Значение слов пользоваться владеть устной речью.

16 Апр 2011,

Предлагаю родителям третьеклассников проверить своих детей, насколько хорошо они знают умеют быть внимательными и смекалистыми. Предложите им выполнить задания олимпиады . Удачи!

1. С каким из данных существительных слово круглый имеет не такое значение, как с остальными? Подчеркни. (1балл)

Круглый отличник, круглый сирота, круглый дурак, круглый год, круглый поднос.

2. Выбери проверочное слово, вставь пропущенную букву, запиши слова парами.(5баллов)

1) Уд…вительно (дева, диво),

2) М…нять (мина, обмен),

3) Л…пить (липкий, лепка),

4) Скр…пучий (скрипка, скрепка, скрип),

5) Л…нивый (линька, лень).

3 . Переставь буквы местами и образуй новые слова. (4балла)

Лучок-...., банка -..., манишка -... , сачок-...

4. Сколько ошибок допущено в тексте? Исправь, перепиши правильно, подчеркни букву, где была ошибка. (7баллов)

Здесь есть лиса и красивый прут. Харашо паседеть на биригу с удачкой. На днях я нашол в лису грусть и был даволен. .

5 .Выпиши слова с приставкой по . (5баллов)

Полка, подорожник, подоконник, подошёл, подержать, пододеяльник, подобрел, поляна, подоить, подушка, подлететь, подумать

6. Какое из перечисленных слов требует существительного в предложном падеже? Подчеркни. (1балл)

Вера, уверенность, стремление, надежда, желание

7. Из букв слова арифметика составь другие слова (только имена существительные). (по 0,5балла за слово)

8. Объясни, как ты понимаешь эти выражения. (7баллов)

Белая ворона - ……………………………………………………………………

Вертеться как белка в колесе - ……………………………………………

Водить за нос- ……………………………………………………………………

Выносить сор из избы - ……………………………………………………….

отложить в долгий ящик - …………………………………………………

Зарубить на носу -………………………………………………………………

Перемывать косточки - ……………………………………………………….

8 .Используя данные части слова, составь новые слова. (по 0,5балла за слово)

верх - …………………………………………………………………………………..

Вино - ………………………………………………………………………………….

воз - ……………………………………………………………………………………

вол - ……………………………………………………………………………………

вес - ……………………………………………………………………………………

9 .Какое из данных ниже слов может выразить и удивление, и сомнение, и желание о чём-нибудь напомнить собеседнику? Подчеркни. (1балл)

Постой, посиди, полежи, побегай, помолчи

10. Что выражает топорная работа ? Выбери и подчеркни. (1балл)

А) ремесло плотника; б) работа, выполненная только с помощью одного топора; в) работа, которую нельзя выполнить без помощи топора;

слушать,читать,разговаривать,писать,думать,говорить,вспомнить,объяснить. какие слова относятся к устной речи?подчеркните их. к каким видам речи вы

отнесёте другие слова? какие из данных слов имеют следующие значения:а)пользоваться, владеть устной речью. б)вести разговор, беседовать

А1.Какое из устаревших слов «начало свою вторую жизнь» в современном русском языке?

1)ботфорты; 2)лицей; 3)светлица; 4)коробейник

А2.Какая из данных пар слов не является антонимами?

1)положительный - отрицательный

2)поощрение - наказывать

3)серьёзный - легкомысленный

4)естественный - искусственный

А3.Значение какого фразеологизма объяснено неверно?

1)бить баклуши - бездельничать

2)битый час - довольно долго

3)белены объелся - обезумел, перестал соображать

4)втирать очки - хорошо протереть очки

А4.Найдите предложение, в котором есть фразеологизм.

1)Лекарство надо пить через час после еды по чайной ложке.

2)Внезапно между небом и землёй пронеслась стайка ласточек.

3)От этого известия он почувствовал себя на седьмом небе.

4)Первая скрипка, которую подарили в детстве родители, принесла ему столько радости.

А5.В каком случае неправильное объяснение орфограммы ведёт к

Орфографической ошибке?

1)глуби..ый - прилагательное, образованное от существительного с помощью суффикса -ин- пишется с одной буквой н

2)они хвал..т - в окончании глагола II спряжения пишется -ят

3)пр..бить - приставка при- обозначает «присоединение»

4)закле..л - в прошедшем времени глагола перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме - заклеить

А6.В каких словах написание гласной в корне проверяется ударением?

