Методика диагностики самоконтроля общении м снайдера. Методика диагностики самоконтроля в общении М

21.05.2018

Оценка самоконтроля в общении М. Снайдера

Знание особенностей своего поведения - это очень важно, поскольку оно помогает лучше понять себя, делает налаживание контактов с другими людьми более простым, а также может оказаться полезным в выстраивании более продуктивных межличностных отношений.

Кому подойдёт тест на определение самоконтроля?

Опросник подходит для взрослых и подростков обоих полов.

Марион Снайдер

Инструкция

Вам будут предложены десять утверждений и варианты ответа «верно», «не верно». Выберите корректный для себя, особо не задумываясь. Помните, нет хороших или плохих ответов. Важно получить достоверную информацию о Ваших качествах.

Результаты

Низкий коммуникативный контроль

Индивид характеризуется постоянством поведения не зависимо от ситуации. Он прямолинейный, не считает нужным подстраиваться под кого – то. Ему присуща импульсивность и раскованность, которые, зачастую, не соотносятся с манерой держать себя других людей.

Средний коммуникативный контроль

Им обладают личности, склонные чрезмерно бурным реакциям. При этом они сопоставляют свой стиль поведения со стилем окружающих. Как правило, это искренние и доброжелательные люди.

Высокий коммуникативный контроль

Человек с таким уровнем контроля всё время следит за собой, своими реакциями, манерой поведения. Он гибок в общении, умеет влиться в любой коллектив и наладить нормальные взаимоотношения. Он умеет подстраиваться под изменчивые ситуации и предвидеть, какое впечатление окажет на окружающих.

Цель работы: изучение коммуникативного контроля.

Предварительные замечания. Самоконтроль в общении - это высокая способность к саморегуляции эмоциональных состояний, возникающих в коммуникативной ситуации. Выделяют три уровня коммуникативного контроля: высокий, средний и низкий. Самоконтроль в общении является одной из главных составляющих коммуникативных умений, связанных с социализацией личности школьника.

Материал: бланк с предложениями.

Способ выполнения: можно выполнять как индивидуально, так и с группой испытуемых.

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: Школьникам предлагается оценить 10 утверждений словами: "верно", "неверно".

ИНСТРУКЦИЯ: «Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным поставьте рядом с порядковым номером букву "В", если неверным или преимущественно неверным – букву "Н"».

Предложения:

1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Обработка результатов. По одному баллу начисляется за ответ "Н" на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ "В" на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла - у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас "неудобным" в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов - у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое Вы производите на окружающих.

Интерпретация результатов. Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: "Я такой, какой я есть в данный момент". Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое "Я", мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Понятие "коммуникативные умения" включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д.

10. Изучение метода наблюдения для оценки волевых качеств личности школьников☺☺

Цель: изучение дисциплинированности, самостоятельности, настойчивости, выдержки, организованности, решительности и инициативности методом наблюдения. Методика была разработана А.И.Высоцким.

Ход выполнения: Довольно полную характеристику волевой активности субъекта можно получить, наблюдая за его настойчивостью, инициативностью, решительностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисциплинированностью, проявляемых в каком-нибудь виде деятельности. Эти волевые качества, отражающие активирующую и сдерживающую функции воли, наиболее ярко проявляются в действиях и поступках субъектов, удобны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа). Что касается целеустремленности, то о ней можно судить по проявлению указанных ниже качеств.

Приводим признаки этих волевых качеств школьников.

Признаки дисциплинированности:

· сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.);

· добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);

· недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.);

· соблюдение дисциплинированного поведения при изменении обстановки.

Признаки самостоятельности:

· выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.);

· умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.);

· умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если неправ;

· умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости:

· стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

· умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

· умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.).

Признаки выдержки:

· проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);

· умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);

· умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки организованности:

· соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);

· планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки;

· умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

Признаки решительности:

· быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;

· выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;

· проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки инициативности:

· проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;

· участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

· активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;

· стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

Обработка и интерпретация результатов:

Оценка силы волевых качеств производится по пятибалльной системе: 5 - волевое качество очень сильно развито, 4 - сильно развито, 3 - слабо развито, 2 - очень слабо развито, 1 - волевое качество не присуще данному субъекту (для большей точности оценка может быть выражена с десятыми долями балла, например 3,7 или 4,2 и т. д.).

Общая оценка каждого волевого качества определяется как среднеарифметическое, полученное от деления суммы оценок данного качества на число оценивающих. Если среднеарифметическое равно четырем и выше, данное качество проявляется сильно, в остальных случаях - волевое качество считается слабо проявляющимся. Так определяется сила каждого из изучаемых волевых качеств.

Оценка устойчивости того или другого волевого качества производится по частоте проявления признаков данного качества. Волевое качество считается более или менее устойчивым, если один из его признаков обнаруживается у наблюдаемого субъекта в данной деятельности в среднем три и более раз в неделю или если два и более признака проявляются в среднем не менее двух раз в неделю за время наблюдения за субъектом. При более редком проявлении признаков волевое качество считается неустойчивым.

