Ишай (Тель-Румейда), таким образом в Хевроне образовались три еврейских квартала. Еврейская община Хеврона растет крайне медленно, несмотря на множество желающих поселиться в городе, что связано с причинами политического характера.

Каждая попытка евреев поселиться в пустующем здании (даже законно ими купленном с соблюдением всех правил) превращается в скандал с судебными процессами и силовыми акциями по их выселению. Порой масс-медийное эхо таких событий выходит за всякие разумные рамки как со стороны ультралевой и арабской пропаганды, так и со стороны радикально настроенных поселенческих кругов.

Пещера патриархов (Махпела)

В 1994 г. врач Барух Гольдштейн вошёл в Пещеру Патриархов с заряженным автоматом в то время, когда там молились мусульмане, и начал стрелять в молящихся. В результате погибли 29 человек и десятки были ранены. Барух Гольдштейн был растерзан толпой, а созданная израильскими властями комиссия признала его поступок преднамеренным и необоснованным убийством.

Тем не менее, есть сведения, что молящиеся арабы готовились к вооруженному нападению на еврейский квартал Хеврона, чему Б. Гольдштейн помешал.

Вечером, в канун праздника, главное командование округа созвало на заседание важных должностных лиц для согласования действий. Был там и врач Барух Гольдштейн, чья работа приобретала жизненно важное значение в обстановке чрезвычайного положения. Были и другие люди, занимавшие ответственные посты. От них я и знаю, что обсуждалось на том заседании.


Присутствующим сказали, что ожидается нападение на еврейских жителей Хеврона с целью убийства – в размерах, намного превышающих те, к которым на сегодняшний день " привыкли." Гольдштейну было велено развернуть полевой медпункт чрезвычайного положения и доложить, имеется ли достаточный запас крови, плазмы и прочих медикаментов. Гольдштейн спросил высших офицеров, почему, если так, они не вводят комендантский час. Ответ был прост и ясен:
" У нас сейчас идёт мирный процесс. Это просто невозможно."
Для жителей Кирьят-Арбы чудовищное, вызывающее дрожь выражение Переса – "жертвы мирного процесса" – имело самый реальный и осязаемый смысл, и доктор Барух Гольдштейн изо дня в день сталкивался с этой живой расплатой за авантюру Осло. Можно не сомневаться, что ответ командования звучал для Гольдштейна смертным приговором, вынесенным некоторому количеству евреев, которые завтра будут принесены как жертвы на алтарь "мирного процесса".