Староиндийская Защита остается одним из главных оружий против 1.d4 , при игре на победу. У этой популярной защиты были свои взлеты и падения на протяжении всей современной практики. Данный дебют был очень популярным в 50-х, благодаря таким игрокам, как Бронштейн, Геллер, Глигорич, партии которых дали большой толчок в развитии теории Староиндийской Защиты.
1.d4 Nf6 2.c4 g6 3.Nc3 Bg7 4.e4 d6 5.Nf3 0-0 6.Be2 e5 7.0-0 Nc6 8.d5 Ne7
Позже, такие знаменитости, как Михаил Таль и Бобби Фишер еще больше принесли известность этому дебюту. Однако самый высокий пик популярности Староиндийская Защита получила, когда ее стал применять Гарри Каспаров за Черных, одержав изрядное количество удивительных побед против ТОП Гроссмейстеров мира в то время.
Следует вспомнить несколько незабываемых партий Гарри Каспаров в этом дебюте, особенно эту замечательную победу против голландского GM Piket Джероена:
Каспаров сыграл 20...g3!, пожертвовал ладью и позже выиграть через 8 ходов.
Список соперников, побежденных Гарри Каспаровым в этом варианте обширен, включая A Shirov, Kamsky, Gelfand, Ljubojevic и Korchnoi. Однако несколько лет спустя, Каспаров начал испытывать некоторые трудности против Владимира Крамника и своего любимого варианта 9.b4, позже он отказался от этого варианта. Конечно, сложно говорить, что это решение было принято только из-за теоретических причин. Видимо, тут еще был вопрос смены репертуара. С тех пор Староиндийская Защита редко встречается на высшем уровне. Если рассматривать современных Гроссмейстеров, то только Раджабов Теймур и Накамура Хикару время от времени применяют ее с хорошими результатами.
В этой статье мы рассмотрим несколько отличных игр в этом варианте и предоставим вам некоторое понимание плана игры. Мы сосредоточимся на позиции, возникающей после 8 ... Ne7 , где у белых есть несколько ходов, но мы рассмотрим основной ответ 9. Ne1 .
Атакующий план Черных:
После ходов:
1.d4 Nf6 2.c4 g6 3.Nc3 Bg7 4.e4 d6 5.Nf3 0-0 6.Be2 e5 7.0-0 Nc6 8.d5 Ne7 9.Ne1 , Черные продолжают 9...Nd7 , Чтобы подготовить f7-f5. 10.Be3 Белый атакуют на ферзевом фланге, продвигая свои ферзевые пешки чтобы открыть линию С ходом c4-c5. 10...f5 11.f3 f4 12.Bf2 g5
В следующей позиции у обоих сторон есть четкие цели: Белые «разрушают» ферзевый фланг Черных, атакую его фигурами и пешками, а Черные пытаются сделать то же самое на противоположном, где у Белых король.
В этом варианте у Черных есть стандартный план: Ng6 - Nf6 - Rf7 - Bf8 . Важно знать эту идею, потому что она часто применяется, не только после 9. Ne1 . В следующей игре мы можем оценить, как черные сумели скоординировать свои силы и одержать великолепную победу. Давайте рассмотрим партию между двумя известными легендами:
Далее мы рассмотрим немного другой план, но очень агрессивный - перевод ладьи на вертикаль \"\"h\"\" с помощью маневра Rf6 - Rh6 - и затем Qe8-Qh5 . Этот прямая атака может быть очень эффективна, и практика показала, что Белым нужно быть осторожными. Данный план был замечен в следующих партиях:
Как мы видим по партиям, приведенных здесь, вариант «Мар-дель-Плата» Староиндийской Защиты приводит к жестокому сражению со взаимными шансами. Те, кто любит рисковать и всегда борется за победу, избегая ничейных позиций, могут рассматривать Староиндийскую Защиту в качестве надежного оружия.
День добрый, дорогой друг!
Вопрос на засыпку: какой шахматный дебют нашел отражение в песнях Владимира Высоцкого? Ответ вы наверняка знаете, если мало-мальски знакомы с творчеством Владимира Семеновича. Это староиндийская защита.
«А он мою защиту разрушает, старую индийскую в момент. Это смутно мне напоминает индо-пакистанский инцидент...»
Помните? Незадачливый герой этого произведения играл матч с «Шифером» и с испугу разыграл классический дебют — староиндийскую защиту.
А теперь давайте отвлечемся от творчества поэта и вернемся на нашу шахматную «землю».
Что это за дебют?
Староиндийская защита, один из наиболее популярных и интересных , получается следующим образом:
Черные не препятствуют созданию пешечного центра белыми, чем те в большинстве вариантов беззастенчиво пользуются.
Главная идея староиндийской защиты – атака пешечного центра белых фигурами при своевременной поддержке пешечных контрударов е7-е5, f7-f5 , в некоторых вариантах с7-с5 . Это ассимитричный дебют, в котором черные пытаются реализовать собственный план контригры.
Важная роль в развитии контригры черных отводится фиакетированному слону на g7. Не случайно его называют «староиндийским» . Во многих вариантах белые пытаются разменять его на своего чернопольного слона даже ценой пары темпов.
Пожалуй, я воздержусь от перечисления имен выдающихся шахматистов – сторонников староиндийки и оппонентов за белых, игравших и играющих этот дебют тем или иным цветом. Ибо проще перечислить тех, кто обходил «старушку» стороной.
А посему перейдем непосредственно к дебюту:
Основные варианты
Вариант четырех пешек
Белые стремятся получить максимальный перевес в пространстве с помощью сверхмощного пешечного центра. Идея понятна и логична, однако требует времени. Черные могут и должны успеть развернуть свою контригру.
5…0-0 6.Kf3
Сегодня самые популярные продолжения за черных 6…с5 и 6…Ка6. Они чаще всего приводят к позициям дебюта Модерн-Бенони, который мы рассмотрим в отдельной статье.
Примерный вариант:
С равно игрой. Дин Лижень – Рапорт , 2013г.
6…е5 Принципиальный ответ – жертва пешки, которую белые чаще всего отклоняют.
Например:
С небольшим преимуществом у белых
Система Земиша
5.f3
Этим ходом характеризуется система Земиша, одно из самых известных построений за белых в староиндийской.
Белые создают мощный пешечный кулак в центре. В дальнейшем они стремятся развивать инициативу или на королевском фланге надвижением пешек g4 и h4-h5 , или на ферзевом.
Игра черных типична для староиндийской: контрудары е7-е5 или с7-с5 и иногда b7-b5 .
Рассмотрим 5…е5 , 5…0-0 , 5…с6
5…е5
Черные проводят контрудар е5 до рокировки, пытаясь сэкономить темп.
С острой игрой со взаимными шансами.
С обоюдными шансами. Сангинетти – Фишер . 1959г.
5…0-0
Черные пока не определяются с планом.
6.Се3
Программный ход в системе Земиша.
Рассмотрим за черных 6…Кbd7 и 6… Kc6 . Возможно также и 6…е5 с идеями предыдущего варианта.
6…Кbd7
Черные готовят контрудар с7-с5 и пытаются расширить радиус действия староиндийского слона g7 .
С примерно равной игрой. Витюгов – Мамедов , 2013г.
6… Kc6
Черные берут под прицел пункт d4 одновременно готовя фланговую операцию.
Например:
С примерным равенством. Спасский –Нежметдинов .1969г.
Классическая система
Белые создают расширенный пешечный центр и без промедления развивают фигуры королевского фланга.План белых – активные действия в центре и на ферзевом фланге.
6…е5 Наиболее логичное продолжение.
7.0-0 Самое принципиальное.
Самые популярные ходы за черных в этой позиции 7…Кbd7 и 7…Кс6
7…Кbd7
Примерный вариант:
С небольшим перевесом у белых. Кнаак – Мекинг , 1975г.
7…Кс6
Наиболее современная трактовка варианта за черных.
С примерно равной игрой.Тайманов – Симагин , 1961г.
Фианкетто
С помощью флангового развития слона белые усиливают давление на центр и ферзевый фланг и прикрывают своего короля.
5.Кf3 0-0 6.0-0
Пока все логично и в особых комментариях необходимости нет, как я полагаю.
Наиболее популярные планы за черных: 6….Kbd7 и 6…Кс6
6…Kbd7
7.Kc3 Наиболее частое продолжение. Белые резервируют за собой ход е2-е4
С некоторым перевесом у белых.
6…Кс6
Так называемый современный вариант . Черные организуют немедленный фигурный нажим на центр и лишь затем дополняют его пешечными ударами.
7.Кс3 Наиболее частый ответ белых
С примерно равной игрой.
Краткое резюме
Мы коротко рассмотрели наиболее популярные системы староиндийской защиты.
Я бы сказал так: если вы любите активную, динамичную игру, умеете вести атаку на короля – староиндийская защита – весьма разумный выбор за черных.
Наиболее типичны атакующий сценарий: при фиксированном пешечном центре с4-d5-e4 у белых и d6-e5 у черных, - продвижение f7-f5-f4 , затем надвижение пешек g и h , переброска фигур на королевский фланг и таран пешками g и h позиции короля белых.
Типичный пример такой атаки — партия Со — Накамура см. раздел примерные партии
Шансы белых – на ферзевом фланге – атака пешками с и b , вскрытие линий и проникновение в лагерь соперника фигурами.
Короче говоря, игра идет на встречных курсах, что обещает интересную и содержательную борьбу со взаимными шансами.
Типичные ошибки и ловушки
И белым впору сдаваться. Они крайне неудачно расположили фигуры, — вразрез с правилами разыгрывания староиндийки за белых.
Черные выигрывают качество. Вот вам и староиндийский слон в действии.
Интересна следующая партия, в которой белые пожертвовали ферзя и провели решающую атаку:
Захарченко – Улановский , 2009г.
Черные сдались
Примерные партии
Карлсен -Грищук , Дубай, 2014г., 1:0
Со — Накамура, Сент-Луис, 2015г. 0:1
Николич — Каспаров , Нью-Йорк, 1994г. 0:1
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
В шахматах «ИНДИЙСКАЯ ЗАЩИТА» - дебют, основаный на принципе неторопливой, вязкой обороны чёрными с фланговым развитием фигур и идеей заманивания белых в центр с целью их постепенного обескровливания. Внешне приём мало эффектен, но у знатоков оставляет ощущение надёжности и гармонии... Если продолжить метафору отечественного классика-публициста Ильи Эренбурга, утверждавшего, что самобытность Индии - в её чрезмерности: чересчур много храмов - только в Дели свыше 1200; слишком жаркое солнце - в Мадрасе летом плюс 50 в тени; избыточная зелень холмов на Севере путает краски и слепит глаз; явный перебор с коровами на улицах индийских мегаполисов - мешают, дурно пахнут, - то не менее чрезмерным покажется и всё говоренное и писанное обо всём этом в отдельности и вместе взятом. Обо всём, кроме одного, пожалуй... Вы никогда не сравнивали людей, возвращающихся откуда-нибудь из Таиланда, с теми, которые вернулись из Индии? Из первого - безмятежные, пресыщенные удовольствиями ночной столицы Азии Патнонга и курортными прелестями пляжей Паттайи, словоохотливые. А из второй - задумчивые, скупые на выражение эмоций, словно познавшие нечто, но ещё не умеющие объяснить это...
- Ну как тебе Тадж Махал?
- О-о!..
- А в храме Лотоса был?
- М-м-да!..
- А паломников в Бенаресе видел?
- Ну-у!..
«Это же Зона! Зона!» - не раз всплывал в памяти «Сталкер», когда приходилось наблюдать странные превращения с нашими людьми в Индии. Причём с разными - от глубоких умниц до беспечных «челноков». От старожилов, проработавших в этой стране по два-три срока, до командировочных-«семидневок».
Сначала, помню, поразила нелепая полемика на литературных страницах двух известных писателей - французского поэта-эссеиста Анри Мишо и нашего, уже упоминавшегося в начале очерка, Ильи Эренбурга. И что вдруг спровоцировало двух талантливых людей, изъездивших Индию вдоль и поперёк, на крайности? «Зрелище индийской толпы или просто индийцев, молча стоящих возле своих домов, - всегда неприятно или даже отвратительно... Нет, никогда индийцу не понять, до какого отчаяния он может довести европейца...».
Кстати, об англичанах. Те, кажется, первыми начали замечать странные перемены, происходившие с их соотечественниками в Индии. Тех, что провели там по три года и больше, по возвращении в метрополию английские власти на всякий случай освобождали от судебной ответственности за любые преступления, за исключением разве что особо тяжких. Забавно, но факт... Впрочем, за достоверность его ручаться трудно - с героями киплинговских баллад время развело нас в целое столетие. Но верится: полумистические истории о том, как эта страна способна при определённых обстоятельствах изменить людей, могут и сегодня поведать вам многие очевидцы. Причём, истории эти - не обязательно с острым сюжетом и роковыми последствиями.
Я, например, долго не мог понять, что происходит с двумя моими славными приятелями, знающими, опытными индологами всякий раз, когда мы отправлялись из Дели в Кулу - горное имение русского художника Николая Рериха. Нет, конечно, со времён, наверное, Васко да Гама непьющие иностранцы в Индии - большая редкость. Кто джином изгонял из себя малярию, кто с помощью виски боролся со сплином... Один бывший ответственный работник ЦК, переквалифицировавшийся в Дели в активиста советско-индийской дружбы, помню, даже рекомендовал от тоски по родине мешать виски с пивом.
