Карточки задания цифра 3 состав числа. Конспект занятия «Состав числа три

Математика – наука сложная, в старшем дошкольном возрасте содержание знаний усложняется, и нам, педагогам, приходится думать, как преподнести тот или иной материал для дошкольников. Причем сделать это так, что бы им было, не только понятно, но и интересно. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра. Именно поэтому всё обучение должно проходить в игровой форме. Я уже рассказывала в своем блоге о дидактических играх, которые я использую не только на занятиях, но и в индивидуальной работе. Сегодня хочу рассказать еще о некоторых.

Игры на состав чисел.

Цель: Совершенствовать знания о составе изученных чисел. Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности) .

Состав числа мы начинаем изучать в старшей группе. Материал для деток сложный, но игровые приёмы помогают успешно справиться с этой задачей. Состав числа – это два меньших числа для одного числа. Вот несколько вариантов дидактических игр. Многие идеи заимствовала у вас, дорогие коллеги.

1 вариант «Прищепки».

Понадобятся карточки с цифрами от 1 до 10 и прищепки. Если «1» - одна прищепка и так далее. Например, карточка с числом «3». Крепим к карточке три прищепки, а теперь показываем, что три может состоять из 1 и еще 2 прищепок (если прикрепить их противоположно друг другу). Прищепки можно поменять на скрепки. И моторика развивается, и математические знания!

2 вариант «Весы»

Можно играть в весы, которые с двумя чашечками. На одну чашечку ставим гирю с цифрой 5, например. Чтобы уравновесить, на вторую чашку нужно поставить 2 и 3. Но весы обычно быстро ломают, да и не купишь на каждого ребенка. Поэтому обычные весы я использую только на первом этапе ознакомления с игрой, а потом переходим на бумажные.

По фотографиям становиться понятно, как можно усложнять содержание данной игры по мере знакомства с ней.

3 вариант «Математический цветок»

(идея Екатерины Смирновой или Лидии Карпенко) .

4 вариант «Поймай рыбок»

(увидела у Татьяны Романевич) .

Помимо ознакомления с составом числа, в старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с азами геометрии. Разобраться с многообразием линий им поможет следующая игра.

Игра «Такие разные линии»

Цель: Познакомить с основными геометрическими понятиями: точка, линия, луч, отрезок, угол. Учить различать ломаные, кривые линии, линии замкнутые и незамкнутые.

Вариант 1. Детям предлагается разделить все картинки на стопочки. В одну стопочку – незамкнутые, в другую замкнутые.

Вариант 2. Посели в домик. В этом домике живут ломаные линии, в этом прямые, а в этом кривые.

Вариант 3. Раздели карточки на 5 групп (лучи, отрезки, прямые, ломаные, кривые) .

И конечно, развитие математических представлений трудно представить без развития логики. С этой целью использую широко известные игры «Тангам» «Колумбово яйцо», «Волшебный круг».

Благодаря этим играм, и тем которые я уже описывала в рубрике моего блога «Дидактические игры», мне удается заинтересовывать детей математикой, делать познание увлекательным. Спасибо за внимание!

www.maam.ru

Методика ознакомления детей с составом числа

Методика ознакомления старших дошкольников с составом числа

В старшей группе начинают углублять представление о числе. Детей начинают, знакомят с составом из единиц чисел первого пятка. (5- это 1, 1, 1, 1 и еще 1) .

Для того чтобы подчеркнуть состав множества (из элементов) и на этой основе дать детям представление о составе числа (из единиц, подбирают такие совокупности, в которых каждый предмет отличается от других. Сначала используют предметы одного вида, отличающихся друг от друга либо окраской, либо размером, либо формой (наборы разноцветных флажков, матрешек, палочек разной длины и толщины, елочек, пирамидок разной высоты и т. п., позднее – предметы, объединенные одним родовым понятием (например, комплекты игрушек: посуда, мебель, одежда и т. п., а также плоскостные изображения предметов или предметные картинки.

Наряду с сюжетным используют и бессюжетный материал: модели геометрических фигур, полоски бумаги разной длины или ширины т. п.

Варианты заданий. Составить группу из однородных предметов, отличающихся качественными признаками (например, 1 карандаш красный, 1 карандаш зеленый, 1 карандаш синий - всего 3 карандаша) .

Составить группу из разных игрушек или вещей (1 кубик, 1 матрешка, 1 заяц, 1 погремушка – всего 4 игрушки) .

Составить группу из моделей геометрических фигур разного вида (1 квадрат, 1 круг, 1 прямоугольник, 1 треугольник – всего 4 фигуры) .

Подобрать указанное число картинок, на которых изображены предметы, объеденные родовым понятием (1 кофточка, 1 платье, 1 пальто – всего 3 предмета одежды) .