A. препод..ватель; Б. р..стение; B. объ..снить; Г. прик..сание

1) А, Б 2) В, Г 3) А, В 4) Б, Г

А7 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е?

A. стон..т, на выставк.., в музе.., ед..шь, плюш..вый

Б. постел..шь, рассматр..вал, от времен.., завис..л, ищ..шь

B. человеч..к, повел..вать, звоноч..к, пальц..в, обид..л

Г. в отзыв.., о произведени.., горош..к, в колюч..м взгляд..

1) А, Б 2) А, В 3) Б, Г 4) В, Г

А8 В написании каких слов допущены ошибки?

A. январьский; Б. объезчик; B. Будующий; Г. преодолеть

1) А, Б 2) Б, В 3) А, В, Г 4) А, Б, В

А9В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?

A. измаж..те, пахуч.., училищ.., заяч..ий хвост

Б. подреж..те, стереч.., слышиш.., дрож..

B. обнаруж..те, тягуч.., возле дач.., мощ..ный

Г. намаж..ся, носил..щик, заяч..е семейство, декабр..ский

1) А, Б 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, В

А10 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и?

A.пр..школьный, пр..милый, пр..одолеть

Б. непр..ступный, пр..волжский, пр..рисовать

B. пр..купить, пр..чуда, пр..чина

Г. пр..пятствие, пр..думать, пр..гласить

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г

А11 В каком слове ударение падает на четвёртый слог?

1)обеспечение; 2)языковая (колбаса); 3) хозяева; 4)нефтепровод

А12 В каком примере нет ошибки в словоупотреблении?

1)памятный сувенир; 2)играть значение; 3)надеть на себя

4)художник написал свой автопортрет

А13 Какое слово не соответствует составу: одна приставка, корень, один суффикс, окончание?

1)наберите; 2)перечитала; 3)приморский; 4)замолкать

А14 В каком варианте ответа указаны все слова, где пишется одна буква н?

A. масля..ная краска, ветре..ный день, багря..ный

Б. пчели..ный, урага..ный, жизне..ный

B. ледя..ной, книга интерес..а, тополи..ный

Г. недюжи..ный, качестве..ный, дли..ный

1) Б, В 2) В, Г 3) А, В 4) Б, Г

А15 В каком варианте ответа указаны все слова, которые пишутся через дефис?

A. что (нибудь), (зелено) глазый, (средне) вековый

Б. (кое) что, (бледно) голубой, чем (либо)

B. багрово (красный), (красно) носый, (древне) римский

Г. (юго) восточный, (русско) французский, о чём (то)

1) А, Б 2) Б, Г 3) В, Г 4) А, Г

А16 Найдите предложение без грамматической ошибки.

Обед был менее вкуснее, чем вчера.

Картины сняли с обоих стен.

В деревне Павел скучал за родителями.

Весь доклад можно изложить на двухстах страницах.

А17 В каком предложении на месте пропуска пишется буква е?

Вынес..те из класса лишние стулья.

Когда вынес..те, мы начнём заниматься.

Вышл..те посылкой мои книги.

Выбер..те тему для сочинения.

А18 Со всеми словами какого ряда не пишется раздельно?

(не) боялся; (не) большие просветы

(не) знакомец; (не) подвижная вода

(не) правда, а ложь; вовсе (не) трудная задача

(не) спутаешь; явная (не) приязнь

А19 Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

Язык народа - его ум и мудрость.

Он увлекательно рассказывал о возникновении и исчезновении больших городов в Азии.

Обрывистый берег убегал назад, и горы словно надвигались на нас.

Солнце всё ниже опускалось к горизонту и в лесу становилось темно.

А 20 Найдите ошибку в характеристике морфологических признаков данных слов.

(в) осеннюю (непогоду) - прилаг., начальная форма - осенняя, относит., Вин. пад., ед. ч., жен. р.

Смеркалось - глаг., начальная форма - смеркаться, в безл. знач., несов. в., неперех., I спр., в изъяв, накл., ед. ч., прош. вр., ср. р.

Бабушкиных (рассказов) - прилаг., начальная форма - бабушкин, притяж., Род. пад., мн. ч.
4)под-предлог

ВНИМАНИЕ!