Если волевое качество определенной силы и устойчивости проявляется только в одном виде деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа), можно считать, что это влияние мотива, интереса к данной деятельности, если в двух и более видах деятельности - что это скорее всего качество личности.

12. Изучение акцентуаций характера по К.Леонгарду с помощью методики Х.Смишека☼☼☼

Цель: Изучение акцентуаций характера по К.Леонгарду. Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета К. Леонгард (К. Leonhard). Им же разработана и описана известная классификация акцентуаций личности. В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром, профессором А. Е. Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации. В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией, не референтны ей.

В работах К. Леонгарда используются сочетания «акцентуированная личность» и «акцентуированные черты характера». Но все-таки главным у него является понятие «акцентуация личности». Сама классификация К. Леонгарда есть классификация акцентуированных личностей. В свою очередь, А. Е. Личко полагает, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенностях характера и типологии характера идет речь.

Мы полагаем, что справедливым является использование обоих сочетаний -и акцентуированная личность, и акцентуация характера. В отечественной психологии сложилась традиция четко, а иногда и резко подчеркивать различие в понятиях «личность» и «характер». При этом имеется в виду, что понятие «личность» более широкое, включающее в себя направленность, мотивы, установки, интеллект, способности и т.д. Между тем в западной психологии часто, говоря о личности, имеют в виду ее характерологию. Для этого есть определенные основания, потому что характер - это не только базис личности (так считают многие, хотя и это дискуссионно), но и интегративное образование. В характере находят свое выражение система отношений личности, ее установки, ориентации и т.д. Если же обратиться именно к описаниям различных акцентуаций (все равно, в какой типологии - К. Леонгарда или А. Е. Личко), то легко увидеть, что многое в них характеризует именно личность в различных ее аспектах.

Одной из распространенных практических ошибок, от которой нам хотелось бы предостеречь, является трактовка акцентуации как установленной патологии. Однако это не так. В работах К. Леонгарда специально подчеркивается, что акцентуированные люди не являются ненормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т.е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая все сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

Материал: Данная методика была разработана X. Смишеком в 1970 г. на основе концепции акцентуированных личностей К. Леонгарда. По форме она представляет собой опросник, состоящий из 88 вопросов и предполагающий два варианта ответов - «да», «нет». Для проведения исследования требуется сам опросник, протокол с ответным бланком.

Ход выполнения : Исследование может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. Опросник рассчитан на взрослых лиц, но успешно применялся и на подростках 14-16 лет.

Прилагаемая к опроснику инструкция может быть изменена, если возникнет необходимость приспособить ее к особенностям контингента испытуемых. Инструкция должна быть максимально простой и соответствовать умственным возможностям испытуемых. В случае испытуемых-подростков желательно подкрепить инструкцию 1-2 примерами.

Инструкция исптыуемому: Просим Вас ответить на приведенные нами вопросы. Помните, что правильных или неправильных ответов здесь нет. Поэтому отвечайте сразу, долго не задумываясь. Отвечать на вопросы следует только в виде «да» или «нет». Просьба отвечать внимательно, но в быстром темпе.


Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «в», если неверным или преимущественно неверным - букву «н». Итак, отвечаем на вопросы.
1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
Я бы, пожалуй, мог «свалять дурака», чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
Из меня мог бы выйти неплохой актер.
Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
В компании я редко оказываюсь в центре внимания. 60
В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. 10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Обработка результатов. По одному баллу начисляется за ответ «н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «в» на все остальные. Сумма баллов подсчитывается и интерпретируется следующим образом.
0-3 балла. Низкий коммуникативный контроль. Поведение такого человека устойчиво, и он не считает нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Способен к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают его «неудобным» по причине прямолинейности.
4-6 баллов. Средний коммуникативный контроль. Человек искренен, но не сдержан в своих эмоциональных проявлениях. В своем поведении считается с окружающими людьми.
7-10 баллов. Высокий коммуникативный контроль. Легко входит в любую роль, гибко реагирует на любую ситуацию. Такой человек хорошо чувствует и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производит на окружающих.
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной)
Ниже вам представлены 30 пар суждений. В каждой паре выберите то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения.
а) иногда я предоставляю возможность другим взять ответственность за решение спорного вопроса; б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем оба согласны.