Выполнить указанное количество разных гимнастических упражнений (1 раз присел, 1 раз поднял руки вверх, 1 раз хлопнул в ладоши – всего выполнил 3 упражнения) .

Дети быстрее поймут количественное значение числа, если параллельно будет рассматриваться состав 2 чисел. Вначале все дети одновременно работают с одним и тем же раздаточным материалом, а позднее – с разным (например, одни составляют группу из 4 предметов мебели, другие одежды, третьи – посуды) .

Состав каждого числа иллюстрируют не менее чем на 2-3 видах предметов.

Дети непременно должны рассказывать, как составлена группа, по сколько в ней разных предметов и сколько их всего, называть и предметы, и их количество. («1 тарелка, 1 блюдце, 1 чашка – всего 3 предмета посуды».)

Конкретные вопросы («Сколько взяли красных карандашей? Сколько синих? Сколько всего у вас карандашей? ») постепенно подменяют общими, например: «По скольку ты взял разных игрушек? Сколько их всего? Кака получилось у тебя 4 игрушки? »

Чтобы дети использовали разные формулировки ответов, варьируются не только вопросы, но и порядок их постановки. Дети могут сказать, по скольку разных предметов, а потом назвать общее их число или сначала сказать, сколько всего, а затем – по скольку разных предметов.

Для обобщения знаний предлагают вопросы: «Сколько разных игрушек ты возьмешь, если я назову число 4? Сколько раз ты подпрыгнешь, если я назову число 3? »

Воспитатель дает задание подобрать указанное число игрушек (выполнить указанное число движений). Важно, чтобы общее и конкретное постоянно выступали в единстве друг с другом. Постепенно дети все более осознают количественное значение числа. Знание количественного состава чисел в пределах пятка позволяет им в подготовительной к школе группе усвоить приемы вычисления путем присчитывания и отсчитывания по единице чисел 2 и 3.

Для закрепления знаний о составе числа используют словесную игру «Назови 3 (четыре, пять) предмета! » Педагог предлагает детям назвать 2 (3, 4, 5) разных предмета мебели, одежды, головных уборов, посуды т. п., а также упражнение с включением элемента соревнования: «Кто быстрее назовет 3 (4, 5) головных убора? » и т. п.

У детей подготовительной к школе группы закрепляют знания о составе из единиц чисел первого пятка, они изучают состав из единиц чисел второго пятка, учатся устанавливать отношение между единицей и числом (6 – это 1, 1, 1, 1, 1 и еще 1) .

Как и в старшей группе, вначале показ состава числа из единиц осуществляют на конкретном материале. Используют приемы: составление группы из разных предметов или игрушек; составление группы из однородных предметов, отличающихся качественными признаками; составление группы из картинок, на которых изображены разные предметы, объединенные родовыми понятием (1 стул, 1 табуретка, 1 кресло, 1 секретер, 1шкаф, 1 буфет – всего 6 предметов мебели) .

В работе с детьми 6 -7 лет используют и новые приемы: зарисовка определенного числа разных игрушек или геометрических фигур. («Я нарисовал всего 5 фигур – 1 круг, 1 фигуру овальной формы, 1 квадрат, 1 прямоугольник, 1 треугольник».) ; распределение предметов по группам по одному из признаков, выделение каждой группы как единица счета и определение общего количества групп. («Всего 4 группы флажков: одна группа голубых флажков, еще одна – розовых, еще одна – желтых и еще одна – синих») .

Дети скорее поймут количественное значение чисел, если параллельно будут изучаться состав 2 – 3 чисел и чередоваться упражнения в составлении соответствующих количественных групп. Этому способствует организация действий детей одновременно с разным раздаточным материалом (так, у одних, например, группа составлена из 7 предметов мебели, у других – из 7 предметов посуды, у третьих – из 7 разновидностей овощей и т. д.) .

Выполнив задание, дети каждый раз рассказывают, как составили группу, по скольку у них разных предметов и сколько их всего. Шестилетним детям можно одновременно называть 2 числа и давать задания составить сразу 2 группы предметов, например, на верхней полоске карточки составить группу из 4 разных геометрических фигур, а на нижней – из 5. Воспитатель обращает внимание детей не только на количественный состав числа из единиц, но и на отношения между числами (на сколько одно число больше или меньше другого) .

Широко используют словесные упражнения без опоры на наглядный материал: «К белочке в гости пришли заяц, еж и медвежонок. Сколько гостей оказалось в домике у белочки? Сколько всего зверей в домике у белочки? По скольку оказалось разных зверей? », «В команду космического корабля вошли командир корабля, бортинженер, и врач. Сколько человек вошло в команду космического корабля? »

Постепенно дети начинают понимать, что каждое число содержит определенное количество единиц, они могут отвечать на вопросы: «Сколько единиц содержится в числе 7? ». Работу по этой теме проводят на 6 -7 специальных занятиях. На первых 3 из них изучают материал в первой части, а на последующих – во второй. Однако к теме надо периодически возвращаться в течении всего учебного года, и особенно тогда, когда дети будут осваивать приемы вычисления присчитыванием по 1.

www.maam.ru

Состав числа. Карточки и презентация.