Ах, Борис Иванович, Борис Иванович... Где Вы теперь с Вашими полезными рецептами и номенклатурной ностальгией по тем уютным дням, когда придёшь с утра в «аппарат» - внутри скверно-скверно, но - «рюмочку как слеза... Вторую... и... словно Боженька по душе босыми ножками прошлёпал...».
Но - тут-то: молодые, причём совершенно непьющие ребята начинали накачивать себя зельем ещё задолго до подступов к Гималаям и уже были «никакие», когда наш джип подъезжал к небольшому, почти игрушечному красно-жёлтому храму Шивы, картинно нависшему над заиндевевшим от ночного мороза горным склоном, поросшим светлым чампаком и изумрудными рододендронами. Внизу, не дне пропасти, пенился Беас - самый быстрый приток Инда, легко переваривая первый утренний снегопад. В долине Кулу - «всех богов», в переводе с местного диалекта хинди, начиналась зима. Приветливый пуджарий - священник в нарядной рыжей тоге, как всегда, совершал над нами пудж, рисовал точку между бровями, отмечая «третий глаз» - необходимый, по здешним понятиям, пропуск в Гималаи. На душе было весело и празднично, а из машины раздавался дружный храп наших мертвецки пьяных товарищей. И сколько раз мы бывали в Кулу, столько же они не могли потом вспомнить ни дорогу, ни того, что происходило в «Истэйт Нагаре» горном имении семьи Рерихов. Я потом понял, в чём тут дело...
Кстати, в те годы - в начале 90-х - мы, ведомые патриархом российской индологии, сросшимся с этой страной, как Вишну со своими «аватарами», Александром К-м, приезжали в Кулу разбирать архивы Николая Константиновича и его семьи в мастерской и институте Гималайских исследований «Урусвати». Мы торопились исполнить волю последнего Рериха - Святослава Николаевича, боявшегося, что после его смерти всё добро Кулу - вместе с картинами, книгами, с археологическими коллекциями - будет растащено или попадёт в недобросовестные руки. Слава Богу, успели всё разобрать, даже подготовить кое-какие экспонаты для нынешнего музея Н. К. Рериха в Гималаях. И отчитаться об этой работе перед стариком. Последний Рерих умирал спокойным за судьбу уникального уголка России, живущего среди снежных гималайских семитысячников, в самом сердце Азии. И впускающего в себя, оказывается, далеко не каждого. Почему?
Позже я понял причину странной истории, случившейся с одним моим коллегам, соседом по Васант Вихару - престижному району в восточном Дели, в котором жило большинство иностранных журналистов, аккредитованных в Индии. К. проработал в Индии пять лет. Добросовестно. Каждый день он исправно передавал информацию о том, что случилось в индийских эшелонах власти, каков на такой-то день расклад политических сил в стране, об интригах и «подковерной» борьбе её лидеров, о курсе рупии к доллару. Он любил говорить, что главное в материале - это факт, и его совсем не обязательно обрамлять «всякими там прилагательными». К. редко куда выбирался из своего отменно кондиционированного делийского дома-офиса. Он подтрунивал над нами, когда мы спонтанно срывались поглазеть (в который уж раз!) на мечеть Джама-Маджид, чьи идеально выверенные средневековыми зодчими минареты, поднимаясь над хаосом и суетой старого Дели, дарили нам частенько ускользавшее ощущение миропорядка и покоя. К. посмеивался над нами, когда мы отрывались от текучки, чтобы съездить на день-другой в Карнатаку, к знаменитому храму Виттала, просто чтобы ещё раз побродить меж его колонн, погадать - каким же образом эти 56 гранитных исполинов издают при ударе по ним рукой звуки одновременно и бубна, и барабана, и духовых, и струнных - целого оркестра... А однажды мы вдруг стали замечать, что с нашим товарищем-домоседом творится что-то неладное... В свои тридцать с небольшим он стал вдруг стремительно стареть. В тропиках все быстро увядают. Но К. ухитрился всего за два года превратиться из цветущего парня в моложавого старичка и, причём, сам даже не заметить этого!.. Из Индии наш коллега уехал досрочно: чем-то там провинился перед бухгалтерией своего агентства в Москве. Поговаривали, что проворовался, но этого мы наверняка не знаем. Зато сегодня я почти наверняка уверен в другом...
