АТ-ТИРМИЗИ (Мухаммад Бен Али Абу Абдаллах аль-Хаким ат-Тирмизи) (ум. между 932 и 938) – знаменитый суфийский мыслитель. Родился в городе Термезе (совр. Узбекистан). Получил традиционное образование, занимаясь с 8 лет религиозными науками. В 28 лет совершил паломничество в Мекку , по дороге совершенствуя свои знания в общении с теологами и суфийскими наставниками. Вернувшись на родину, продолжил изучение суфизма. Среди его учителей были известные хоросанские шейхи: Абу Тураб ан-Нахшаби, Йахйа аль-Джаллаа, Ахмад Бен Хадравайхи и др. Аскетический образ жизни ат-Тирмизи вызывал уважение местного населения, и вскоре около него возникла группа учеников. Однако его деятельность не нравилась местным властям и факихам, и опасаясь преследований, Ат-Тирмизи был вынужден покинуть родину. Уехал сначала в Балх, а затем в Нишапур.
Ат-Тирмизи был современником знаменитого багдадского суфия Аль-Джунайда (ум. в 910, родоначальник рационалистического направления, названного «учением о трезвости», одного из двух основных течений в мусульманском мистицизме), но не полностью разделял его взгляды. К этому времени он уже был известен как автор трактата Печать святых ("Илал аш-шари"а и Хатм аль-аулийа" ), в котором рассуждал о смысле обрядов ислама, о различных категориях мистиков, о роли мусульманских святых, отмеченных особой благодатью Бога и критериях святости (т.е. о «печати святых», существовавшей, по его мнению, наряду с «печатью пророков»), о «любви к Богу». В этой книге он впервые в мусульманском мире писал о Логосе, используя для его обозначения слово зикр . Ат-Тирмизи утверждал, что святость (вилайа ) ограничена во времени, поскольку она, подобно пророческому дару (нубувва ), отмечена печатью, которая должна проявиться при конце света.
Кроме этого трактата, он написал около 80 работ, в которых рассматривается значение мистического опыта практикующих суфиев. Его учение «о душе» (ее состояниях, «движениях»), о методах самосовершенствования и обуздания низменных инстинктов, о роли страдания как средства очищения свидетельствовали о глубоком знании психологии человека. В дальнейшем эти труды в восточноиранском суфизме были признаны классическими. Эти работы отражали потребность в систематизации мистический мысли. Ат-Тирмизи также был автором первой истории суфизма и сборника биографий суфиев. Однако эти работы известны только в цитатах его последователей.
Ат-Тирмизи считал, что высшим доступным человеку знанием является мистический «гносис» (ма"рифа », или «хикма» ), который он отождествлял с «божественным светом», заключенным в сердцах людей. Он различал обычное знание ("илм ), сводящееся к пониманию положений шариата, и «гносис», благодаря которому постигается тайный смысл самóй «божественной сущности». Традиционное знание можно обрести в процессе обучения, в то время как ма"рифа – это дар Божий, которым отмечает избранных. Сфера и время применения "илм ограничены, а ма"рифа не имеет пределов. По мнению ат-Тирмизи, «гносис» дарован лишь тем людям, чьи помыслы устремлены к Богу и которые обладают душой, очистившейся от мирских привязанностей. Такими людьми являются суфии, обладающие «аль-аулийа" », т.е. «святые», отличающиеся от прочих верующих.
После ат-Тирмизи утвердилось представление об иерархии мистиков, признанных совершенными. В трактате Печать святых он подробно рассматривает возможность достижения состояния просветления и святости, предлагая два пути – неукоснительного соблюдения требований шари"а и тарика , или же через Божественную благодать.
Ат-Тирмизи был первым среди суфийских мыслителей, кто подробно обосновал место святых подвижников, фактически уровняв их в правах с «посланниками» (русул ) и пророками (анбийа" ).
Ат-Тирмизи был образованным человеком, имевшим представление о буддийских, христианских и манихейских учениях, влияние которых можно обнаружить в его трудах. Современники, отдавая должное широте его кругозора и глубине его познаний, называли его «Аль-Хаким аль-Тирмизи» – «мудрец из Термеза».
Исследователь суфизма О.Ф.Акимушкин называет ат-Тирмизи предшественником средневекового арабского мыслителя и поэта Ибн Араби, который нередко включал в свои сочинения большие фрагменты из трудов ат-Тирмизи.
Конец жизни ат-Тирмизи провел на родине, куда он вернулся после вынужденной эмиграции. Окруженный своими учениками, среди которых были Абу Али аль-Джузджани и Абу Бакр аль-Варрак, он до конца своих дней оставался приверженцем мистического суфизма.