Posted on by Антонина Алексеевна

Обучающие карточки и презентация «Состав числа» для учащихся 1 классов, хорошо подойдут в качестве наглядного материала при изучении темы «Состав чисел первого десятка».

На каждой карточке число и его состав в виде сложения различных предметов. К каждому числу изготовила карточки со всеми возможными вариантами состава данного числа.

Презентация «Состав числа» создана в программе Microsoft PowerPoint. Она аналогична карточкам. Если быть точнее, то это карточки созданы на основе презентации.

Но, презентация интереснее чем карточки тем, что второе слагаемое появляется с анимационным эффектом. При желании эффект анимации можно заменить или вообще удалить.

Карточки «Состав числа»

Чтобы скачать карточку щелкните на картинку и она увеличится (дождитесь загрузки) , затем щелкните еще раз и сохраните на свой компьютер.

Материал с сайта nachalo4ka.ru

Интерактивная презентация и карточки с аналогичным оформлением по теме «Состав чисел первого десятка. Числовые домики.»

Презентация и карточкиподойдут для уроков математикив 1 классеи для занятий с дошкольниками.

  • Закрытые окошки с составным слагаемым открываются по щелчку на любое окошко, в любом порядке.
  • Переход на следующий слайд по кнопке справа.
  • Состав чисел 3, 4, 5 – здесь объясняем, закрепляем и повторяем переместительный закон сложения (например, 2+1 и 1+2 одно и то же) .
  • Состав чисел от 4 до 10 представлен двумя вариантами слайдов. На одном слайде за закрытым окошком второе составное слагаемое, на другом слайде – первое составное слагаемое.
Презентация online

скачать презентацию

Карточки «Числовые домики»

Настранице размещены образцы карточек в уменьшенном размере, скачайте карточки архивом в полном размере по ссылке ниже. Для ознакомительного просмотра щелкаем на картинку правой кнопкой мыши, изображение увеличится.

В комплекте с карточками картинки закрытых окошек для вырезания. При индивидуальной работе закрытым окошком можно прикрыть окошко с числом.

Если Вам понравились презентация и карточки, кликните на социальные кнопки, поделитесь с друзьями. Это лучшая благодарность автору.

Подробней nachalo4ka.ru

Состав чисел для дошкольников - Математика и логика - Развитие ребенка с IQsha.ru

В возрасте 6-7 лет ребенка знакомят с составом чисел от 0 до 10 . Изучение состава числа поможет будущему школьнику легко освоить сложение и вычитание.

К этому возрасту ребенок знает наизусть прямой счет до 10, обратный счет в пределах 10, умеет пересчитывать и отсчитывать предметы, знает состав числа из единиц: понимает, что 3 - это 1 и 1 и 1. Все это говорит о том, что ваш ребенок готов к изучению состава чисел до 10 из двух меньших чисел.

Состав числа начинают изучать с опорой на наглядный материал. С помощью карандашей, орехов, конфет покажите ребенку все варианты состава чисел в пределах десяти. Например, число 6 - это 0 и 6, 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1, 6 и 0. Одно занятие посвящайте одному числу.

Пусть ребенок вначале отсчитает нужное число предметов, а затем распределит их по группам, применяя различные комбинации. Результаты своих вычислений ребенок может записывать в виде примеров.

Не забывайте, что самый лучший тренажер и помощник, который всегда с собой - это пальцы ребенка. В первое время с помощью пальцев можно и нужно находить правильный ответ. Но результатом изучения состава числа должен стать счет в уме. Ребенок предстоит научиться отвечать на вопросы: 8 - это 3 и? 5 это 2 и?

Как помочь ребенку запомнить состав чисел?

Маленькие хитрости

Расскажите, что любое число всегда состоит из единицы и предыдущего числа. Таким образом, если нужно определить состав числа 8, у ребенка уже готов один ответ: 8 - это 1 и 7. Соответственно, чтобы определить, сколько будет 8 минус 1, нужно от 8 отчитать 1 в обратном порядке, то есть назвать предыдущее число.

Познакомьте ребенка также с отсчетом 2. Чтобы ответить на вопрос: 8 - это 2 и сколько?, нужно сначала отсчитать 1 в обратном порядке, а потом еще 1.

Больше практики

Чтобы довести определение состава числа до автоматизма, решайте как можно больше примеров. Можно играть в игру: вы называете число, состав которого нужно определить, ребенок как можно быстрее показывает любое уместное количество пальцев, вы показываете оставшееся количество.

