Самопроизвольное и внезапное воспоминание называется. Тест по психологии

1. Психика - это:
А. Объективный образ реальности;
Б. Субъективное восприятие окружающего мира;
В. Субъективный образ объективной реальности;
Г. Отражение внутренних свойств личности.

2. Предположение о рефлекторном характере психики впервые высказал:
А. Гиппократ
Б. Гельмгольц
В. Галль
Г. Декарт

3. К объективным методам психологии относятся:
А. Наблюдение
Б. Методика Роршаха
В. Близнецовый метод
Г. Лабораторный эксперимент

4. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называется:
А. Относительным порогом ощущения;
Б. Дифференциальным порогом ощущения;
В. Абсолютным нижним порогом ощущения;
Г. Относительным нижним порогом ощущения.

5. Анализатор состоит из:
А. Рецептора;
Б. Чувствительных нейронов;
В. Центр ального отдела;
Г. Центробежных нейронов.

6. К кожным ощущениям относятся:
А. Тактильные;
Б. Температурные;
В. Болевые;
Г. Двигательные

7. Длительный дефицит ощущений называется:
А. Синестезия;
Б. Сенсорная депривация;
В. Адаптация;
Г. Когнитивный диссонанс.

8. К экстрарецептивным контактным ощущениям относятся:
А. Слуховые;
Б. Осязательные;
В. Зрительные; Г. Обонятельные.

9. Возникновение дополнительного ощущения, не имеющего отношения к раздражителю, называется:
А. Галлюцинация;
Б. Синестезия;
В. Сенсибилизация;
Г. Замещение.

10. Способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине при изменении условий восприятия называется:
А. Предметность;
Б. Целостность;
В. Константность;
Г. Категориальность.

11. Результатом восприятия является:
А. Чувство;
Б. Образ;
В. Объект; Г. Субъект.

12. Неправильное, искаженное восприятие действительных объектов называется:
А. Галлюцинация;
Б. Фи-феномен; В. Эффект новизны;
Г. Иллюзия.

13. К основным процессам памяти относятся:
А. Восприятие;
Б. Запоминание; В. Воспоминание;
Г. Забывание.

14. Самопроизвольное и внезапное воспоминание называется:
А. Озарение;
Б. Гипермнезия;
В. Реминисценция;
Г. Парамнезия.

15. Утрата возможности воспоминания называется:
А. Криптомнезия;
Б. Забывание;
В. Конфабуляция; Г. Эйдетическая память.

16. К процессу произвольного запоминания относится:
А. Мгновенное;
Б. Своевременное;
В. Осмысленное; Г. Мнемотехническое.

17. Внимание обладает специфическими характеристиками:
А. