Фитинги для радиаторов отопления: подключение на сгонах и американках. Резьбовое соединение труб отопления - система отопления

Трубы классифицируются по большому количеству признаков, основные из них перечислены ниже:

  • Материал, из которого они изготавливаются:
    • металлические;
    • железобетонные;
    • полимерные.
  • По способу производства:
    • шовные;
    • бесшовные.
  • По форме сечения:
    • круглые;
    • квадратные;
    • прямоугольные;
    • другие формы сечения.
  • По назначению и условиям работы:
    • для высокого давления;
    • для низкого давления.

Эта упрощенная схема минимально показывает большое семейство данного изделия, а также его широкое применение.

Главная задача соединения труб — получение шва, который будет герметичным, долговечным, надежным. Они делятся на два вида: разъемные и неразъемные:

  • Разъемные соединения:
    • резьбовые;
    • фланцевые;
    • раструбное.
  • Неразъемные соединения:
    • сварочное;
    • склеивание;
    • раструбное;
    • прессование.

В зависимости от условий работы, материала, геометрических размеров определяют лучший способ соединения.

Резьба

Резьбовые соединения являются одними из самых древних. Используются они только на круглых трубах. По направлению кручения различают правую и левую резьбу. Вторая используется редко, только в специальных случаях.

Данный вид стыка пригоден для воды, газа, нефтепродуктов.

Сами концы скручиваются с помощью дополнительных деталей муфт фитингов.

Муфты бывают обычные с внутренней резьбой с двух сторон. А также бывают комбинированные, с одной стороны внутренняя, с другой – наружная.

Резьбовое соединение стальных труб

Фланцевое соединение

Широко применяемый способ во время монтажа трубопроводов различного предназначения. Соединение происходит с помощью двух фланцев, приваренных к двум трубам и скрепленных болтами.

Также этот вариант удобен для подключения к оборудованию, механизмам.

Раструб

Применяется для водоснабжения, канализации.

Склеивание труб

Такой способ используют для стыковки двух разнородных металлов.

Очень удобен этот способ там, где тепловые воздействия недопустимы.

Стоит отметить, что чаще склеивают пластиковые, а не металлические трубы.

Прессование

Редкий способ получения соединения. Используется для медных труб, которые работают с агрессивными средами. Такие системы можно увидеть в холодильных установках.

Сварочное

Сварочное соединение самое надежное. Его используют для получения герметичных швов на трубопроводах большого диаметра предназначенных для газа или нефтепродуктов.

Подробное описание каждого способа

Резьбовое

Выполнятся несколькими способами, самый распространенный — сгон.

Выполнить эту работу помогут такие инструменты:

  • Трубный, гаечный ключ.
  • Муфта с внутренней резьбой.
  • Уплотнители для герметизации. Может быть: пеньковая веревка, лента ФУМ или герметик.
  • Контргайка.

Две трубы имеют наружную резьбу . Наносим на них герметик. На одной длина резьбы больше чем на другой. Туда где больше витков накручивается гайка, до конца. Потом муфта. Затем накручиваем её на вторую часть, походу скручивая с первой. Когда муфта перестанет накручиваться, подпираем контргайкой. Затягиваем ключами, осторожно, что бы ни лопнула муфта.

Фланцы

Для фланцевого стыка потребуется:

  • два фланца;
  • паронитная прокладка;
  • болты, шайбы, гайки;
  • ключи;
  • ручная дуговая сварка;
  • уровень.

Надо приварить фланцы. Не допускать смещения, они должны быть в одной плоскости.

Ловим с помощью уровня горизонталь. Прикручиваем два болта в верхние отверстия. Надеваем деталь на край тубы, так чтобы болты были вверху. Ставим на них уровень и ловим положение пузырька между полосок посередине. Когда поймали, делаем прихватку сваркой на верхней точке. Горизонтальная плоскость готова.

Переставляем уровень, в вертикальное положение, прислонив его к зеркалу фланца. Ловим уровень, слегка регулируя нижний конец фланца который еще не прихвачен. Установив вертикал, поставили вторую прихватку. И затем еще две получив четыре равномерных участка.

Затем сварщик обваривает фланец с двух сторон. Аналогично проделываются манипуляции со второй трубой.

После сварки получим две трубы, которые можно соединить. Снизу в отверстия просовываем четыре болта, немного закручиваем. Делаем зазор, вставляем прокладку. Вставляем еще четыре болта, все закручиваем.

Подклейка

Этот способ в металлических деталях применяется очень редко. Сам процесс не требует особого навыка от человека, но занимает очень много времени.