Потом меняетесь ролями. Эта игра также тренирует навык сравнения, ведь если вы назовете 4, ребенку нельзя показать 5 и более пальцев.

Вам понадобится
- карточки на состав числа;
- много одинаковых игрушек и других мелких предметов;
- шашки или пуговицы одинаковой формы, но разного цвета.

Инструкция:

1. / На первом занятии используйте игрушки или предметы домашнего обихода. Это могут быть кубики, карандаши, чашки, ложки. Вид и размер роли не играют, предметы должны быть просто одинаковыми.
Начните с числа 2. Попросите ребенка положить на стол 1 ложку и спросите, что нужно сделать, чтобы ложек стало 2.
Старший дошкольник обычно знает ответ, более младшему ребенку можно подсказать. Из каких чисел можно сложить число 2?
Если ребенок сразу не сообразит, задайте наводящий вопрос.

2. / Повторите задание с другими предметами.
Ребенок должен понять, что число 2 в любом случае состоит из двух единиц, вне зависимости от того, выкладывает он на стол ложки, камешки или кубики.

3./ Когда ребенок станет отвечать уверенно, переходите к изучению числа 3. Его состав можно представить в трех вариантах.
Можно выложить 3 ложки по одной, к двум прибавить одну или к одной - две. Раскладывать предметы можно по-разному.
Если вы представляете число 3 состоящим из трех единиц, то камешки или ложки можно положить на разном расстоянии друг от друга и даже один камешек на другой. Представляя это же число как состоящие из пары предметов и одного, два положите вместе, а один - на некотором расстоянии.

4./ Используйте для занятий шашки. Предложите своему ученику поставить на доску 4 одинаковых шашки. А если поставить 3 красных и 1 черную? Тоже получится 4 шашки. И если взять по две разного цвета, то их все равно будет четыре. То есть это число можно представить несколькими способами.

5./ Обзаведитесь карточками на состав числа. Их можно купить или сделать. Они бывают нескольких типов, и лучше, чтобы они были двух видов. Разрезная карточка состоит из двух половинок. На одной изображен 1 предмет, на другой - 1, 2, 3 и больше точно таких же предметов. Половинки могут быть соединены знаком «+», но «плюс» можно сделать и отдельно. Второй комплект представляет собой набор картинок, на которых изображены эти же предметы одним множеством, без всякого разделения. Когда ребенок хорошо научится сопоставлять число и цифру, можно сделать такие же карточки с цифрами. Их может быть несколько комплектов, чтобы представлять каждое число в разных вариантах.

6./ Проводите занятия регулярно. Покажите ребенку карточку, на которой изображено, скажем, 5 предметов. Предложите подобрать картинки так, чтобы на всех вместе тоже было столько же яблок или кружочков. Периодически меняйтесь ролями. Пусть ребенок тоже дает вам задания, а вы его старательно выполняйте. Иногда делайте ошибки, ваш ученик должен научиться контролировать ваши действия.

7./ Аналогичные задания поводите и с цифрами. Покажите, например, число 9 и точно так же, как в предыдущем случае, предложите найти несколько вариантов его состава. Объясните ребенку, что чем больше число - тем больше возможностей его составить.

Вам понадобится

  • - счетные палочки;
  • - простые бытовые предметы для счета (яблоки, конфеты)
  • - самодельные учебные пособия - числовые домики или карточки.

Инструкция

Постарайтесь объяснить ребенку разность между ми и цифрой. Цифра обозначает числа на письме, а числа являются обозначением количества предметов. Например, если у вас есть семнадцать , объясните, что 17 - это число, количество, а его состав ляют цифры - 1 и 7. Уберите десять яблок, у вас останется семь. Поясните ребенку, что количество яблок стало семь и это цифра 7. Семь можно разложить и на другие цифры - 1, 2, 3 и так далее.

Показывайте ребенку состав числа на наглядных примерах. Возьмите, например, три конфеты. Попросите посчитать ребенка, сколько у вас есть конфет. Теперь разделите конфетки - две положите на стол, а одну держите в руках. Спросите ребенка, сколько их теперь. Ответ будет тем же. Поясните, что две конфеты с одной и наоборот, одна с двумя, состав ляют три. Теперь положите одну конфету дальше от второй, а третью держите в руках. Покажите ребенку - вот одна конфета, вот еще одна и еще. Значит тройка - это повторенная три раза единица. Закрепите знание на счетных палочках.

Нарисуйте с ребенком на бумаге числовые домики. Эти домики - многоэтажные дома, на каждом этаже которого расположено по две квартиры. Напишите в треугольнике-крыше число от 2 до 18. Объясните, что на одном этаже живет столько жильцов, сколько обозначает -число. Используйте счетные палочки, кубики или иные материалы, что помочь ребенку «расселить» жильцов.