28 февраля и 1 марта будет проведена экспериментальная игра «Русский медвежонок для учителей». Игра будет проводиться в Интернете, в форме online-тестирования. Участвовать могут учителя любого предмета, участие бесплатно. С правилами можно ознакомиться на сайте игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех» по адресу: www.rm.kirov.ru

Продолжение. Начало см. в № 21, 22 , 23/2006; 1/2007

Многозначность

Рубрику ведет Елена Муравенко

В этом выпуске мы поговорим о лексической многозначности, или полисемии. Большинство слов русского языка имеет более одного значения, т.е., помимо исходного - прямого - значения, слова часто приобретают переносные значения. На это явление составлены многие задачи «Медвежонка».

1. Чей нос называется так же, как мелкая монетка?

(А) Коровы; (Б) медведя; (В) мыши; (Г) свиньи; (Д) дельфина.

Решение. Нос свиньи, как и пятикопеечную монетку, называют пятачком . Ответ: (Г).

Специальных названий для носов коровы, медведя, мыши и дельфина, по-видимому, вообще нет.

2. Из пяти приведенных ниже слов только одно имеет единственное значение, а каждое из остальных употребляется по крайней мере в двух разных смыслах. Какое же слово имеет единственное значение?

(А) Полька; (Б) француженка; (В) чешка; (Г) финка; (Д) голландка.

Решение. Все пять слов могут обозначать лицо женского пола соответствующей национальности. Но, кроме того, полька - это танец, чешка - гимнастическая тапочка, финка - нож, а голландка - печь, облицованная изразцами. Таким образом, из приведенного списка только слово француженка имеет единственное значение. Ответ: (Б).

3. От названий частей тела часто образуются уменьшительные слова, которые могут приобретать и переносные значения, например: взять ребенка за ручку (прямое значение), дверная ручка (переносное значение). Вот шесть таких уменьшительных слов: глазик, ножка, носик, спинка, зубик, горлышко . Сколько среди них слов, имеющих переносные значения?

Решение. Переносные значения есть у слов ножка (стула, стола), носик (чайника), спинка (стула, дивана), горлышко (бутылки). Ответ: (Г).

4. круг, площадь, катет, гипотенуза, произведение, дробь . Сколько из них являются не только математическими терминами?

(А) Одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.

Решение. У слова круг много значений, в частности, мы можем сказать: круг моих интересов или круг наших знакомых; в этих выражениях представлены явно не математические термины. Площадью называют большое и ровное незастроенное место в городе или поселке, напр., Красная площадь в Москве . Слово произведение может обозначать не только результат умножения, но и результат труда, продукт творчества: произведение искусства, литературное произведение . Дробь может быть не толькоарифметической, но и ружейной, используемой для стрельбы; кроме того, дробь может отбиваться барабанщиком или танцором. А вот слова катет и гипотенуза являются исключительно математическими терминами. Ответ: (Г).

5. Вот несколько существительных:местоимение, наречие, предлог, союз, частица . Сколько из них являются не только названиями частей речи?

(А) Одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.

Решение. Слово местоимение является исключительно названием части речи. Слово наречие может означать совокупность местных говоров, например: северное и южное наречия русского языка . Раньше слово наречие употреблялось в значении ‘язык’: - Русскому стыдно не знать по-болгарски. Русский должен знать все славянские наречия (Тургенев . Накануне). Слово предлог имеет значение ‘повод’: предлог для ссоры, предлог для отказа . Союз означает ‘объединение’: профессиональный союз, Союз писателей . Частица - это ‘небольшая часть’ (частицы пыли) или в переносном значении ‘небольшое количество’ (частица таланта, частица правды). Таким образом, четыре из пяти предложенных существительных являются не только названиями частей речи. Ответ: (Г).

6. Даны слова: пики, трефы, черви, бубны . Сколько из них таких, которые употребляются не только как названия карточной масти?

(А) Ни одного; (Б) одно; (В) два; (Г) три; (Д) четыре.

Решение. Пики - холодное оружие, черви - низшие животные, бубны - музыкальные инструменты. И лишь слово трефы является только названием карточной масти. Ответ: (Г).

В предыдущих задачах рассматривались многозначные существительные. Но переносные значения, разумеется, могут иметь и другие части речи. Следующие задачи посвящены многозначности прилагательного, глагола, предлога.

7. С каким из данных существительных прилагательное круглый имеет не такое значение, как с остальными?