Для этой работы требуется:

  • клей. БФ-2 или 88Н или ЭДП;
  • кисточка.

Перед тем как клеить детали сначала наносят первый слой на их поверхности и дают обсохнуть. Этот слой будет скрепляющим. У каждого клея в инструкции написано время сушки. Дальше мажут второй слой и детали укладывают под пресс на сутки и даже более. Все зависит от клея.

После зачистить шов от подтека клея.


Обжимные соединители для стальных труб

Сварочный процесс используется практически во всех состыковках металлических труб.

Для того чтобы получить шов применяют такие способы сварки, как:

  • газовая;
  • электродуговая;
  • контактная.

Газовая сварка служит для получения неразъемных соединений в трубах малого диаметра с минимальной толщиной.

Сваренная таким способом, она может проводить и воду. Главное после сварки провести испытания швов на герметичность.

Пост газовой сварки состоит:

  • баллона кислорода;
  • ацетилена;
  • резиновых шлангов;
  • горелки.

Контактная сварка мало применяется. Больше этот способ зарекомендовал себя в .

Самый ходовой способ получения неразъемных соединений электродуговая сварка, делится:

  • ручную
  • полуавтоматическую в среде защитных газов

При строительстве трубопроводов соединения получают только сварочным путем. Важной частью является подготовка стыка к сварке.

Труба должна соединяться с другой:

  • без переломов и смещений;
  • стык должен быть зачищен;
  • сделать фаску;
  • выставить зазор 1-3 мм.

Необходимое оборудование для сварки:

  • электроды;
  • источник питания (трансформатор или выпрямитель);
  • кабеля;
  • средства индивидуальной защиты сварщика спецовка, рукавицы, щеток.

Пайка полиэтиленовых труб встык и с помощью электромуфты

Раструб

Данный вид соединения получил широкое применение в чугунных трубах для нефтегазодобывающей промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве. Один из самых простых вариантов неразъемных стыков.

Основным процессом получения стыка является заделка зазора между раструбом и поверхностью конусной трубы. Для этого используется цементный материал.

Сначала в раструб вставляют ответную трубу и потом уплотняют конопаткой, герметичный материал. После разводят раствор цемента плотно чеканят им зазор.

Для заделки раструба применяют цемент марки 300-400, который тщательно перемешивают с водой в пропорции девять частей цемента на одну часть воды. Раструб заполняют цементным раствором с помощью совка и начеканивают чеканкой до тех пор, пока последняя не начнет отскакивать от цемента.

Прессование

Этот способ получения неразъемного шва стал нужным при соединениях малого диаметра из цветных металлов. Обычная электродуговая сварка не способна по своим техническим параметрам сварить такие металлы, поэтому в этом случае нашли другой подход.

Для того чтобы выполнить сварку, нужно подготовленный конец вставить до упора в фитинг. Потом обработать его поверхность ручным или гидравлическим прессом.

Для состыковки таких тонкостенных труб цветного металла используют пресс-фитинги с обжимными гильзами. Они выполняют обжим во внутренней части трубы, а наружные уплотнители обеспечивают стыку герметичность.

Преимущества и недостатки каждого способа

Резьба

Преимущества:

  • надежность;
  • удобство сборки, возможность разборки;
  • малая стоимость.

Недостатки:

  • напряжение во впадинах резьбы, повышает усталость материала, снижая его прочность;
  • необходимость применения средств стопорения, для предотвращения откручивания рабочего элемента.

Фланцы

Достоинства:

простота и удобство многоразового соединения и разъединения.

Отрицательные свойства:

  • большая трудоемкость при изготовлении, следовательно, высока цена;
  • при длительной эксплуатации снижение места его соединения, потеря герметичности.

Подклейка

К плюсам этого способа можно отнести его не трудоемкий процесс, не требующий больших умений и усилий.

Но ожидание склеивания иногда достигает трех суток, что не всегда удобно.

Такой вид соединения нельзя отнести к надежным способам.

Преимущества:

  • надежность;
  • долговечность;
  • герметичность;
  • возможность соединения деталей любых форм.

Недостатки:

  • возникновение остаточных напряжений;
  • возможность изменения геометрии;
  • риск разрушения при вибрационных и ударных нагрузках.

Раструб

В сравнении со всеми видами раструбные имеют преимущество в низкой стоимости возможности небольших осевых и боковых перемещениях трубы, что очень полезно при температурных изменениях и усадки почвы.

Отрицательный показатель заключен в трудности разъема соединения и недостаточной надежности при повышенном давлении.