К примеру, пусть хозяином будет число 6. Выберите 6 палочек. На первом этаже в одной из квартир пусть живет один человек - отодвиньте палочку. Следовательно, в другой квартире пять жильцов. Значит, шесть - это пять и один. Таким образом, заселяя числовой домик, получите пары 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1 - итого в числовом домике пять этажей. Для большей эффективности развесьте плакаты с такими домиками в квартире и периодически спрашивайте ребенка.

Вовлекайте ребенка в решение обычных бытовых задач. Например, если в вашей семье - трое человек, предложите ребенку задачку следующего типа. Поставьте на стол одну . Задайте ребенку вопрос, сколько еще тарелок нужно поставить, если всего в семье трое человек. Он должен ответить вам, что нужно поставить еще две тарелки. Следовательно, одна и две тарелки состав ляют три тарелки. Изготовьте карточки с состав ами разных чисел и просматривайте их с ребенком.

Обратите внимание

Не занимайтесь с ребенком слишком долго. Оптимальное время занятия - 10-15 минут. А иначе малыш просто утомится и пользы от такой учебы не будет.

Источники:

  • Состав числа до 10 в картинках
  • состав числа в картинках

Проблема запоминания состава чисел от 1 до 18 возникает у многих первоклассников. В первую очередь, связано это с тем, что запомнить нужно абстрактную информацию. Что значит для ребенка фраза "7 - это 3 и 4"? Ровным счетом - ничего. Поэтому вся работа по запоминанию и автоматизации знания состава чисел должна вестись на наглядном примере и быть понятна ребенку.

Вам понадобится

  • 1. Бумага и картон.
  • 2. Фломастеры.
  • 3. Ручка.

Инструкция

Используйте в занятиях игровые моменты. На листах цветного картона фломастерами нарисуйте с ребенком числовые . Числовой - это многоэтажный дом, на каждом этаже которого две . В , обозначающем крышу, напишите число от 2 до 18. Объясните ребенку, что на одном этаже может жить столько жильцов, сколько обозначает число - хозяин домика. Вместе с ребенком, используя счетные палочки, кубики и другой материал для , "расселите жильцов по квартирам". Например, хозяин домика - число 5. Возьмите 5 палочек - это жильцы. На первом этаже в одной живет 1 человек, отодвиньте 1 палочку. Тогда в другой квартире живет 4 . Значит 5 - это 1 да еще 4. "Заселяя" домик, получите пары 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1. Таким образом, в числовом домике, обозначающем состав числа 5, будет 4 этажа.

Развесьте числовые домики в квартире так, чтобы ребенок видел их как можно чаще. Для запоминания состава чисел, закрывайте в числовом домике правый или левый столбик цифр. Ребенок называет соседа того или иного числа. Например, 9 - это 3 и? 6 - должен ответить ребенок.

Время от времени переворачивайте один из домиков и просите ребенка нарисовать домик, вспомнив состав числа, на листочке по памяти.

Привлекайте ребенка к решению простых бытовых задач.

Нас в семье 5 человек. Я уже поставила на стол 3 тарелки. Сколько еще тарелок нужно поставить?

Правильно, 2. 5 - это 3 да еще 2.

Подобная работа ведется со всеми .

Обратите внимание

В состав числа входят однозначные числа. Так, 18 - это 9 и 9. В числовом домике всего один этаж.

Полезный совет

Можно изготовить карточки с примерами на сложение, иллюстрирующими состав чисел (9=4+5, 17=9+8 и т.д.).

Многие родители задумываются о том, что стоит научить своего ребенка складывать числа до того, как он пойдет в школу. Но нужно это сделать понятно, доступно, а главное – чтобы ребенку было интересно.

Инструкция

Используйте для занятий наглядный материал. Маленьким трудно абстрагироваться, поэтому возьмите для своих объяснений конфеты, печенье, фрукты, игрушки, карандаши и т.п. Научить ребенка считать и складывать в пределах десяти несложно. У ребенка всегда при себе две ладошки с 10-ю пальчиками, которые помогут быстро . Чтобы быстро освоить счет на пальцах, ребенок должен потренироваться быстро показывать нужное количество пальчиков. Начните с простых чисел – 1 и 2, 5 и 10, 10 и 9. Помогите справиться с плохо слушающимися пальцами рук. Не торопитесь, пусть ребенок считает не спеша.

Видео по теме

Родители редко задумываются над тем, каким образом ребенок учится считать. Чаще всего это происходит в играх и различных бытовых ситуациях. Даже младший дошкольник быстро усваивает, что у него было две машинки, а теперь ему подарили еще одну, и их стало три. Обратив на это внимание, вы дадите своему ребенку первые уроки по определению состава числа . Специально этому учить старшего дошкольника или младшего школьника нужно в том случае, если подобных ситуаций в их жизни было недостаточно.