б) я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

б) я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
а) я стараюсь найти компромиссное решение;
б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
а} улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого; б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
а) я пытаюсь избежать неприятностей для себя; б) я стараюсь добиться своего.
а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем
решить его окончательно; б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.
а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
а) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий; б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
а) я твердо стремлюсь достичь своего;
б) я пытаюсь найти компромиссное решение.
а) первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы; б) я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры; 6) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

б) я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
а) я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах; б) я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
а) я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения; б) я стараюсь делать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

б) я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
а) обычно я настойчиво стараюсь добиться своего;
б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
а) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем; б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
а) первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы; б) я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
а) я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;
б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
а) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого; б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
а) я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека; б) я отстаиваю свои желания.
а) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас; б) иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность
за решение спорного вопроса.
а) если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям; б) я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
а) я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов; б) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
а) я предлагаю среднюю позицию;
б) я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры; б) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
а) я предлагаю среднюю позицию;
б) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
а) я стараюсь не задеть чувств другого;
б) я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха. Обработка результатов. Число баллов, набранных по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях (табл. 3). Таблица З
Методика обработки результатов № во-проса Соперни-чество Сотрудничество Компро-мисс Отстра-нение Приспособление 1 а 5 2 6 а 3 а.і 6 4 а у. б 5 а 6 ... -г
Таблица 3 (продолжение) № во-проса Сопе рки~ чествй Сотрудниче-ство Компро-мисс Отстра-нение Приспособ-ление 6 6 г 7 б а 8 а б 9 б а 10 а б 11 а б 12 б а 13 б а 14 6 а 15 б а 16 б а 17 а б 18 б а 19 а б 20 а 6 21 б 3 22 6 а 23 а б 24 б а 25 а б 26 б а 27 а б 2$ а б 29 а б 30 6 I а
Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Крауна
Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений Если вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям вашего поведения, то напишите «да», если же оно неверно, то - «нет»
Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде. 3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
Дома я веду себя за столом так же, как в столовой
Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах
Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.
Случалось, я пользовался оплошностью человека.
Я всегда охотно признаю свои ошибки.
Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.
Были случаи, когда я завидовал удаче других.
Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Обработка результатов. Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» по шкале получают суммированием всех работающих вопросов по следующей схеме: . «да»-на вопросы 1, 2,3,4,5, 8,11,14, 15,16, 20; «нет» - на вопросы 6, 7, 9,10,12,13,17,18,19,
Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими полностью соответствующим социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе. 65
Методика диагностики направленности личности Б. Басса Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: «а», «б», «в». Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.
Букву, которой обозначен ответ («а», «б», «в»), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «Больше всего». Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее ценен для вас. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «Меньше всего».
Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишете в соответствующие столбцы Остальные ответы нигде не записываются.
Старайтесь быть максимально правдивым! Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас.
Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.
Наибольшее удовлетворение я получаю от:
а) одобрения моей работы;
б) сознания того, что работа сделана хорошо;
в) сознания того, что меня окружают друзья.
Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
а) тренером, который разрабатывает тактику игры;
б) известным игроком;
в) выбранным капитаном команды.
По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
б) вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказывать свое мнение.
Мне нравится, когда люди:
а) радуются выполненной работе;
б) с удовольствием работают в коллективе;
в) стремятся выполнить свою работу лучше других.
Я хотел бы, чтобы мои друзья:
а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
б) были верны и преданы мне;
в) были умными и интересными людьми.
Лучшими друзьями я считаю тех:
а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;
б) на кого всегда можно положиться;
в) кто может достичь много в жизни,
Больше всего я не люблю:
а) когда у меня что-то не получается;
б) когда портятся отношения с товарищами;
в) когда меня критикуют.
По-моему, хуже всего, когда педагог:
а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
б) вызывает дух соперничества в коллективе;
в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
В детстве мне больше всего нравилось:
а) проводить время с друзьями;
б) ощущение выполненных дел;
в) когда меня за что-нибудь хвалили.
Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
а) добился успеха в жизни;
б) по-настоящему увлечен своим делом;
в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.
В первую очередь школа должна:
а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;
б) развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
а) для общения с друзьями;
б) для отдыха и развлечений;
в) для своих любимых дел и самообразования.
Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;
б) у меня интересная работа;
в) мои усилия хорошо вознаграждаются.
Я люблю, когда:
а) другие люди меня ценят;
б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы,
в) приятно провожу время с друзьями
Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы
а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и так далее, в котором мне довелось участвовать,
б) написали о моей деятельности,
в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю
Лучше всего я учусь, если преподаватель
а) проявляет ко мне индивидуальный подход,
б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету,
в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем
Для меня нет ничего хуже, чем:
а) оскорбление личного достоинства,
б) неудача при выполнении важного дела,
в) потеря друзей. 18. Больше всего я ценю-
а) успех,
б) возможности хорошей совместной работы,
в) здравый практичный ум и смекалку. 19 Я не люблю людей, которые
а) считают себя хуже других;
б) часто ссорятся и конфликтуют,
в) возражают против всего нового.
Приятно, когда:
а) работаешь над важным для всех делом,
б) имеешь много друзей;
в) вызываешь восхищение и всем нравишься.
По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
а) доступным;
б) авторитетным;
в) требовательным.
В свободное время я охотно прочитал бы книги:
а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми,
б) о жизни знаменитых и интересных людей;
в) о последних достижениях науки и техники.
Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы стать:
а) дирижером;
б) композитором;
в) солистом.
Мне бы хотелось:
а) придумать интересный конкурс;
б) победить в конкурсе,
в) организовать конкурс и руководить им. Для меня важнее всего знать а) что я хочу сделать,
б) как достичь цели,
в) как организовать людей для достижения цели
Человек должен стремиться к тому, чтобы 1
а) другие были им довольны,
б) прежде всего выполнить свою задачу,
в) его не нужно было упрекать за выполненную работу
Лучше всего я отдыхаю в свободное время
а) в общении с друзьями,
б) просматривая развлекательные фильмы,
в) занимаясь своим любимым делом
Таблица 4
Ключ для расшифровки результатов теста № допроса Я 0 Д № вопроса Я О Д 1 а в б 15 б в а 2 б в а 16 а в б Э а в б 17 а в б 4 в 6 а 18 а б в 5 б а в 19 а б а Є 3 а б 20 в 6 а 7 в б а 21 б а в 8 а б а 22 б а В 9 в в 6 23 в а б 10 а в 6 24 б в а 11 б В а 25 а а б 12 6 а в 26 в а б 13 а а 6 27 б а а 14 а Б б Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей - 2 Внимательно прочитайте вопросы Подумайте перед тем, как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ - «да» или «нет»
Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
Нравится ли вам заниматься общественной работой?
Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из товарищей?
Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вам отказаться от своих намерений?
Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?
Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выпоишь сегодня?
Легко вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми
Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
Легко ли вы вольетесь в новом коллективе?
11. Вера да, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
Отважитесь ли вы при удобном случае познакомиться и пообщаться с новым!
Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
Что т в редамйи вщкых дел вы принимаете инициативу на себя?
Нравится м сам постоянно находиться среди людей?
Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
Полагаете ли, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
Принимаете ли вы участие в общественной работе?
Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?
Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?
Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
Верно ли, что у вас много друзей?
Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка результатов. Коммуникативные склонности: «да» - 1, 5, 9,13,17, 20, 25, 29, 33,37; «нет» - 3, 7,11,15,18, 23, 27, 31, 35, 39. Организаторские склонности: «да» _ 2, 6,10,14,19, 22, 26,30, 34,38; «нет»» - 4, 8,12,16,21, 24, 28, 32, 36, 40.

Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву "В"; если невер­ным или преимущественно неверным - букву "Н".

Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.

Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь вни­мание или позабавить окружающих.

Из меня мог бы выйти неплохой актер.

Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

В разных ситуациях ив общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непро­гнозируемых ситуаций. Их позиция: "Я такой, какой я есть в данный момент". Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое "Я", мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Подсчет результатов: по одному баллу начисляется за от­вет "Н" на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ "В" на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если Вы искренне отвечали на воп­росы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла - у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему само­раскрытию в общении. Некоторые считают Вас "неудобным" в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлени­ях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов - у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на измене­ние ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предви­деть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Понятие "коммуникативные умения" включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Для проверки этих качеств предлагаем следующие тесты.



ТЕСТ 1: "УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ"

Инструкция: "Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с лю­бым человеком - будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосред­ственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник".


Варианты ситуаций Ситуации,
вызывающие досаду
4. Разговор с таким партнером часто вызывает
чувство пустой траты времени.
5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и
бумага занимают его больше, чем мои слова.
6. Собеседник никогда не улыбается. У меня воз-
никает чувство неловкости и тревога.
7. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и
комментариями.
8. Что бы я ни высказал, собеседник всегда
осаждает мой пыл.
9. Собеседник всегда старается опровергнуть
меня.
10. Собеседник передергивает смысл моих слов и
вкладывает в них другое содержание.
11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет
меня защищаться.
12. Иногда собеседник спрашивает меня, делая
вид, что не расслышал.
13. Собеседник, не дослушав до конца, пере-
бивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
14. Собеседник при разговоре сосредоточенно
занимается посторонним: играет сигаретой,
протирает стекла и т.д., и я твердо уверен, что он
при этом невнимателен.
15. Собеседник делает выводы за меня.
16. Собеседник всегда пытается вставить слово в
мое повествование.
17. Собеседник всегда смотрит на меня очень
внимательно, не мигая.
18. Собеседник смотрит на меня, как бы оце
нивая. Это беспокоит.
19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собе-
седник говорит, что он думает так же.
20. Собеседник переигрывает, показывая, что
интересуется беседой, слишком часто кивает го-
ловой, ахает и поддакивает.
21. Когда я говорю о серьезном, а собеседник
вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.
22 Собеседник часто глядит на часы во время раз-
говора.
23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает дела и
все внимание обращает на меня.
24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю
ему делать что-нибудь важное.
25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с
ним. Любое его высказывание завершается
вопросом: "Вы тоже так думаете?" или "Вы не
согласны?"

Обработка результатов

Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих досаду и раз­дражение.