Прессование

Общим положительным фактором является отличное самоцентрирование стыкуемых деталей, устойчивое состояние при ударных нагрузках. Простотой и не трудоемкий процесс.

Не поддаются обратной разборке или смещению друг друга. Вот несколько недостатков этого способа.


Способы соединения металлических труб

Способы соединения металлических труб с пластиком

Области применения:

  • ремонт, замена старого трубопровода;
  • строительство, при монтаже газопровода используют пластиковые трубы, но в жилом помещении газ должен быть только в металлических трубах.

В таких случаях используют несколько вариантов соединения:

  • Сварочно-резьбовое. В данном случае используют комбинированные муфты. Здесь одна сторона имеет резьбу, другая муфту. Резьба соединяется с металлическим концом. Другая сторона с пластиковым концом. Такие переходники применяются для малых диаметров.
  • Фланцевое. Для больших диаметров используют фланцы. В некоторых случаях применяют металлорукава.
  • При работе с чугунными трубами надо помнить о том, что они хрупкие. Для чеканки и прессовки используйте резиновые молотки.
  • Если монтаж раструбного стыка выполняется на улице в жаркую погоду , то когда цемент будет в зазоре, предлагается уложить на него влажную тряпку. Для того, что бы цемент ни трескался.
  • При газовой сварке применяется горючий газ ацетилен. Его при желании можно поменять на пропан, который дешевле и безопасней.
  • Когда ведется строительство трубной системы водо- или газоснабжения старайтесь сварить сначала поворотные стыки, а после когда вся конструкция собрана, последним заварите неповоротный стык.
  • Закручивая болты на фланцах нельзя перетягивать. Возможно сорвать резьбу, это относится и резьбовым соединениям.

Для того чтобы произвести соединение труб отопления используются различные методы и материалы. Способ соединения этих строительных элементов между собой напрямую зависит от того, из какого сырья были изготовлены такие трубы. Наиболее часто применяемыми для монтажа трубопроводов являются трубы из полипропилена, стали, металлопластика и меди.

В данной статье мы расскажем о том, какие методы чаще всего применяются монтажниками при установке перечисленных выше типов отопительных элементов.

Методы стыковки труб из полипропилена

Если стоит задача обустроить отопление пластиковыми трубами малого диаметра (до 63 мм), на практике способов соединения таких труб существует два:

  • раструбная сварка – в данном случае один предварительно расширенный конец трубы помещают в другой;
  • муфтовая сварка – здесь концы двух элементов соединяются между собой при помощи муфты.

В случае стыковки труб с большим диаметром (от 63 мм) прибегают к использованию стыковочной сварки. Этот метод монтажа не требует дополнительных соединяющих элементов, сохраняя отличную степень фиксации труб. Также можно применять и подходящие по размеру фитинги (муфтовая сварка). При наличии труб с диаметром 40 мм удобнее применять ручную сварку, а вот элементы большего размера принято состыковывать при помощи специального аппарата, который предварительно осуществляет центровку.

Непосредственно перед началом монтажа отопительной системы стоит еще раз тщательно продумать весь процесс сборки трубопровода. Это позволит избежать в момент работы нежелательных нюансов, которые влияют на итоговое качество сборки отопительной системы.


Здесь мы обозначим основные нюансы того, как следует производить соединение пластиковых труб отопления:

  • Оптимальное время нагрева паяльного аппарата 5 секунд.
  • Рекомендуемая температура плавления полипропилена 270°С. Данного параметра можно добиться при помощи специального тумблера, установленного на сварочном аппарате.
  • Следует отметить, что технология стыковки труб системы отопления будет изменяться в зависимости от места и времени года. Так, в период минусовых температур либо при монтаже отопительной конструкции вне помещения время нагревания трубы паяльника следует немного увеличить или поднять температуру для плавки полипропиленовых изделий.
  • В случае стыковки труб большего диаметра время расплавления материала также несколько увеличится.
  • Рекомендуемое время фиксации элементов большого диаметра между собой после их нагрева составляет от 30 секунд и более.
  1. После достижения необходимой температуры, на насадки – для наружного и внутреннего размера поперечного сечения труб – одновременно надевают и разогревают стыковочные детали (муфта, труба).
  2. В момент нагревательного процесса на отопительных элементах формируются «отбортовки».
  3. По итогу нагревательного процесса с насадок снимаются обе части и состыковываются между собой путем равномерного несильного надавливания на них с обеих сторон в сторону друг друга и фиксации в таком положении. Какие-либо вращения и лишние движения во время соединения элементов недопустимы, так как это может нарушить получившийся шов.
  4. Соединенные элементы следует удерживать на протяжении 30 секунд для более надежного сцепления частей отопительной системы. Необходимо добавить, что бортик должен быть ровным по всей длине соединения.