Ольга Бибикова
ат-ТИРМИЗИ ал-Хаким Абу Абдаллах Мухаммад ибн Али (ум. между 936–938 гг.) – крупнейший представитель хорасанского (восточноиранского) мистицизма. В 27 лет он совершил паломничество в Мекку, затем изучал хадисы в Басре. После возвращения в Хорасан стал суфием (см. Суфизм), уделял много времени аскетической практике, начал изучать суфийские трактаты. Своими проповедями и трактатами о любви к Богу ат-Тирмизи вызвал недовольство факихов и вместе с женой, разделявшей его взгляды, иммигрировал в Балх, который в то время являлся центром исламского мистицизма, затем – в Нишапур. После того, как его противники в результате политических изменений вынуждены были покинуть Термез, ат-Тирмизи вернулся на родину, где и умер в окружении учеников. Он является автором около 80 трактатов по суфийской космологии, антропологии и психологии. Среди них наиболее известным стал «Печать святых». Суть его содержания в следующем. Бог раскрывается человеку через три стадии. 1. Закон (знание дозволенного и запретного) – ступень факихов, людей предания и людей мнения. 2. Творение (постижение Божьей премудрости, состоящее из знания порядка мироустройства и овладения наукой о внутреннем) – степень мудрецов (хукама). 3. Божественное познание, заключенное в божественном свете в человеческих сердцах. Оно отличается от обычного дискурсивного знания, которое приобретается в процессе обучения. Сущность познания – раскрытие реальности, о которой говорит язык веры, это обнаружение знания и веры через вкус (заук) и непосредственность (мубашара) раскрытия. Таким образом, мистик способен проникнуть в истинную сущность вещей и познать Истинного – т.е. Бога. Для обретения мистического познания (марифа) необходимо очистить душу от мирского и сосредоточиться на Истинном. На это способны только святые – избранники, которым милостью Бога дается этот дар (см. Вали). Именно ат-Тирмизи первым детально разработал учение о святых. По статусу он уравнял их с пророками (анбийа) и посланниками (русул). Во главе иерархии святых стоит полюс (кутб) или помощник (гаус). Святые являются гарантами мирового порядка и правителями мира. Они сформированы в группы по три, семь, сорок и сто. Ат-Тирмизи ратовал за возможность святых совершать чудеса. Он, вероятно, был знаком с буддийскими, христианскими и манихейскими учениями. Ряд исследователей полагали, что его прозвище «Хаким» – следствие его приверженности идеям неоплатонизма, но, как показывают последние исследования, его мировоззрение сформировалось именно в рамках хорасанской мусульманской традиции, основанной на синтезе традиционного права и восточноиранского мистицизма.
Фототур «Весна Евразии — Новый шелковый путь». Дорога к возрождению контактов между народамиБагаутдинов Камиль
Всех читателей Улпрессы поздравляю с Днем солидарности трудящихся!Извиняюсь за допущенную мною описку по курсу валют, т.к. писал после длительной дороги и торопился, спешил, пока был доступ к интернету. Да и не привык таскать деньги в полиэтиленовом мешке. Курс одного рубля не 930 сумов, как , а 93 сума. Средняя зарплата 50-70 тыс сумов. Госбанками и частными банками никто не пользуется, т.к. официально установленный курс доллара и российского рубля к суму очень низкие. За 1 российский рубль банки дают 44 сума, я обменивал на чёрном рынке по 93 сума.
Небольшое отступление. To I : «Поскольку узбекские семьи многочисленные и все с малолетства приучены к труду, никто там не бедствует. А Ташкент так вообще очень современный и благоустроенный город, который к тому-же стремительно развивается» .
Я исколесил Узбекситан, ночевал, сидел за дастарханом с местными жителями. Много беседовал с людьми, был в кишлаках, ночевал, снимал жизнь и быт простых граждан. Быть в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, восхваляя уровень жизни населения этих городов и соизмерить с жизнью простых граждан в кишлаках и в райцентрах, поселках городского типа — невозможно, как и жизнь в Москве с жизнью далее 101-го километра от МКАД.
Народ не голодает. Домики из глины с земляным полом, лепешка и чай под чинаром, дешевая зелень с простоквашей — это и есть их богатство? Не мне судить: каждый народ выбирает сам, как ему жить, кого воспевать и кого хвалить. Здесь люди живут, но чувствуют себя в достатке только те, у кого 1-2 члена семьи работают в России и ежемесячно присылают долю своего заработка для поддержания семьи и родных.
Не зря органы госбезопастности и таможенники особое внимание уделяют при выезде из страны отснятым фотоматериалам, удаляя файлы, показывающие жизнь и быт, работу местных жителей, оставляя лишь кадры «цветущего Узбекистана» с розариями и фонтанами.