Интерпретация

70%-100% - Вы плохой собеседник. Вам необходимо рабо­тать над собой и учиться слушать.

40%-70% - Вам присущи некоторые недостатки. Вы крити­чески относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некото­рых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не при­творяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизи­руйте разговор.

10%-40% - Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его выска­зывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее.

0%-10% - Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать, Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

ТЕСТ 2: "УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ?"

Инструкция

На 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются;

"почти всегда" - 2 балла,

"в большинстве случаев" - 4 балла,

"иногда" - 6 баллов,

"редко" - 8 баллов,

"почти никогда" - 10 баллов.

Список вопросов

1.Стараетесь ли Вы "свернуть" беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны Вам?

2.Раздражают ли Вас манеры Вашего партнера по общению?

3.Может ли неудачное выражение другого человека спро­воцировать Вас на резкость или грубость?


4.Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым Вам человеком?

5.Имеете ли Вы привычку перебивать говорящего?

6.Делаете ли Вы вид, что внимательно слушаете, а сами ду­маете совсем о другом?

8.Меняете ли Вы тему разговора, если он коснулся неприят­ной для Вас темы?

9.Поправляете ли Вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?

10. Бывает ли у Вас снисходительно-менторский тон с от­
тенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем
Вы говорите?

Обработка и интерпретация

Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель "выше среднего уровня". Обычно средний балл слушателей 55.

ТЕСТ "ВАШ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ"

Этот тест поможет взглянуть на себя "со стороны", узнать, достаточно ли вы корректны в отношениях со своими сотруд­никами, коллегами, членами семьи.

Инструкция

На каждый вопрос даны три варианта ответов. Подчеркни­те тот, который вас устраивает. Если ни один ответ вам не под­ходит, перейдите к следующему вопросу.

Для сравнения "портрета", который вы получили, попроси­те того, чье мнение для вас значимо, ответить вместо вас.

Опросник

1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очеред­ного служебного конфликта?

А) всегда;

б) иногда;

в) никогда.

2. Как вы ведете себя в критической ситуации?

а) внутренне киплю;

б) сохраняю полное спокойствие;

в) теряю самообладание.

3. Каким считают вас коллеги?

а) самоуверенным и завистливым;

б) дружелюбным;

в) спокойным и независтливым.

4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную
должность?

а) приму ее с некоторыми опасениями;

б) соглашусь без колебаний;

в) откажусь от нее ради собственного спокойствия.

5. Как вы прореагируете, если кто-либо из коллег без разреше­
ния возьмет с вашего стола какой-нибудь документ?

а) выдам ему по первое число;

б) заставлю вернуть;

в) спрошу, не нужно ли ему еще что-нибудь.

6. Какими словами вы встретите жену (мужа), если она (он)
вернулась (вернулся) с работы позже обычного?

а) "Что тебя так задержало?";

б) "Где ты торчишь допоздна?";

в) "Я уже начал(а) волноваться!".

7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?

а) стараюсь обогнать машину, которая показала мне
хвост;

б) мне безразлично, сколько автомобилей обошло меня;

в) увеличу скорость, чтобы никто не опередил меня.
8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

а) сбалансированными;

б) легкомысленными;

в) крайне жесткими.

9. Что вы предпринимаете, если не все удается?

а) пытаюсь свалить вину на другого;

б) смиряюсь;

В) становлюсь осторожным.

10. Как вы отреагируете на мнение, суждения о современных
подростках?

а) "Пора бы уже запретить юнцам такие развлечения";

б) "Надо дать им возможность организованно и культур­
но отдыхать";

в) "Не следует с детьми возиться".

11. Как вы выразите свое ощущение, если должность, кото­
рую вы хотели занять, досталась другому?

а) "И зачем я только на это нервы тратил(а)";

б) "Видно, этот человек начальнику приятнее";

в) "Может быть, мне это удастся в другой раз".

12. Какие чувства испытываете, когда смотрите страшный
фильм?

в) искреннее удовольствие.

13. Как вы будете себя вести, если в результате дорожной
пробки вы опоздали на важные деловые переговоры?

а) буду нервничать во время переговоров;

б) попытаюсь вызвать снисходительность партнеров;

в) просто огорчусь.

14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?

а) победа - моя цель;

б) чувствую себя вновь молодым и это ощущение ценю;

в) если проигрываю, очень сержусь.

15. Как вы поступаете, если вас плохо обслужили в ресторане?

а) терплю, избегая скандалов;

б) вызываю метрдотеля и делаю ему замечание;

в) отправляюсь с жалобой к директору ресторана.

16. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе:

а) поговорю с учителем;

б) устрою скандал родителям обидчика;

в) посоветую своему ребенку дать сдачи обидчику.

17. Какой вы человек?

а) средний;

б) самоуверенный;

в) пробивной.

18. Что вы скажете подчиненному, если столкнулись с ним в
дверях?

а) "Простите, это моя вина";

б) "Ничего, пустяки";

в) "А повнимательнее вы не могли быть?"