После полного остывания соединенные детали готовы к использованию.


Пути состыковки труб из металлопластика и PEX-труб

Металлопластиковые элементы и PEX-трубы зачастую состыковывают при помощи одного и того же метода. Здесь мы подробно опишем технологию монтажа теплопровода из вышеупомянутых материалов.

Чтобы узнать, как соединить металлические трубы без сварки, нужно детально изучить методы соединения данных трубопрокатных материалов. Все дело в том, что трубопроводы являются сложной конструкцией из последовательного соединения трубопрокатного сортамента, измерительного оборудования, задвижек и других деталей, которые предусмотрены в проекте.

Состыковку можно осуществить различными методами. При выборе оптимального решения ориентируются на назначение магистрали и условия ее использования. Также в расчет берут диаметр трубопрокатного сортамента.

При прокладке магистрали метод соединения может быть разным. Часть из них могут быть неразъемными, но демонтаж с последующей повторной сборкой конструкции при этом возможен.

А есть монолитные стыки, которые без разрушения конструкции разобрать не получится. Самую большую популярность среди монолитных стыков завоевала сварка. Но, это далеко не единственный метод, который позволяет соединить участки трубопровода, есть и другие.

Не смотря на высокую популярность пластика, изделия из стали используют до сих пор. Сварное крепление применяется очень часто, но выполнение такого стыка невозможно без специальных знаний и навыков. Поэтому многие стараются использовать варианты, которые позволяют соединить по-другому.

О том, как соединить железные трубы без сварки, пойдет речь дальше, а в этой статье можете узнать . Чтобы произвести состыковку, этот способ является очень распространенным.

Резьбовое соединение может стоять в таких местах магистрали, где условия позволяют выполнять постоянный контроль стыка. Еще при этом должна быть возможность проведения ремонтных работ в случае необходимости.

Чаще всего резьбу накатывают на спецоборудовании, но такую работу можно выполнить самостоятельно.

Она выполняется в такой последовательности:




Как соединить без резьбы и сварочных работ

Дальше можно будет узнать, как соединить металлические трубы без сварки и резьбы. Говоря о соединении металлических трубопрокатов, этот способ обойти нельзя, ведь он пользуется большой популярностью при монтажных работах.


Чтобы его выполнить, берут специальные фитинги, которые получили название фланцы. Эти детали оснащают прокладкой из резины. Сам стык выполняют в такой последовательности:

  1. В зоне крепления производится срез. Его выполняют четко перпендикулярно, и при этом не должно быть заусениц. Торцевая фаска здесь не нужна.
  2. На подготовленный срез одевают фланец.
  3. После этого вставляется прокладка из резины, которая должна выходить на 10 см за края среза.
  4. На прокладку одевают фланец. После этого он скрепляется с ответной частью фланца на второй металлической трубе.
  5. Во время закручивания фланцев нельзя перетягивать болты.

Следующим вариантом соединения является муфтовое. Этот метод дает возможность произвести надежный, высокогерметичный стык.


Монтажные работы выполняются в такой последовательности:

  1. Подготовленные к скреплению металлические трубы отрезают на концевых частях. Срез на них следует делать перпендикулярно и следить, чтобы он проходил ровно.
  2. В область соединения прикладывают муфту. Центр соединительного элемента должен размещаться точно по зоне состыковки трубопроката.
  3. На трубах маркером выполняют разметку, она будет указывать положение фитинга.
  4. Смазкой из силикона покрывают конечные части соединения.
  5. В соединительную деталь по показатель метки вставляют одну трубу. После чего, вторую выставляют в одну осевую линию с первой, и только после этого ее крепят с муфтой. Ориентиром при одевании будет проставленная маркером метка.

Видео

Соединение газовой магистрали из металла

Перед тем, как соединить металлическую газовую трубку без сварки, нужно изучить все нюансы этой работы. Производя соединение газовых металлических трубопроводов, следует четко придерживаться рекомендаций от профессионалов.

ВАЖНО! При этой работе, прежде всего, нужно знать основы техники безопасности и проверить составные центральной магистрали на предмет целостности. После нужно отключить подачу газа и продуть его остатки. Только после этого можно приступать к самой работе.

Основные способы соединения такой магистрали без сварки – это резьбовой и фланцевый.

  • Резьбовой. Чтобы соединить трубопровод для подачи газа этим способом нужно уплотнить раструбы конопляным волокном, пропитанным в олифе.
  • Фланцевый. Этот вариант отличается простою монтажа и получил широкое распространение. Только специалисты предупреждают, что его надежность намного меньше, чем при использовании сварки.