(А) Отличник ; (Б) сирота ; (В) дурак ; (Г) год ; (Д) поднос .

Решение. В сочетании со словом поднос слово круглый выступает в прямом значении, обозначая форму предмета. С остальными словами круглый сочетается в переносном значении ‘полный, целый’. Ответ: (Д).

8. Даны глаголы: 1) сидит, 2) лежит, 3) висит, 4) идет . Какие из них можно использовать как сказуемое, если подлежащим будет слово платье ?

(А) Все; (Б) все, кроме 1; (В) все, кроме 2; (Г) все, кроме 4; (Д) 2 и 3.

Решение. Глаголы лежит и висит можно использовать в сочетании со словом платье в прямом значении, напр.: Платье лежит на диване . Платье висит в шкафу . Глаголы сидит и идет можно использовать в переносном значении: Платье хорошо сидит . Ей идет это платье . Ответ: (А).

9. В каком из предложений предлог за используется не в том смысле, что в остальных?

(А) Мальчик спрятал игрушку за спину .

(Б) Мяч закатился за ворота .

(В) Отец взял сына за руку .

(Г) Солнце зашло за тучу .

(Д) Семья поехала отдыхать за границу .

Решение. В предложениях (А), (Б), (Г) и (Д) предлог за значит ‘позади, с другой стороны’. А в предложении (В) у него другое значение, более редкое - как в словосочетаниях держаться за поручень , схватить за шиворот . Ответ: (В).

Основные виды переноса значений - это метафора, метонимия и синекдоха. Последние задачи иллюстрируют эти типы переноса значений.

10. Каждое из пяти приведенных ниже слов употреблено в прямом и переносном значениях. В каком из слов перенос значения произошел не по тому признаку, что во всех остальных?

(А) Колокольчик (звенит колокольчик - цветет колокольчик);

(Б) класс (дружный класс - просторный класс);

(В) шапка (вязаная шапка - шапка снега);

(Г) яблоко (вкусное яблоко - глазное яблоко);

(Д) игла (швейная игла - сосновая игла) .

Решение. Во всех данных словах, кроме слова класс, перенос значения связан со сходством формы объектов: колокольчик–цветок, формой напоминает колокол; шапка снега напоминает головной убор; глазное яблоко, как и обычное, имеет шарообразную форму; сосновая игла острая и длинная, как швейная. Такой перенос значения по сходству называется метафорой . Иное дело - слово класс . Тут одним словом называют и помещение, и совокупность людей, которые в нем занимаются. Здесь представлен перенос значения по смежности (одно в другом). Он называется метонимией . Ответ: (Б).

11. Когда возникают новые вещи, старые слова порой приобретают новые значения. Ниже приведены пять примеров таких новых значений. Одно из них соотносится со старым значением того же слова не так, как остальные четыре. Какое?

(А) Диск (со звукозаписью); (Б) хворост (кондитерское изделие); (В) дипломат (чемоданчик);
(Г) хвост (очереди); (Д) крыло (самолета).

Решение. Во всех вариантах, кроме (В) дипломат , перенос названия со старой вещи на новую произошел в силу сходства каких-либо их свойств: формы (диск, хворост), местоположения (хвост), местоположения и функции (крыло). Такой перенос называется метафорой . А чемоданчик стал называться дипломатом в результате метонимии - переноса названия с предмета (человека-дипломата) на смежный с ним (используемую им разновидность чемоданчика). Ответ: (В).

12. Даны существительные: яблоко, абрикос, вишня, черешня, слива, айва, виноград, крыжовник . Какое из них существенно отличается от остальных по значению?

(А) Яблоко ; (Б) абрикос ; (В) вишня ; (Г) слива ; (Д) айва .

Решение. Все слова, кроме слова яблоко , имеют по два значения: ‘растение’ и ‘плод этого растения’, т.е. одним и тем же словом обозначается как целое, так и часть этого целого. Такой вид переноса значения называется синекдохой . Яблоко имеет только значение плода, для дерева используется другое слово - яблоня . Ответ: (А).

1 - И.Рубанов, 2 - Е.Муравенко и И.Рубанов, 3–5, 7, 10, 12 - Е.Муравенко, 6 - И.Иткин, 8 - Н.Муравенко, 9 - Л.Иомдин, 11 - Е.Дмитриева.

Продолжение следует