29 апреля 2016 в 17:03 задают вопрос:
«… в солнечную Туркмению тоже решили не заезжать судя по изменённому маршруту?»
В Туркмению изначально не планировал заезжать, т.к. правила въезда требуют большого терпения и усердия в ожидании визы. Обязательное условие — приглашение от принимающей стороны. Подробно о проблемах получения визы указал при обсуждении предыдущего материала . Именно по этой причине въезд на территорию Туркмении не планировался
.
Афганистан выпал из маршрута по аналогичной причине. Изначально визу должен был получить в Посольстве Исламской Республики Афганистан в Ташкенте, где по прибытию с меня потребовали предъявить Справку-ходатайство из посольства РФ о том, что они не возражают против моего пребывания в Афганистане, тем самым берут на себя обязательство за безопасность передвижения на автотранспорте по этой Республике. Зная, что такую справку мне не дадут, я не стал дальше тратить время.
Кроме того, водители большегрузных автомашин предупредили, что при выезде из Афганистана, таможенники этой страны, не имея спецоборудования для досмотра, и при косом взгляде, кинжалом распаривают сиденья и обшивку салона автомобиля, под предлогом поиска наркотиков. Мне такие страсти не нужны.
Дополнение к ранее размещенному материалу
Непредвиденные препятствия ожидают автопутешественника при въезде в Узбекистан через автомагистраль М-39, по кратчайшей дороге в Ташкент. Приехав на международный КПП Черняевка (Жибек Жолы) выяснилось, что здесь пропускают только пешеходов и узбекский автотранспорт. Пришлось развернуться и сделать дополнительный крюк 172 км через КПП Яллама.
Курсом — в Термез
Через Термез проходили караваны по Шёлковому пути в Афганистан. Находится город у берега великой реки Амударьи. Здесь к сожалению не сохранился Караван-Сарай, остались лишь руины и развалины, напоминающие о пройденных веках. Кроме этого, Термез знаменит тем, что здесь родился и был погребен Аль-Хаким ат-Термизий, в честь которого возведен Мемориальный комплекс, который расположен на огромной территории, огражденной кирпичной стеной.
Абу Абдуллах Мухаммад ибн Али ибн аль-Хусейн ат-Тирмизи или аль-Хаким ат-Тирмизи - крупнейший представитель восточноиранского суфизма, автор около восьмидесяти произведений. За глубину его знаний и широту кругозора, получил почетное прозвище аль-Хаким (мудрый).
С восьми лет он усердно занимался религиозными науками, а в возрасте двадцати восьми лет отправился пешком в Мекку. Вернувшись из хаджа ат-Тирмизи стал изучать суфизм у известных в то время суфийских шейхов. Кроме того, в судьбе ат-Тирмизи большую роль сыграла его жена, разделявшая его взгляды. Некоторые идеи ат-Тирмизи были переняты другими известными суфийскими мыслителями.
В своих проповедях и сочинениях ат-Тирмизи рассуждал о смысле мусульманских обрядов, о «любви к Богу», о категориях мистиков, о «печати святых», существующей наряду с «печатью пророков». Фактически уравняв «в правах» святых с пророками, ат-Тирмизи вызвал недовольство у правоведов и власти. В результате он был вынужден, спасаясь от гонений, переехать в Балх, а затем и в Нишапур, где приобрел многочисленных сторонников. Вскоре в связи с изменившейся политической ситуацией ат-Тирмизи вернулся в Термез, где он и умер.
Ат-Тирмизи был похоронен недалеко от цитадели средневекового Термеза. Позднее над его могилой был построен мавзолей из обожженного кирпича.
Новый небольшой мавзолей был построен в 1389-1390гг. (согласно надписи на портале). Он располагается на восточной стороне и прилегает к древней гробнице. В конце XIV века, когда край вошел в состав империи Амира Темура, у фасада мавзолея возвели новую усыпальницу, а над могилой святого соорудили величественное надгробие.
В начале XV в., во время правления Халила Султана, внука Амира Темура (1405-1409) возле мавзолея была построена ханака – приют для странников, дервишей.
Что из себя представляет Комплекс аль-Хакима ат-Тирмизи, показываю в фотографиях.
Дорога в Термез
Въездные ворота в город
Путь к Мемориальному комплексу
Входная арка в Комплекс
Основной вход на территорию Мемориального комплекса
Передний фасад Комплекса
Читатели Улпрессы задавали вопрос о ценах на посещение музеев. Ответ на фотографии
Удивляет чистота, порядок и озеленение территории
Общий вид Музея
Мавзолей аль Хакима ат Термизий (869 г. н.э.), он был похоронен, там же где и работал.