Указанные способы используют опытные мастера, потому, что для них нужно задействовать спецоборудование.

Чтобы соединить такую магистраль собственными руками, следует иметь следующие инструменты:

  1. Ключ разводной.
  2. Смазку и паклю.
  3. Соединительные патрубки.
  4. Соединитель, который оснащен двусторонней резьбой.

Видео

Процесс действий:

  • Прежде всего, перекрывается газ. После этого выдуваются остатки газа из системы. Об этом забывать нельзя ни в коем случае. Любая искра при резке может привести к непредсказуемым последствиям.
  • Болгаркой или ножовкой срезают ненужные куски металлических газовых труб. Болгаркой это выполнить легче и времени потратиться меньше. С ножовкой для металла действия будут выполняться дольше, и они характеризуются большей сложностью.
  • После того, как произведен отрез, одну его сторону следует запаять.
  • Если одну сторону нужно соединить со шлангом, то на срезанном куске необходимо подготовить резьбу.
  • На нарезанную резьбу накручивается пакля, пропитанная смазкой. Для всех этих действий необходимо задействовать разводной ключ.
  • Для установки нового участка трубопровода можно применить специальный скрепляющий переходник. Такие детали имеют подготовленную двустороннюю нарезку резьбы и гайку.


  • Правильность соединения проверяют так. На стыковую область наносят мыльный раствор. Когда на поверхности появляются мыльных пузырей, стык советуют протянуть сильнее.

Состыковка труб глушителя без сварки

Если пришла распространенная проблема с прогнившим фланцем «глушака», то стоит подумать, как соединить трубы глушителя без сварки. Все дело вот в чем. В данной ситуации вариантов есть несколько.

Первый вариант – варить. Следующий вариант – это покупка нового глушителя. Третий вариант – искать альтернативные выходы. В обоих случаях необходимо платить большие деньги. Если на глушителе нет сильной ржавчины, то можно воспользоваться хомутом.


Как показала практика, такие хомуты уже давно используются автокомпаниями с мировым именем такие, как «Фольксваген» и «Ауди». И нужно отметить, что данные приспособления во многих случаях успешно заменили сварку при ремонте автомобилей.

Видео

Благодаря этому, конструкция может прослужить длительный срок и долго не покрывается ржавчиной. Соединить с помощью хомута не представляется трудным.

В продаже можно встретить продукцию от разных изготовителей, и почти все изделия отличаются доступной ценой и хорошим качеством. Купить такие хомуты можно в любом магазине запчастей. Мастера называют этот вариант отличной альтернативой дорогостоящим сварочным работам.


Установка хомута – очень легкая задача. Для этого не нужно иметь профессиональные навыки:

  • Поврежденный участок нужно спилить.
  • Посадочные места необходимо зачистить щеткой для металлических изделий.
  • Также посадочные места рекомендуют покрыть красным герметиком.
  • На хомуте ослабляют болты, и он одевается на металлическую трубку.
  • Далее болты необходимо закрутить. Но, особо пережимать их не рекомендуют.

Состыковка металлических трубопроводов для системы обогрева


Решая, как соединить железные трубы отопления без сварки, рекомендуют принять во внимание, что специалисты к самым надежным вариантам причисляют сварку. Соединить магистраль таким путем может только специалист.

Остальные методы вполне можно использовать самому:

  1. Резьбовый. Он может быть применен там, где есть постоянная возможность выполнять контроль стыка. Процесс выполнения стыка данного вида есть выше.
  2. Муфтовый. Такой способ дает возможность на отопительной магистрали создать герметические и надежные конструкции. Как присоединить муфту можно посмотреть в описании выше.
  3. Фланцевый. Говоря об этом способе, нужно отметить, что он относиться к наиболее популярным для отопительной системы.

Видео

К изделиям из меди в отопительной магистрали применяют и такой способ, как развальцовка. Такой вариант позволяет создать разъемный стык без сварки, что окажет помощь при вынужденной сборке отопления.

Это процесс потребует использования специальных приспособлений. А последовательность действий такая:

  • Конец металлической трубы зачищают от заусениц после распила.
  • На трубопровод фиксируют муфту.
  • Затем трубы вставляют в устройство для зажима.
  • Далее начинают поджимать винт. Делают этот до тех пор, пока на торцевой части заготовки не образуется угол приблизительно в сорок пять градусов.
  • После подготовки медной трубы к стыку, к ней подводят муфту и поджимают гайки.