Вам понадобится

  • - карточки на состав числа;
  • - много одинаковых игрушек и других мелких предметов;
  • - шашки или пуговицы одинаковой формы, но разного цвета.

Инструкция

На первом занятии используйте игрушки или предметы домашнего обихода. Это могут быть кубики, карандаши, ложки. Вид и роли не , предметы должны быть просто одинаковыми. Начните с числа 2. Попросите положить на стол 1 ложку и спросите, что нужно сделать, чтобы ложек стало 2. Старший дошкольник обычно знает ответ, более ребенку можно подсказать. Из каких чисел можно сложить число 2? Если ребенок сразу не сообразит, задайте наводящий вопрос.

Повторите задание с другими предметами. Ребенок должен понять, что число 2 в любом случае состоит из двух единиц, вне зависимости от того, выкладывает он на стол ложки, камешки или кубики.

Когда ребенок станет отвечать уверенно, переходите к изучению числа 3. Его состав можно представить в трех вариантах. Можно выложить 3 ложки по одной, к двум прибавить одну или к одной - две. Раскладывать предметы можно по-разному. Если вы представляете число 3 состоящим из трех единиц, то камешки или ложки можно положить на разном расстоянии друг от друга и даже один камешек на другой. Представляя это же число как состоящие из пары и одного, два положите вместе, а один - на некотором расстоянии.

Используйте для занятий шашки. Предложите своему ученику поставить на доску 4 одинаковых шашки. А если поставить 3 красных и 1 черную? Тоже получится 4 шашки. И если взять по две разного цвета, то их все равно будет четыре. То есть это число можно представить несколькими способами.

Обзаведитесь карточками на состав числа . Их можно или сделать. Они нескольких типов, и лучше, чтобы они были двух видов. Разрезная карточка состоит из двух половинок. На одной изображен 1 предмет, на другой - 1, 2, 3 и больше точно таких же предметов. Половинки могут быть соединены знаком «+», но «плюс» можно сделать и отдельно. Второй комплект представляет собой набор картинок, на которых изображены эти же предметы одним множеством, без всякого разделения. Когда ребенок хорошо научится сопоставлять число и цифру, можно сделать такие же карточки с цифрами. Их может быть несколько комплектов, чтобы представлять каждое число в разных вариантах.

Проводите занятия регулярно. Покажите ребенку карточку, на которой изображено, скажем, 5 предметов. Предложите подобрать так, чтобы на всех вместе тоже было столько же яблок или кружочков. Периодически меняйтесь ролями. Пусть ребенок тоже дает вам , а вы его старательно выполняйте. Иногда делайте ошибки, ваш ученик должен научиться контролировать ваши действия.

Аналогичные задания поводите и с цифрами. Покажите, например, число 9 и точно так же, как в предыдущем случае, предложите найти несколько вариантов его состава. Объясните ребенку, что чем больше число - тем больше возможностей его составить.

Видео по теме

К школе ребенок должен уже не только уметь читать, но и знать . Что такое состав числа? Проще говоря, это несколько маленьких чисел, на которые можно разделить большое число. Например, число 3 состоит из чисел 1 и 2. Научить ребенка составу числа достаточно просто, но если ребенку еще нет 5 лет, лучше делать это в игровой форме.

Вам понадобится

  • - карточки с цифрами и изображениями предметов;
  • - предметы: палочки, орехи, конфеты и т.п.

Инструкция

Когда малыш хорошо усвоит цифры до 10, приступайте к сложению и вычитанию. В течение дня задавайте ребенку вопросы: два шарика и один синий – сколько всего? Было четыре кубика, если один забрать, сколько останется? Не будьте навязчивы, пусть ребенок воспринимает это как игру. Если ребенку не интересно или сложно, отложите пока обучение, вполне возможно, что для него такие задачи пока решать рано. Время от времени возобновляйте попытки, ищите то, что для него интересно. Может быть, он не хочет считать кубики, но с удовольствием посчитает воробьев на дереве или печенье.

Когда малыш усвоит сложение и вычитание, приступайте к следующему этапу. Предложите разложить три палочки на две кучки. Он быстро поймет, это можно только двумя способами 2+1 или 1+2. Это и есть состав 3. Также в непринужденной форме задавайте малышу вопросы о составе чисел. Например, как можно разделить 5 орехов между двумя белочками или четыре между двумя ребятами? Как правило, дети очень быстро учатся решать такие задачки на примере конфет.

В ребенку понадобится не только количественные понятия числа (например, 5 предметов), но и порядковые, (например, пятый по счету). Поэтому, когда он усвоит все вышеперечисленные навыки, учите его считать абстрактные числа. Теперь задавайте ему с числами, а не яблоками и кубиками. Одно занятие не должно длиться дольше 15 минут, ребенок просто не сможет хорошо концентрировать внимание. Чтобы интерес к обучению, устройте небольшой конкурс: за три правильных ответа давайте малышу конфету или яблоко. Вполне возможно, что дело пойдет быстрее.

Видео по теме

Ребенок дошкольного возраста вполне может освоить основные арифметические действия. Он схватывает новые знания на лету, и родителям остается только использовать это замечательное качество дошкольного возраста. Сложение и умножение обычно оказываются малышам понятнее, нежели вычитание и деление. Однако и эти арифметические премудрости ребенок одолеет без напряжения, если использовать некоторые приемы.

Вам понадобится

  • - наборы одинаковых предметов;
  • - карточки с цифрами.

Инструкция

Научите считать в прямом и обратном порядке. Для этого не обязательны специальные занятия, просто не упускайте такой возможности. Считать можно все, что угодно: кубики, конфеты, яблоки, машины на стоянке, цветы на клумбе. Объясните своему ученику числа. Это лучше всего на наглядных примерах. На газоне сидели пять , некоторые из них залезли на дерево. Сколько кошек сидит на дереве, а осталось под ним? При решении таких наглядных бытовых задач усваивает не только принцип сложения, но и состав числа. Если под деревом остались три

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра. Именно поэтому всё обучение должно проходить в игровой форме.

Состав числа начинают учить в подготовительной к школе группе. Материал для дошкольника сложный, но игровые приёмы помогут успешно справиться с задачей.

Примеры игр и заданий. (Все игры приводятся для изучения состава числа 5)

1. Игра с цветными кружками.

Для игры вам нужно подготовить двусторонние цветные круги. Одна сторона красная, вторая - синяя (к примеру)

Сколько здесь всего кругов?

Вы переворачиваете один круг синей стороной кверху.

Сколько стало кругов?

Выясняете, что количество не изменилось, но число 5 составили другим способом 1 + 4.

Аналогичную работу проводите до тех пор, пока все красные круги окажутся перевёрнутыми.

2. Решение "весёлых" задач.

Так называются задачи - вопросы в стихотворной форме. Перед началом игры нужно подготовить те же круги, которыми мы пользовались в первом задании и сделать подборку задач.

Например:

Два рыжих кота на крылечке сидели, (ребёнок откладывает в сторону 2 красных круга)
Три чёрных кота в окошко глядели. (3 синих круга)
Ну, и кто же ответить готов,
Сколько здесь всего котов?

Ребёнок пересчитывает круги, говорит ответ. Если у вас получится создавать картинки, по которым вы сможете ещё раз проверить решение задачи, вы получите дополнительную возможность закрепить состав числа.

3. Игра "Кто в домике живёт?"

Ребёнку необходимо вписать цифру, дополняющую цифру в первом столбце до 5.

4. Игра "Угадай - ка"

У вас коробка с кубиками. Вместе с ребёнком пересчитываете количество кубиков (В данном случае их 5), затем накрываете коробку салфеткой и вынимаете некоторое количество кубиков из коробки.

Я вынула 1(2, 3, 4) кубик. Сколько кубиков осталось в коробке? Как ты догадался?
- Осталось 4(3, 2, 1) кубика. 5 это 1 +4.

5. Игра "Магазин"

Вы можете продавать всё, что вам удобно - книги, чашки, ложки, карандаши... Единственное условие - цена на товар одинаковая (в нашем случае, 5 рублей) и соответствует изучаемому числу. Ребёнку нужно дать набор цифр, так, чтобы он мог складывая 2 числа получить нужное. Если вы дадите ему " настоящие" детские рубли - игра станет более привлекательной.

Математика 1 класс

Дата:___________________2015г

Подготовил учитель: Шаповалова Н.Т.

Тема: Состав числа 3.

Цели: познакомить учащихся с образованием числа 3 и его графической записью – цифрой 3; продолжать формировать умение детей соотносить числа с соответствующими цифрами; учить писать цифру 3; работать над развитием наблюдательности; прививать детям аккуратность.

Ход урока 1. Организационный момент.

Ребята, сегодня урок математики пройдёт под девизом “Больше думай, меньше говори”. Итак, в течение всего урока мы должны думать, а отвлекаться и разговаривать как можно меньше. А теперь давайте поприветствуем друг друга.

1.Этап устного счета.

    1 2 * 4 5 * 7 8 *

    Назовите число, стоящее за числом 5.

    Назовите число, стоящее перед числом 9.

    Назовите число, стоящее между числами 5 и 7.

    Назовите соседей числа 9.

    Покажите цифру один.

Работа

3. Этап закрепления пройденного материала.

Работа с математическим набором

Выложить 3 треугольника, столько же кругов, квадратов на 2 больше, столько же кругов, кругов на 2 меньше.

Игра "Скажи наоборот".