(1405-1409) возле мавзолея была построена ханака – приют для странников, дервишей
10.01.03.АДАБИЁТИ МАРДУМИ КИШВАРХ,ОИ ХОРИ^Й 10.01.03.ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ 10.01.03.LITERATURE OF THE PEOPLE OF THE COUNTRY AND ABROAD
УДК 8И03 У.А.ГАФАРОВА
АЛЬ-ХАКИМ АТ-ТИРМИЗИ И ЕГО ВЗГЛЯДЫ О СВЯТЫХ В «ХАТМ АЛЬ-АВЛИЙА"»
Мухаммад ибн Али Абу Абдаллах аль-Хаким ат-Тирмизи является одним из крупнейших и величайших суфийских мыслителей, хадисоведов и правоведов Хорасана 1Х-Х века. Согласно источникам, ал-Хаким ат-Термизи родился в 205/820 и умер в 320/932 в Термезе и прожил 112 лет. Он родился в в семье известного знатока хадисов Али ибн Хасана, который первоначально обучал сына хадисоведению. Ат-Тирмизи получил традиционное образование, начиная с 8 лет. Он посвятил свою юность изучению хадисов, религиозных наук и ханафитского права. В возрасте двадцати семи лет он отправился в Мекку, чтобы исполнить обязательный для мусульманина обряд паломничества, по дороге совершенствуя свои знания в общении с теологами и суфийскими наставниками. По пути он останавливался в Куфе, Багдаде и Басре, где занимался собиранием хадисов. Во время своих путешествий ат-Тирмизи ознакомился с рядом мистических трактатов, в том числе с сочинением сирийского суфия Ахмада ибн Асима ал-Антаки. Согласно источникам, он обучался под руководством нескольких иракских суфиев, в частности, Кутайба бин Сайид аз-Сакафи ал-Балхи, Хаса бин Умар бин Шафик ал-Балхи, Суфян бин Ваки, Абу Тураба ан-Нахшаби, Иахйи ал-Джалла" и Ахмада ибн Хадравайхи. Кроме того, в судьбе ат-Тирмизи большую роль сыграла его жена, разделявшая его взгляды.
Среди учеников ат-Тирмизи стоит отметить Абу Бакра аль-Варрака, Абу Али Мансура ибн Абдулла ибн Халид ал-Зухли ал Хирави; Абу Али ал-Хасан ибн Али ал-Джурджани, Ахмада ибн Мухаммада ибн Иса, Мухаммада ибн Джафара ибн Мухаммада ибн ал-Хайсама, внёсших значительный вклад в продолжении его учения. Некоторые идеи ат-Тирмизи были переняты другим известным суфийским мыслителем Ибн Араби. Когда ат-Тирмизи наконец вернулся в Термез, он испытал полное духовное перерождение, которое подвигнуло его принять аскетический образ жизни и целиком и полностью предаться благочестивым размышлениям о своей участи в этом и будущем мире.
Примерно в 261/874 г. некоторые местные улама восприняли его рассуждения о любви к Богу и о «друзьях Божьих» (авлийа) как «ересь» и «подстрекательство к мятежу». Обвинители ат-Тирмизи - враждебно настроенные к нему ученые Термеза - сослались на несколько «еретических» цитат из двух его сочинений - «Печать друзей [Божьих]» (Хатм ал-аулийа) и «Изъяны богопочитания» ("Илал ал-убудиййа), в которых он рассуждал о смысле мусульманских обрядов, о любви к Аллаху. Ат-Тирмизи был обвинен в подрыве устоев веры и морали и даже в притязаниях на пророчество. Правитель Балха вызвал его в свою резиденцию, дабы «испытать его веру».
Спасаясь от гонений, ат-Тирмизи вынужден был перебраться в Балх, затем в 285/898 г. он переехал в Нишапур, где приобрел многочисленных сторонников. Там он преподавал хадисы. Тем не менее ат-Тирмизи удалось полностью убедить правителя Балха в своем правоверии. Более того, последний начал судебное разбирательство против его обвинителей и в конечном счете приказал изгнать их из Термеза. После этого правитель разрешил ат-Тирмизи возвратиться из ссылки в родной город.
Конец жизни ат-Тирмизи провел на родине, куда он вернулся после вынужденной эмиграции. Окруженный своими учениками, среди которых были Абу Али аль-Джурджани и Абу Бакр аль-Варрак, он до конца своих дней оставался приверженцем мистического суфизма. Он умер около 320/932 г., хотя точная дата его смерти до сих пор остается предметом научных споров (4,980-981).
Ат-Тирмизи написал около 80 работ по хадисоведению, фикху и кораническим наукам, в которых рассматривается значение мистического опыта практикующих суфиев. Назовем
НОМАИ ДОНППП ОХ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC \OTKS» № 4(49) 2016
некоторые из них: «Ал-амсал мин аль-китаби ва-с-суннати.», «Будувву-ш-ша"ни Аби Абдаллах Мухаммад аль-Хаким ат-Тирмизи», «Джаваб китаб ар-ра"й», «Джаваб аль-масаиль аллати са"алаху ахлу Сарахс анха», «Хатм аль-авлийа»» «Ас-салату ва макасидуха», «Байан ал-фарк байна-с-садр ва-л-калб ва-л-фуад ва-л-лубб», «Китабу исбат ал-илал», «Китаб ар-рийазати ва адаби-н-нафс», «Ал-калам ало ма"на ла илаха иллаллах», «Маназил ал-курбати», «Навадир ал-усулфимарифатиахбари-р-расул», «Китаб-ул-ихтийатат»и др.
Среди них наиболее известным стал «Хатм аль-аулийа"» («Печать святых»). Ат-Тирмизи первым детально разработал в этом произведении учение о друзьях божьих. Основу его теоретической концепции о святости (вилаяте) составляет понятие «хакк Аллах». Ат-Тирмизи делит друзей божьих на четыре группы: 1) авлийа"у хакк Аллах или садикущ 2) авлийа"у-ллах; 3) сиддикун(искреннейшие); 4) мунфарид (единственный).
Ат-Тирмизи делил авлия на тех, кто стремится неукоснительно соблюдать шариатские предписания и самосовершенствоваться (у ат-Тустари «стремящиеся», «ищущие»), и «истинных друзей бога» (авлия Аллах хаккан). Для группы авлийа"у-ллах хаккан предписаны 10 стоянок (маназил), которые они должны преодолеть: 1) джабарут (великолепие); 2) султан (царствование); 3) джалал (величие); 4) джамал (красота); 5) азамат (могущество); 6) хайбат (импозантность); 7) рахмат(милосердие); 8) баха" (блеск); 9) бахджат(ликование);10) фарданийат(единственность).
В качестве внешних признаков авлийа"у-ллах автор указывает на следующее:
1. Они заняты упоминанием Аллаха (зикр);
2. Они имеют право на правление, и никто не в силах противостоять им;
3. Они отличаются мудростью;
4. Они владеют вдохновением;
5. Обижая их, люди сами накликают на себя беду;
6. Исполнимость их мольбы и чудеса, как ходьба по воде, разговор с Хизром;
7. Все люди восхищаются ими, за исключением завистников (1,348).
Преодолевая каждую стоянку, авлийа"у-ллах хаккан достигает нового наиболее высшего статуса, приближающего его к самой последней стоянке фарданийат.
В дополнение к иерархии стадий мистического познания ат-Тирмизи разделил всех верующих на категории сообразно их близости к Богу. Обычные верующие попадают в категорию авлийа ат-таухид - «[истинных] приверженцев Божественной единственности». Несмотря на их высокий статус, в них все еще остаются остатки желаний, проистекающих из порочных стремлений их низменной души. Над авлийа ат-тавхид ат-Тирмизи помещал четыре разряда «друзей Божьих», которые заслужили особое расположение со стороны Бога. Первую категорию составляют так называемые «искренние» (садикун). Несмотря на свою любовь и преданность Богу, они все же не могут полностью отречься от мирских привязанностей. Поэтому каждый из них вовлечен в нескончаемую борьбу со своей низменной душой с целью избавиться от ее желаний и дьявольских наущений. «Искренние» стремятся добиться полного контроля над членами своего тела, которые являются орудиями низменной души. Они неукоснительно выполняют требования Божественного закона, однако сверхобязательные акты поклонения Богу они совершают лишь из страха перед своей низменной душой, которая стремится сбить их с Праведного пути. В конечном счете, они вынуждены просить Бога о милости в надежде на то, что это поможет им достичь большего совершенства. Их местонахождение предопределено в «Байт-ул-"изза», тогда как «свободные и благородные» (ахрар кирам) находятся на седьмом небе в «Байт-ул-ма"мур». Если «искренним» удается достичь следующей стадии и примкнуть к рангу «свободных и благородных» (ахрар кирам), то Бог ниспосылает им свет Своей близости и милости. Он поселяется между сердцем и низменной душой подвижника, помогая ему тем самым бороться с порывами и желаниями, исходящими от нафс. Однако даже на этой высокой стадии совершенства низменная душа не утрачивает способности воздействовать на верующего своими наущениями. Только тот, кто сможет ее одолеть раз и навсегда, сможет подняться до следующего ранга «друзей Божьих» (3,126).