19. Какова ваша реакция на статью в газете о хулиганстве
среди молодежи?

а) "Когда же будут, наконец, приняты конкретные
меры?";

б) "Надо бы ввести суровые наказания!";

в) "Нельзя же все валить на молодежь - виноваты и вос­
питатели".

20. Какое животное вы любите?

в) медведя.

34 балла и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обуслов­лено недостаточной уверенностью в собственных силах и воз­можностях. Побольше решительности вам не помешает. К кри­тике "снизу" относитесь доброжелательно, но побаиваетесь критики "сверху".

35-44 балла. Вам сопутствует успех в жизни. В вас достаточ­но "здорового честолюбия", вы умеренно агрессивны, к крити­ке относитесь доброжелательно, если она деловая и без претен­зий.

45 баллов и более. Вы излишне агрессивны и неуравновешен­ны, нередко бываете чрезмерно жестоким по отношению к дру­гим. Надеетесь дойти до управленческих "верхов", рассчиты­вая на свои силы. Добиваясь успехов в какой-либо области, можете пожертвовать интересами окружающих. К критике от­носитесь двойственно: критику "сверху" принимаете, а крити­ку "снизу" воспринимаете болезненно, порой небрежно. Може­те преследовать критиков "снизу".

ТЕСТ "КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К КРИТИКЕ?"

Одни извлекают из критики пользу, другие морщатся, но терпят, третьи активно борются с критикующими, "давят на. корню" любое проявление критики. Одни считают, что она по­могает делу, другие - что мешает. Одни умеют применять кри­тику, другие - нет. Однако хотим мы того или нет, критика при­суща всякому социальному организму, каким является любой коллектив, и современный руководитель не может считаться грамотным, если он не знаком со всеми сложностями и трудно­стями этого явления. Предлагаемый тест поможет вам опреде­лить уровень вашей персональной грамотности в этой области. И хотя, как и все подобные тесты, он не претендует на бесспор­ность, надеемся, что он поможет вам в деловом общении. От­метьте в каждом вопросе наиболее приемлемый для вас вари­ант ответа.

1. Считаете ли вы критику методом изживания недостатков в работе отдельных лиц или коллективов?

а) да, я считаю критику необходимым и нормальным
элементом жизнедеятельности любого коллектива;

б) критика часто осложняет отношения в коллективе,
поэтому я ее не признаю;

в) критика допустима, но не следует преувеличивать ее роли и прибегать к ней часто.

2. Как вы относитесь к публичной критике?

а) считаю публичную критику действенной формой из­
живания недостатков;

б) лучше высказать замечания человеку наедине, чем пуб­
лично, на людях;

в) предлагаю "кулуарную критику", т.е. критику "за гла­
за", в неслужебной обстановке или высказываемую
в полушутливой форме.

3. Можно ли, по-вашему, критиковать начальство?

а) да, конечно;

в) можно, но крайне осторожно.

4. Как вы относитесь к самокритике?

а) стараюсь быть объективным к себе и к "своей" служ­
бе, если вижу недостатки, открыто признаю их сам, не
дожидаясь, пока на них укажут другие;

б) обычно я знаю недостатки в работе "своей" службы и
моей лично, но не спешу себя критиковать;

в) критиковать себя ни к чему, т.к. охотников тебя пору­
гать всегда хватает.

5. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы вы­
ражаться мягко, корректно, тактично, так, чтобы не задеть лич­
ность критикуемого?

а) да, разумеется;

б) нет, считаю, что чем сильнее задета личность крити­
куемого, тем действеннее критика;

в) все зависит от самой этой "личности": если она уж
очень обидчива - учитываю это, а если нет - особенно
не придерживаюсь дипломатии.

6. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы "под­
сластить пилюлю" указанием на положительные моменты в де­
ятельности объекта критики?

а) да, обычно стараюсь;

б) нет, не вижу в этом смысла;

в) стараюсь ограничить поле критики предметом обсуж­дения.

7. Дозируете ли вы объем критики, стараетесь ли соблюсти
некую меру?

а) да, я стараюсь критиковать не более чем за один недостаток;

б) нет, обычно высказываю все, что, на мой взгляд, плохо в деятельности объекта критики;

в) стараюсь ограничить поле критики предметом обсуждения.

8. Вносите ли вы в ходе критического выступления какие-
либо предложения для исправления положения или ограничиваетесь указанием на недостатки?

а) да, я считаю, что тот, кто критикует, должен что-то
предложить, иначе он и критиковать не вправе;

б) нет, я полагаю, что главное - обнажить проблему, указать на недостаток, а его устранение - дело критикуемой службы или других компетентных органов и специалистов;

в) предпочтительнее конструктивная критика, но даже
если трудно что-либо предложить, нельзя умалчивать
о недостатках.

9." Какова обычно ваша первая реакция на критику?

а) стремлюсь тут же ответить, сразу прошу ответного
слова или говорю с места;

б) переживаю молча, с обидой, от ответного выступле­
ния стараюсь уклониться;

в) обдумываю критику, выступать с ответом не спешу,
но если настаивают, то не отказываюсь.

10. Какое поведение наиболее характерно для вас при ответе на критику?

а) как правило, стараюсь признать критику, даже если
она не во всем объективна;

б) прибегаю к методу защиты "от противного", т.е. кри­
тикую критикующего;

11. Раздражает ли вас критика?

а) как правило, да;

б) не очень;

в) смотря кто и как критикует.

12. Появляется ли у вас чувство неприязни к критикующему
вас человеку?

а) как правило, да;

б) нет, крайне редко;

в) да, если критика несправедлива или высказывается
в резкой, обидной форме.

13. Как вы в дальнейшем строите свои отношения с крити­
кующим вас человеком?

а) как и прежде;

б) стараюсь при случае "ответить взаимностью" или
ущемить его интересы другим доступным мне спосо­
бом;

в) некоторое время "обхожу" этого человека, стараюсь
не вступать с ним в контакт.

14. Как вы относитесь к тем, кто сам себя критикует?

а) считаю их "приспособленцами", "трусишками", "угод­
никами";

б) нормально отношусь, ничего тут особенного нет;

в) советую впредь не торопиться с самокритикой.

15. Существует ли уголовная ответственность за преследо­
вание критикующих?

в) не знаю.

16. Вопрос-шутка: какое высказывание о критике вам ближе?

а) критика - лекарство, ее надо уметь применять и принимать;

б) управленческая деятельность - тоже творчество, поэтому пусть меня оценивают те, кому положено, а не
всяк, кому не лень;

в) и на критику существует мода.

Определите число набранных вами очков по шкале оценки ответов:

баллов - 16, 2в, 36, 76, 96, 106, 136, 156, 15в, 166, 2в, 15в.

балл- 26, 7а, 9а, Па, 12а, 14а, 26, 56, 66, 7а, 86, Зв, 4в, 10в, 14в, 16в, 14а.

балла- 6а, 8а, Па, 16а, 46, 116, 146, 1в, 5в, 12в.

балла - 1а, 2а, За, 4а, 5а, 13а, 15а, 126, 6в, 7в, 8в, 9в, Пв, 12в, 13в.

8-18 баллов. Ваше отношение к критике скорее негативное, чем позитивное. Вы не любите, когда критикуют вас, а крити­куя других, нередко утрачиваете чувство меры. И в том, и в дру­гом случае вы весьма эмоциональны, легко возбудимы, можете вспылить, допустить резкость. Вам необходимо воспитывать некий комплекс стабильности, то есть чувство уверенности в себе, в правомерности своих действий и решений, а для этого следует активно повышать свой деловой уровень, не переоце­нивая себя, но и не умаляя своих достоинств.

19-32 балла. Вы терпимо относитесь к критике, считаете ее допустимым элементом управленческой жизни, не переоцени­ваете ее значения. Ваше поведение в ролях критикуемого и кри­тикующего можно охарактеризовать как "контролируемую эмоциональность" - вы редко выходите из себя. В то же время вам чуждо чувство обиды, желание "насолить" критикам, оп­равдать свои ошибки.

33-46 баллов. Вы по-деловому относитесь к критике, доста­точно спокойно ее воспринимаете, мужественно и открыто при­знаете свои ошибки. Изредка вас посещает чувство досады на критику, однако вы это стараетесь скрывать. В критических выступлениях вы не перебарщиваете и не стараетесь оправдать­ся, сваливая вину на других. Хорошее знание своего дела, уве­ренность в том, что вы на своем месте, позволяет вам не забо­титься о личном авторитете, а лишь помнить о пользе дела.

ТЕСТ1 "УМЕНИЕ СЛУШАТЬ"

Умение слушать - неотъемлемая предпосылка обучения и самообучения руководителя, да и любого сотрудника, профессионально связанного с межличностными коммуникациями. Особенно необходимо такое умение руководителю. Оно - важнейшая составная часть социальной компетентности. Без уме­ния слушать человек лишает себя важной информации, не мо­жет завоевать доверие товарищей по работе и окружающих. Подсчитано, что в России лишь 10-20% граждан обладают развитой способностью слушать собеседника. Большинство же людей очень часто слушают, не слыша, т.е. преследуют в разговорах главным образом лишь свои цели, пропуская большую часть информации, сказанной другими. Предлагаемые ниже три теста помогают установить ваши способности слушать собесед­ника, в том числе воспринимать неприятную информацию.

Инструкция

Выберите приемлемый для вас ответ из трех вариантов на каждый из 15 вопросов.

Опросник

1. Какова, по-вашему, цель беседы или разговора:

а) лучше узнать собеседника;

б) высказать свою точку зрения по данному вопросу;

2. Задавали ли вы в детстве, ваши дети или кто-нибудь привас такие вопросы: "Как и где спят облака?" или "Была ли бабушка маленькой?" и т.п.:

б) никогда;

в) иногда.

3. Приходилось ли вам по утрам, собираясь на работу, напе­
вать:

а) да, всегда утром одну и ту же песню;

б) да, обычно разные песни;

в) нет, никогда.

4. В конце собрания задаете ли вы вопросы докладчику:

а) да, всегда есть о чем спросить;

б) иногда, когда вы не согласны с изложенной точкой
зрения;

в) никогда, так как не верите, что одним вопросом мож­
но изменить точку зрения докладчика.

5. После разговора с другом или коллегой случалось ли вам
менять точку зрения по данной проблеме:

а) да, довольно часто;

б) иногда;

в) никогда.

6. Когда вы разговариваете с кем-либо, то:

а) больше говорите вы;

б) больше говорит ваш собеседник;

в) оба говорите поровну;

7. При одинаковой цене, что бы вы предпочли купить:

б) грампластинку (компакт-диск);

в) билет в кино.

а) что потеряете ценное время;

б) что теперь будете иметь на него влияние;

в) что попытаетесь ему помочь.

9. Какая из фраз выражает более всего вашу точку зрения:

а) лишь специалист может говорить хорошо по данной
проблеме;

б) каждый может обо всем говорить, если умеет хорошо
выражать свои мысли;

в) специалисты не всегда хорошие ораторы, чтобы убе­
дительно говорить о проблеме и своих разработках.

10. Если при разговоре смысл слов ускользает от вас, то как
вы поступите:

а) остановите говорящего и попросите объяснить сказан­
ное;

б) отметите про себя неясное, чтобы спросить об этом
в конце разговора;

в) в целом суть дела вам всегда ясна.

11. Можете ли вы днем повторить сообщение или песню, ус­
лышанные утром по радио:

а) да, всегда;

б) да, но вам необходимо время, чтобы вспомнить;

в) вы не можете вспомнить.

12. У эстрадного певца (певицы) прежде всего вы цените:

б) внешний вид;

в) поведение на сцене.

13. Посещение концертов для вас:

а) событие, доставляющее удовольствие;

б) светская обязанность;

в) удовольствие, если исполняют ваши любимые произ­
ведения.

14. Вы в гостях, кроме вас еще присутствуют 5-6 человек.
Вы заводите разговор. Чаще всего:

а) вас почти никто не слушает;

б) все умолкают, чтобы выслушать вас;

в) вы, как правило, не являетесь инициатором разгово­
ра.

15. Вы в курсе событий общественной жизни в первую оче­
редь благодаря:

а) просмотру телепередач;

б) слушанию радио;

Инструкция: «Внимательно прочитайте десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них Вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется Вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером – букву «В», если не верным или преимущественно неверным – букву «Н».

1.Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.

2.Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3.Из меня мог бы выйти неплохой актёр.

4.Другим людям иногда кажется, что я переживаю что – то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5.В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6.В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по – разному.

7.Я могу отстаивать только то, в чём я искренне убеждён.

8.Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9.Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10.Я не всегда такой, каким кажусь.

Подсчёт результатов : по 1 баллу начисляется за ответ «Н» на вопросы №1,5,7 и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас можно сказать следующее:

0-3 балла – у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов – у Вас средний коммуникативный контроль, Вы искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своём поведении с окружающими людьми.

7-10 – баллов – у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

3. Тест «Умеете ли Вы слушать?»

Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение устанавливать дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д.

Инструкция: «Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком – будь то Ваш товарищ, сослуживец, руководитель или просто случайный собеседник».

Варианты ситуаций

Ситуации

вызывающие

1.Собеседник не даёт мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но

Нет возможности вставить слово.

2.Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

3.Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушают ли меня.

4.Разговор с партнёром вызывает чувство пустой траты времени.

5.Собеседник постоянно суетится: карандаш, и бумага его занимают больше, чем мои слова.

6.Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.

7.Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями.

8.Что бы я ни высказал, собеседник охлаждает мой пыл.

9.Собеседник всегда старается опровергнуть меня.

10.Собеседник передёргивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.

11.Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.

12.Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

13.Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

14.Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стёкла и т. д. и я твёрдо уверен, что он при этом невнимателен.

15.Собеседник делает выводы за меня.

16.Собеседник всегда пытается вставить слово в моё повествование.

17.обеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая.

18.Собеседник всегда смотрит на меня как бы оценивая. Это беспокоит.

19.Когда я предлагаю что – нибудь новое, собеседник говорит, что он думает также.

20.Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

21.Когда я говорю о серьёзном, а собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

22.Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.

23.Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и всё внимание обращает на меня.

24.Собеседник ведёт себя так, будто я мешаю ему делать что – нибудь важное.

25.Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы несогласно?»

Обработка результатов: Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение.

70% - 100% - Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

40% - 70% - Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям, Вам ещё недостаёт некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговора.

10% -40% - Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнёру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет ещё приятнее.

0% - 10% - Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать, Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.