Да, и индийской самобытности никуда не деться от вызовов XXI века, от натиска нового, от перемен, проникающих чуть ли не в самые основы страны, её мироздание. Но - «чуть ли», да не во все! Перемены не затрагивают миропонимания её народа, взгляда на мир как на материализацию Космического сознания, Единосущего. Индийцы называют его Брахманом и считают, что искра его сознания - бессмертная душа - живёт в любой из форм жизни, путешествуя из одной телесной оболочки в другую. Это миропонимание существует не между обложками толстых многомудрых фолиантов, а в индийской повседневности, определяя собой помыслы и поступки сотен миллионов людей, наполняя особым смыслом всё, чем они живут и дышат. Можно относиться к этому, как к предрассудку, можно спорить с теорией индийской исключительности, но нельзя отмахиваться от неё и не уважать. Нельзя, гуляя по Бенаресу, как по Бродвею, думать, что Кутуб-Минар похож на Пизанскую башню только потому, что тоже с наклоном... Одним словом, от тех, кто думает, что это она перенасыщена, а не они «недр...», кто отказывается принимать её правила игры и навязывает ей свой устав, от тех страна отвернётся. А кого-то и накажет: одних мягче, других - жёстко... Это и произошло со многими моими знакомыми.
Просто необходимо, на наш взгляд, когда собираешься в Индию, «дебютно» подготовиться к встрече с ней, разучить какую-нибудь свою «индийскую защиту» от схематичного или обывательского отношения к её нравам. От непонимания причин того, что так бесило хорошего французского поэта Мишо. Да, индусы, бесцельно застывшие возле своих деревенских домов или лениво развалившиеся в своих лавках, могут и измучить европейца своим «биополем» и раздосадовать своей апатией и ленью. Но! Нужна защита! Нужно знать хотя бы про «дхарму» - одну из обязательных составляющих джентльменского набора добродетелей индуса. «Дхарма» - благочестие, жизненное предназначение, долг, соответствующий его природе. Дхарма ветра - дуть, дождя - проливаться с небес, камня - быть твёрдым, а цветка - нежным. Точно так же, как дхарма горшечника предписывает ему изготовлять горшки, а деревенского лавочника - развернуть торговлю под пальмой и сидеть под ней целыми днями, независимо от того, есть покупатели или нет!..
Примирённость с жизнью - это не апатия, это невозможность отделить себя от борений и лишений, которые завершатся с окончанием этой жизни и с его рождением в другой телесной оболочке. Там уже, даст Бог, ему не придётся больше таскать щебёнку или сидеть в лавке. А может, в той новой жизни он сам будет европейцем? «Здравствуй, мой будущий брат!» - говорит вам индиец, бесцеремонно разглядывая вас своими блестящими чёрными глазищами. И, поверьте, зрелище индийской толпы вам уже не будет казаться таким неприятным, как минуту назад? И даже знаменитый, растиражированный миллионами брошюр и открыток Тадж Махал откроется вам новым и неизведанным, если вы вовремя защититесь от туристических стереотипов и правильно настроитесь на встречу с живой легендой. Уже не так изнурит жаркая, 260-километровая дорога в Агру, не отвлекут бакшишисты-попрошайки, факиры, змееловы и прочая «околотаджевская» мишура на подходе к чуду. Вы только войдёте в ворота, и тут же забудете про Тадж-иллюстрацию в книжке или на обложке проспекта. Его привычная открыточная двухмерность наполнится для вас - не для всех, заметьте, а для вас - воздухом, обретёт глубину и законченную виртуальную гармонию. Только что он был миниатюрным, но несколько шагов навстречу, - и его минареты вырастут. Шар купола словно надует сказочный джинн. Покажется, что Тадж сам сокращает расстояние и гигантскими шагами приближается к человеку, огромный - не подавляя его, но растворяя в себе...
Да, кстати, во всех справочниках по истории мавзолея ошибка: Шах Джахан там представлен как жертва своего младшего сына-злодея. Но ведь сам император начинал своё царствование с убийства (ни много ни мало) родного брата, обезглавливания своего дяди и его двух племянников - возможных претендентов на престол Моголов. Не сам головы рубил, конечно, но ведь и дворец-мавзолей тоже строил не сам, безымянные зодчие строили. Но это так, к слову...
В общем, защищайтесь, господа!
«Если можешь не писать - не пиши», - советовал писатель. Если можете не ездить в Индию, не ездите, добавим мы. Незащищёнными не ездите. Незащищёнными от желания предпочесть её храмам - лавки и шопы, её людям - побрякушки... Незащищёнными от желания примитивно поглазеть и прошвырнуться и нежелания потрудиться немного и поразмышлять хотя бы о том, отчего это миллиард разноликого и многоязычного, непритязательного народа живёт сегодня счастливее нашего, всего-то 150-миллионного.