В эту категорию входят сорок «искреннейших» (сиддикун).Сиддикун также не до конца освободились от влияния своей низменной души, однако они полностью охвачены любовью к Богу. От подвижников двух первых рангов они отличаются тем, что способны получать вдохновение непосредственно от Бога и видеть провидческие сны. Находясь на этой стадии совершенства, «сиддикун» постепенно усваивают десять добродетелей, которые соответствуют
НОМАИ ДОНИШГОХ* УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» 8С1Е^ШС ШТЕ8» № 4(49) 2016
десяти основным Божественным атрибутам. Каждую из этих десяти добродетелей «друг Божий» приобретает, исполнив условия, присущие тому или иному Божественному атрибуту.
Подвижник, достигший десятой добродетели - Божественной единственности, - обретает статус представителя Бога на земле. Такого «друга Божьего» ал-Хаким ат-Тирмизи называл «единственным [в своем роде]» (мунфарид). Его положение ставит его почти на один уровень с пророками и конечно же выше остальных сиддикун. Мунфарид обладает многими качествами, присущими пророкам, включая способность получать Божественные откровения через «провидческие сновидения» (1,333).
Из многочисленных идей ат-Тирмизи самой противоречивой было его учение о «печати святых» (хатм ал-аулийа), т.е. самом главном «друге Божьем», который завершает цикл святости. Некоторые исследователи, как А.Корбен, А.Д.Кныш и др. допускают, что Ат-Тирмизи вполне мог заимствовать эту идею у современных ему ши"итских мыслителей, приписывавших статус последнего «мессии» и «избавителя» своему «скрытому» имаму, которого они помимо всего прочего считали проводником Божественной милости в этот мир. Эта ши"итская концепция сформировалась в ответ на суннитское представление о Мухаммаде, как о «печати пророков» (т.е. в последнем звене в цикле пророчества, после кончины которого непосредственная связь между Богом и Его общиной напрочь прекращается) (3,127).
Он выделил праведников (сиддикун), которые борются с плотской душой (нафс), опасаясь ее превосходства; «благородные великодушные» (ахрар кирам) в силу света близости и милости успешно противостоят нафсу, однако также могут подвергаться ее наущениям; сорок праведников (сиддикун) полностью охвачены любовью к Богу и имеют непосредственное общение с Творцом через сны, но не полностью освободились от влияния нафса. Полностью преодолеть ее влияние способен только «единственный» (мунфарид), статус которого достигает статуса пророков (анбийа) и посланников (русул). Он стоит во главе иерархии святых, являясь «полюсом» (куб), «печатью святости» (хатм ал-аулийа"). Святые - гаранты мирового порядка и правители мира. Ат-Тирмизи ратовал за признание за святыми возможности совершать чудеса (2,159-160).После ат-Тирмизи в суфизме утвердилось представление об иерархии мистиков, признанных совершенными. В трактате «Печать святых» он подробно рассматривает возможность достижения состояния просветления и святости, предлагая два пути -неукоснительного соблюдения требований шари"а и тарика, или же через Божественную благодать.Ат-Тирмизи был первым среди суфийских мыслителей, кто подробно обосновал место святых подвижников, фактически уровняв их в правах с «посланниками» (русул) и пророками (анбийа). Также ученый характеризует в своем произведении внутренние и внешние признаки авлийа"у-ллах, с которыми Аллах общается непосредственно (тахдис). Для мухаддасов также имеются стоянки (маназил) и Бог дарует им от трети до половины дара пророчества (нубуввата). И лишь хатм ал-анбийа достойны наибольшего дара пророчества (7).В качестве внутренних атрибутов (батиниййа) авлийа"у-ллах ат-Тирмизи называет тахдис -Божественное откровение. При этом умиротворение сердец друзей Божьих указывает на божественность хадиса. Ат-Тирмизи был образованным человеком, имевшим представление о буддийских, христианских и манихейских учениях, влияние которых можно обнаружить в его трудах. Современники, отдавая должное широте его кругозора и глубине его познаний, называли его «Аль-Хаким аль-Тирмизи» - «мудрец из Термеза».Таким образом, вилаят по теории ал-Хакима ат-Тирмизи, это восхождение подвижников (сулуки солик) по стоянкам, соответствующим атрибутам Аллаха, использование которых придает духовную силу и могущественное влияние в мире, а также приближает их к рангу посланников и пророков. В своих трудах ат-Тирмизи не ставит друзей Божьих (авлийа) выше пророков (анбийа), однако впервые среди суфийских мыслителей он подробно обосновал место святых подвижников, фактически уровняв их в правах с «посланниками» (русул) и пророками (анбийа). Он заявил: «Пророчество (ан-нубуввату) нуждается в доказательстве, а святость (аль-вилайату)- само доказательство». Это и явилось нововведением в суфизме того времени и вызвало бурю негодования и недовольства среди его современников. Он подчеркивает свое превосходство над своими оппонентами, в числе которых были му"тазилиты, философы и правоведы (факехи), и отвечает на их нападки резкими словами и выражениями, как например «глупец», «невежда», «безграмотный» и т.п. Более того ат-Тирмизи считает себя высшей личностью, прошедшей все стоянки святости и достойной титула «заместитель Пророка».