На прошлом уроке мы изучали число 2. Число 2 символизирует полярность или противопоставление в окружающем мире. Я буду называть слова, а вы будете говорить наоборот. Например, я говорю "хорошо", а вы отвечаете "плохо".

У. Свет. (Тьма)

У. Девочка. ( Мальчик)

У. Жизнь. ( Смерть)

У. Добро. (Зло)

У. Вверх. ( Вниз)

У. Правое. (Левое)

У. Прямое. ( Кривое)

У. Один. ( Много)

У. Заполните пропуски.

1*2 2*2 >

(проверка: числовые карточки)

Как вы рассуждали при поиске знаков действий? Почему выражения записаны в разные столбики?

Игра "Угадай-ка!"

У. Стоит Антошка на одной ножке. Его ищут, а он не откликается. (Гриб)

У. Покажите цифрой, сколько ножек у гриба. ( Одна)

У. Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы)

У. Покажите цифрой, сколько концов у ножниц. Сколько колец у ножниц? Сколько гвоздиков?

4. Физкультминутка.

Солнце глянуло в окошко
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать,
Руки вытянем пошире,
1, 2, 3, 4, 5.
И на месте поскакать.
На носок потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.

5. Этап усвоения новых знаний.

Отгадайте загадку

У. У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими,
Сверху смотрит на меня.
Да и как его не знать?
Мы отлично понимаем,
Все, что хочет он сказать.
Светофор.

У. Сколько глаз у светофора? Какого цвета глаза у светофора? Что показывает красный цвет светофора? Что показывает желтый цвет? Что показывает зеленый цвет? Покажите, сколько глаз у светофора.

- Тема сегодняшнего урока – «Состав числа 3». Наша цель познакомиться со всеми способами образования числа 3 и постараться запомнить его состав.

У. Расскажите сами о числе 3 по плану.

План

1. Что у вас в жизни связано с числом 3?
2. Где мы видим, где слышим о числе и цифре 3?
3. Какие художественные произведения связаны с числом 3?

У. Как можно показать число 3?.

Покажите цифру 3.

Что можно сложить из трех палочек? (Треугольник, III)

Что можно сложить из четырех палочек? (3)

Практическая работа . На парте должно лежать 3 белых квадрата (1x1 см), одна розовая полоска (1x2 см), одна голубая полоска (1x3 см).

Детям показываю все варианты состава чисел в пределах пятка.

Число 2 – это 1 и 1,
3 – это 2 и 1, 1 и 2,
(4 – это 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3, 5 – это 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.)

Выкладываю на наборном полотне в ряд 3 кружка одного цвета, прошу детей сказать,

Сколько всего кружков?

(указываю, что в данном случае группа составлена из 3 кружков красного цвета: 1, 1 и еще 1.

Группу из 3 кружков можно составить и по-другому”, – говорю и поворачиваю третий кружок обратной стороной.

Как теперь составлена группа?

Дети отвечают, что группа составлена из 2 кружков красного цвета и 1 кружка синего цвета, а всего – из 3 разноцветных кружков.

Дети делают вывод, что число 3 можно составить из чисел 2 и 1, а 2 и 1 вместе составляют 3. Затем поворачиваю обратной стороной второй кружок, и дети рассказывают, что теперь группа составлена из 1 красного и 2 синих кружков.

Обобщая в заключение ответы детей, подчеркиваю, что число 3 можно составить по-разному: из 2 и 1, из 1 и 2. Данное упражнение наглядно выявляет состав числа, отношение целого и части, поэтому с него целесообразно начинать знакомство детей с составом чисел.

У. Сравните числа. Ответ обоснуйте с помощью полосок 1 и 2, 2 и 3, 1 и 3.

У. На сколько 1 меньше 2?

У. Покажите на квадратах

У. На сколько 1 меньше 3?

Задача на смекалку

Гусятница гнала на рынок гусей,

Старушка какая-то встретилась ей:

Глаза ослабели, ну просто беда –

Гусей не могу сосчитать никогда:

Двоих за собою передний ведет,

Последний двоих подгоняет вперед,

Один в середине компании всей.

А ну, сосчитай, сколько будет гусей?

6. Гимнастика для глаз (таблица)

7. Этап закрепления новых знаний.

Работа по учебнику

Стр 34 3, 4

8. Этап контроля и самоконтроля.

Письмо цифр 1, 2, 3 (самооценка)

Сравнение (сверка с доской)

9. Этап подведения итогов урока.

Какая у нас была тема урока?

Что у человека связано с числом и цифрой 3?

Отгадайте загадку "Трое одним плугом пашут. Что это?"

Заполнение «домиков» (состав числа 3)

10. Этап рефлексии.

Подойдите к доске и покажите на шкале оценки урока свое отношение к уроку. Сначала подходят те ученики, кому урок понравился, потом те, кому было не очень интересно, затем те, кому на уроке было скучно и неинтересно.