Кроме этих вариантов при обустройстве обогревающей системы для соединения используют прессовочный способ. Для монтажа изделий из . Затем при воздействии ручного или гидравлического пресса осуществляется фиксация.

Видео

Если обогревающая магистраль собирается из изделий с , которые оснащены специальными обжимными гильзами.

Такие детали позволяют произвести обжим заготовки и фитинга изнутри, и одновременно уплотнители снаружи создают высокую герметичность конструкции.

Технологические особенности стальных изделий с длинной и короткой резьбой

Но и у простого обывателя с небольшим опытом данная работа особых затруднений не вызовет. На прямой части трубопровода ставят муфты-переходники, гайки-соединители, пробки и так далее.


Чтобы состыковать трубы под углом и для ответвления устанавливают иные разновидности фитингов: угольники, переходные и другие. Торцевые части деталей для стыка должны быть очищенными, а резьба должна быть проделана с высоким показателем точности.

Для повышения прочности стыка данных изделий его проматывают прядью из льна, только резьбу перед этим покрывают белилами.

Короткая резьбовая часть характеризуется такими особенностями. В области двух витков в конце, которые имеют название сбег резьбы, глубь, как правило, короче. Это дает возможность обеспечить более прочный стык без сварки, не используя сбеги и уплотнители.

Видео

Две детали на удлиненной резьбовой части можно скрепить без сварки посредством сгона. На первой его части короткая резьба, а на другой – большая. Короткая предназначена для крепления с муфтой. На удлиненную резьбу одевается муфта с контргайкой. А большая резьба позволяет выполнять регулирование длины заготовки.

Сгоны чаще всего используют при ремонте пришедшей в негодность отрезка магистрали. Состыковочный элемент и контргайку сгоняют на большую резьбу.

Чтобы смонтировать сгон применяют уплотнительную нить. Она накручивается до конца короткой резьбовой нарезки на металлическом изделии.

Иногда при монтаже сгона между контргайкой и муфтой прокладывают жгут из ФУМ ленты. Его укладывают в тремя слоями. Такой стык выполняют так:

  1. На большую резьбовую нарезку накручивают муфту и контргайку.
  2. При этом берут и уплотнительную нитку. Ее наматывают на торцевой части муфты, которую плотно подгоняют контргайку.
  3. Жгут должен лечь в фаску, только так не сможет просочиться ни жидкость, ни пар.

Говоря о том, как соединить две металлические трубы без сварки, стоит отдельно остановиться на таком варианте, как Гебо. В частях магистрали, где соединение находится в труднодоступной зоне, данный метод оказывается довольно эффективным.


Название Гебо получил специальный фитинг. Его ставят с единственной целью – соединить несколько труб. Всю работу можно проделать быстро и легко. Резьбовую нарезку при этом делать не нужно.

Бытует ошибочное мнение, что состыковать такой деталью стояк без сварки опасно. Но, правильно смонтированный данный элемент может выдержать очень большие нагрузки. Сюда же необходимо добавить, что такой механизм отличается высокой устойчивостью к влиянию осевых сил.

Видео

При сохранении норм температурного режима такая деталь прекрасно держит не только металлические изделия, но и пластиковые.

Используя материал, изложенный выше ясно, как соединить металлические трубы без сварки. Практически все предложенные способы подходят для малоопытных мастеров, и позволяют соединить изделия без дорогостоящих сварочных работ, которые требуют высокой квалификации и спецоборудования.

Трубы отопления – неотъемлемая часть всей системы обогрева. Существует множество видов, которые имеют свои характеристики и показатели. Каждый из видов соединяется разными способами, наиболее подходящими в том или ином случае.

Виды соединений

Всего совмещение труб имеет два типа: разборный и не разборный.

Разборный тип соединения – это несколько видов стыковки, которые позволяют в дальнейшем разбирать систему. Такие соединения делают конструкции мобильными и многоразовыми. Однако разборный тип требует хорошей герметизации.

Неразборные соединения – это стыкование труб без помощи дополнительных элементов, которое чаще производится методом сварки. В этом случае образуются швы, которые обеспечивают соединению полную герметичность. Чаще всего сварное соединение используется в газопроводных стальных трубах, потому как они имеют постоянное давление, а также вещество, способное быстро улетучиваться, в случае малейшей разгерметизации.

К разборным соединениям относятся:

Соединения труб при помощи фитингов. То есть для совмещения изделий используется специальная деталь, которая вместе с уплотнителем делает стыковку герметичной.


Фланцевое соединение. Для него используются фланцы с болтами, которые и обеспечивают совмещение.