Таким образом, ал-Хаким ат-Тирмизи впервые в истории суфизма четко формулирует и описывает теорию о правдивости (сиддикийат)/вилайат и атрибутах «печати святых», которого
НОМАИ ДОНППП ОХ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES* № 4(49) 2016
он называет высшим заместителем Пророка.Ат-Тирмизи утверждал, что святость (вилайа) ограничена во времени, поскольку она, подобно пророческому дару (нубувва), отмечена печатью, которая должна проявиться при конце света. Идеи ат-Тирмизи изложены на основе коранических аятов, хадисов и личном суфийском опыте.
Духовное и интеллектуальное наследие аль-Хакима ат-Тирмизи, сочетающее в себе не только элементы, присущие различным направлениям мусульманской мысли, но и следы неоплатонической и пифагорейской мысли, оставило глубокий след во всей последующей истории исламского мистицизма. Оно явилось началом систематизации исламского мистицизма. Влияние его учения ощущается в идейном наследии последующих мыслителей, в том числе выдающегося суфийского «святого» и проповедника "Абд ал-Кадира ал-Джилани и великого суфийского поэта и философа Ибн ал-"Араби.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Аль-Хаким, ат-Тирмизи, Абу Абуллах Мухаммад ибн Али ибн Хасан. Хатм ал-авлийа/Х.Тирмизи. -Бейрут, б.г., 446 с.
2.Башарин П. В., Ю. А. Аверьянов. Суфизм среди таджиков/П.В.Башарин,Ю.А.Аверьянов//Таджики:история, культура, общество- Спб, 2014-С.158-190.
3 Кныш, А.Д. Мусульманский мистицизм/А.Д.Кныш.- М.-2014.- 464 с.
4.Ноджи, Мухаммадризо. Культура и исламская цивилизация в государстве Саманидов/М.Ножди.-Душанбе, 2011.- 1295 с.
1.Al-Hakim, of an at-Tirmizi, Abu Abullakh Mahomed ibn Ali ibn Hassan. The seal of the saints/H. Tirmizi. - Beirut, B., 446 р.
2.Basharin, P. V.Yu. A. Averyanov. Sufism among Tajiks/P.V.Basharin, Yu. A. Averyanov//Tajiks history,culture,society,Spb. ,-P.158-190
3 Knysh, A. D. Muslim mysticism/ A. D. Knysh.- M.,2014.- 464 p.
4.Nodzhi, Mukhammadrizo. Culture and an Islamic civilization in the state of Samanids/M. Nodzhi. -Dushanbe, 2011.-1295 p.
Аль-Хаким ат-Тирмизи и его взгляды о святых в «Хатм аль-авлийа"»
Ключевые слова: аль-Хаким ат-Тирмизи, хадисоведение, фикх, коранические науки, «Хатм аль-аулийа"»
В статье анализируется концепция выдающегося средневекового ученого и мыслителя аль-Хакима ат-Тирмизи о вилаяте (святости), иерархии друзей Божьих (авлийа), атрибутах «печати святых» (хатмаль-авлийа) на основе его произведения «Хатм аль-авлийа"». Оно явилось началом систематизации исламского мистицизма. Обосновывается мысль о том, что влияние учения аль-Хакима ат-Тирмизи ощущается в идейном наследии последующих мыслителей, в том числе выдающегося суфийского «святого» и проповедника Абд ал-Кадира ал-Джилани и великого суфийского поэта и философа Ибн ал- "Араби.
Al-Hakim of an at-Tirmiza and his views about Saints in his "The seal of Saints"
Keywords: al-Hakeem at-Tirmizi, Hadith studies, Fiqh, Quranic sciences, "Hatm al-avliya""("The seal of Saints").
This article analyzes the concept of the great medieval scientist and thinker al-Hakeem at-Tirmizi, about the sanctity, hierarchy of God"s friends (an avliya) and attributes of "the seal of Saints " (khatm al-avliya) on the basis of his work " The seal of Saints". It was the beginning of systematization of Islamic mysticism. Influence of his doctrine is felt in ideological heritage of the subsequent thinkers, including Sufi "Saint" and preacher "Abd al-Qadeer Jilani and the great Sufi poet and the philosopher Ibn al-Arabi Сведения об авторе:
Гафарова Умеда Абдуллаевна, доктор филологических наук, профессор, декан факультета восточных языков Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: [email protected] Information about the
Gaforova Umeda Abdulloevna, doctor of philological sciences, professor, the dean of the Faculty of oriental languages of Khujand State University named after academician B.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]
Аль-Хаким ат-Тирмизи
Аль-Хаким ат-Тирмизи
|
|
---|---|
Имя при рождении: | Мухаммад ибн Али ибн аль-Хусейн ат-Тирмизи |
Титулы и звания: | Аль-Хаким (мудрый) |
Рождение: | около 755 г. Термез |
Смерть: | г. Термез |
Родители: | отец: Али ибн аль-Хусейн |
Школа, течение: | Суфизм |
Учителя: | Абу Тураб ан-Нахшаби, Яхья аль-Джалл, Ахмад ибн Хадравайхи и др. |
Ученики: | Абу Али аль-Джузджани, Абу Бакр аль-Варрака |
Труды, сочинения: | Илаль аш-Шариа, Хатм аль-Авлия и др. |
В Википедии есть статьи о других людях с именем ат-Тирмизи.
Абу Абдуллах Мухаммад ибн Али ибн аль-Хусейн ат-Тирмизи или аль-Хаким ат-Тирмизи (араб. أبو عبد الله محمد بن علي بن الحسين الترمذي ) (около 755, Термез - 869, Термез) - крупнейший представитель восточноиранского суфизма , автор около восьмидесяти произведений. За глубину его знаний и широту кругозора, получил почетное прозвище аль-Хаким (мудрый).
Биография
В своих проповедях и сочинениях, таких как «Илаль аш-Шариа» и «Хатм аль-Авлия», ат-Тирмизи рассуждал о смысле мусульманских обрядов, о «любви к Богу», о категориях мистиков, о «печати святых», существующей наряду с «печатью пророков». Фактически уравняв «в правах» святых (авлия) с пророками , ат-Тирмизи вызвал недовольство у правоведов (факихов) и власти. В результате ат-Тирмизи был вынужден, спасаясь от гонений, переехать в Балх , а затем и в Нишапур , где он приобрел многочисленных сторонников. Вскоре в связи с изменившейся политической ситуации ат-Тирмизи смог вернуться в Термез, где он и умер.
Мировозрение
В своих произведениях ат-Тирмизи затрагивал вопросы души, её состояний и движений. Он развил учения о способах самосовершенствования и обуздания нафса (инстинктов), о страдании как очищении от грехов и т. д., которые оказали огромное влияние на последующую суфийскую психологию. Ат-Тирмизи был одним из первых, кто теоретически обосновал суфийские представления о святых (авлия).
По мнению ат-Тирмизи высшее доступное человеку знание - мистическая «марифа» (гносис), которую он отождествлял с «Божественным светом» (нуром), заключенным в сердцах людей. В отличие от обычного знания (ильм), сводящегося к истолкованию и применению положений исламского права (шариата), «марифа» постигает тайный смысл вещей и в конце концов саму «Божественную Сущность». Ат-Тирмизи считал, что Марифа - это безграничная милость, которую Бог дарует своим избранникам и что её невозможно обрести в процессе обучения. Марифа доступна суфийским святым (авлия), чьи души очистились от мирских привязанностей и чьи помыслы устремлены к Богу, однако простым верующим марифа не доступна.
Категории:
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Термезе
- Умершие в 869 году
- Умершие в Термезе
- Персоналии ислама по алфавиту
- Исламские богословы
- Персоналии:Суфизм
- Родившиеся в VIII веке
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Аль-Хаким ат-Тирмизи" в других словарях:
Ат Тирмизи нисба, указывающая на то, что хозяин имени родом из города Термез. Ат Тирмизи Мухаммад Аль Хаким ат Тирмизи (около 755 869) крупнейший представитель восточноиранского суфизма, автор около восьмидесяти произведений. Абу Иса… … Википедия
Абу Иса Мухаммад ат Тирмизи (أبو عيسى محمد الترمذي) Имя при рождении: Мухаммад ибн Иса ибн Сура ибн аль Даххак ас Сулями ат Тирмизи Род дея тельности: хадисоведение, правоведние Рождение: 824(0824), Термез Смерть: 892, Шерабад … Википедия
Ислам · Пророки … Википедия
ВАЛИ - [араб. близкостоящий, приближенный, находящийся под божественным покровительством, святой], набожный человек. В суфизме В. мистик, достигший наивысшей ступени на пути познания Бога. Термин В. появляется в Коране и в мусульм. традиции трактуется… … Православная энциклопедия