Резьбовое соединение. О данном виде стоит рассказать подробнее. Дело в том, что резьбовое соединение может быть также и неразборным. В этом случае оно осуществляется с помощью фасонной муфты с внутренней резьбой. Однако такие соединения менее надежны, чем сварные, которые в итоге их постепенно вытесняют.

Разборные резьбовые соединения пользуются большим спросом благодаря своей универсальности. Для труб отопления резьбовое совмещение делается следующим образом.

Детали соединения:

  • Муфта – это основная деталь, которая присутствует в любом резьбовом соединении.
  • Контргайка – эта деталь идет на конце трубы с длинной резьбой. Также вместо нее может быть и накидная соединительная гайка.

Сгон – это понятие обозначает разборное резьбовое соединение. В случае с отопительной системой, используется термин – радиаторный сгон. В этом случае соединение имеет отверстие с внутренней резьбой и осуществляется между трубой и самим отопительным прибором. Данный вид совмещения практически идеален для систем отопления, которым впоследствии необходим будет демонтаж или перенос.

Сгоном также соединяются бетонные отопительные панели или конвекторы, имеющие нагревательные элементы на основе труб небольшого диаметра.

Герметизация резьбовых соединений

В отоплении, где чаще всего имеют место очень высокие температуры, герметичность занимает важное место в организации всей системы обогрева. В случае нарушения, можно не только остаться без тепла, но и получить ожоги, если соединение разгерметизировалось или появилась большая трещина.

В случае с резьбовым совмещением труб, обязательным является герметизация, так как без нее они будут протекать. Для этого используются специальные уплотнители, в зависимости от материала труб. Но чаще всего в качестве хороших уплотнителей используют: льняные жгуты, тангит-нити или ФУМ ленту. Два последних уплотнителя являются полностью синтетическими и могут прослужить дольше, так как не портятся и не теряют своих свойств под действием температур и влаги, а главное, не требуют специальной пропитки.

У льна же есть преимущество. Под воздействием влаги он способен расширяться, что делает соединение еще более герметичным. Что касается срока службы, то он достаточно долговечен, хотя и не такой, как у синтетических материалов. К тому же улучшить любое соединение можно, используя специальные смазки, которые заполняют микротрещины и улучшают качество.

Преимущества

В резьбовом соединении есть существенный плюс – в бытовом масштабе его может сделать человек, не обладающий специальными навыками и способностями. Потому как, например, в случае со сваркой, в особенности металлических труб, просто необходим опытный специалист.

Какие фитинги нужны для подключения радиатора отопления, изготовленного из чугуна или алюминия? Нужно ли комплектовать отопительный прибор какой-либо запорной или регулирующей арматурой? В нашей статье мы постараемся дать читателю советы по выбору оптимального набора оборудования и по его монтажу.

Сгоны и американки

Что это такое

Начнем с небольшого экскурса в историю.

Совсем недавно по историческим меркам — какие-то двадцать-двадцать пять лет назад — в нашей стране массово продавались и использовались всего три типа отопительных приборов:

  • Конвекторы, представлявшие собой с напрессованными на нее для увеличения теплоотдачи стальными же пластинами.


Уточним: опционально в их конструкции могли присутствовать декоративный экран и жалюзи для регулировки теплоотдачи.

  • Пластинчатые радиаторы — две штампованные стальные пластины, проваренные по периметру. Теплоноситель передвигался по лабиринту пазов между ними.
  • Чугунные секционные радиаторы. Они, думается, не нуждаются в представлении, поскольку и сейчас установлены в большинстве квартир.

Способа крепления предусматривалось всего два:

  1. Сварка . Приваривались к подводкам исключительно конвектора: их механическая прочность и срок службы, как минимум не уступающий продолжительности эксплуатации стояков и подводок, не предполагали демонтажа для ремонта или замены.
  2. Сгоны . Муфта (в случае конвектора или пластинчатого прибора) или радиаторная пробка (в случае секционного радиатора) сгонялась по длинной резьбе на подводке, одновременно наворачиваясь на резьбу прибора или вкручиваясь в нее. Затем соединение герметизировалось подмотанной контргайкой.

Первые алюминиевые радиаторы монтировались по старинке — на сгонах. Однако через несколько лет массово распространились простенькие фитинги — американки, включавшие разъемные соединения с накидной гайкой и резиновым уплотнителем. Их главным достоинством стал простой и быстрый демонтаж прибора: операция, ранее занимавшая до получаса, теперь отнимала не более минуты и не требовала больших усилий.


Справка: чугунная радиаторная пробка из нового радиатора может быть выкручена газовым ключом номер 2.
Чтобы справиться со старой прикипевшей пробкой, его приходится удлинять рычагом или использовать ключ номер 4.
При этом пробка нередко не выкручивается, а в буквальном смысле слова разрывается пополам, лишаясь резьбы.

Есть ли у американки недостатки? В сущности, недостаток лишь один: прочность соединения ограничена качеством резинового уплотнителя и плотностью его прижима. При большом давлении в контуре (например, при гидроударе) именно уплотнитель и сравнительно тонкая накидная гайка американки оказываются слабым звеном.

  • В системах центрального отопления с характерной для них большой вероятностью превышения штатного давления лучше использовать привычные резьбовые сгоны.


  • Американки желательно применять в автономных системах.

Набор фитингов

Теперь давайте выясним, каким будет комплект фитингов для радиаторов в том и в другом случае.

Подключение на сгонах

Для классического в многоквартирном доме бокового подключения радиатор комплектуется следующим набором:

На верхних этажах домов с нижним розливом комплектация дополняется краном Маевского, который устанавливается в расточенную под него верхнюю глухую пробку. Размеры фитингов для радиаторов определяются диаметром подводок; как правило, он соответствует ДУ20 (3/4 дюйма). Сгоны (длинные резьбы) обычно бывают нарезаны непосредственно на подводке.

Полезно: лучшие резьбовые фитинги для чугунных радиаторов традиционно изготавливаются из того же чугуна.
Радиаторных пробок под чугунные радиаторы из стали или латуни в продаже, в общем-то, и не найти; контргайки из латуни слишком хрупки, а стальные со временем намертво прикипают к стальному сгону и не поддаются разборке.

Подключение на американках

В этом случае единственные фитинги для подключения радиаторов отопления — это сами американки в количестве двух штук. Одна из их резьб вворачивается в проходную пробку радиатора, вторая — в муфту или элемент запорно-регулирующей арматуры.

Для соединения крана в радиаторной пробкой используются американки с резьбами «папа-папа».

При монтаже отопления своими руками полезно знать несколько тонкостей.

  • При большом количестве секций радиатора предпочтительно не боковое подключение, а диагональное или снизу вниз. В этом случае для соединения с фитингом вам потребуются одна проходная пробка с правой резьбой и одна — с левой.
  • Диаметр резьб в пробках алюминиевых и биметаллических радиаторов в большинстве случае составляет 1/2 дюйма (ДУ15). Однако при количестве секций более 10 желательно использовать подводки размером ДУ20.
  • Американками нередко комплектуются уже упомянутые элементы запорно-регулирующей арматуры. Комбинированные с фитингами краны и дроссели более компактны, чем два изделия порознь, при этом их цена часто оказывается ниже суммарной стоимости фитинга и крана.

Монтаж

Сгоны

Вот инструкция по подключению чугунной батареи на сгонах.

  1. Сгоняем на длинные резьбы подводки до упора контргайки и проходную пробки.
  2. Навешиваем радиатор, заведя резьбы подводки в первую секцию на 1-3 сантиметра.

Обратите внимание: отопительный прибор вывешивается строго горизонтально, по уровню.
При уклоне в сторону подводки в нем будет собираться воздух.

  1. Подматываем пробку по резьбе пучком сантехнического льна с краской или .
  2. Заворачиваем ее в радиатор до упора с умеренным усилием.
  3. Сгоняем к пробке контргайку, оставив между ними зазор в 5 — 10 мм.
  4. Наматываем в оставшийся зазор по ходу резьбы пучок льна (опять-таки с краской или герметиком).
  5. Подтягиваем контргайку.


Американки

Здесь процедура заметно проще:

  1. Разбираем американки;
  2. Вворачиваем части фитингов с накидной гайкой в муфту, кран или дроссель, а элементы с прокладкой — в радиаторные пробки. Для подмотки используем тот же лен с краской или полимерную нить — герметик.
  3. Навешиваем радиатор на кронштейны.
  4. Наворачиваем накидные гайки американок от руки и осторожно, без лишних усилий подтягиваем их рожковым или разводным ключом.

Арматура

Какие элементы арматуры могут использоваться в обвязке радиатора?

Важный момент: перед дросселирующими и запорными устройствами в любой системе отопления должен присутствовать байпас.
Иначе вентиля и дроссели будут регулировать проходимость всего контура.


Заключение

Разумеется, этот материал не претендует на истину в последней инстанции; какой способ подключения лучше выбрать — решать читателю. Дополнительную информацию к размышлению ему предоставит видео в этой статье. Успехов!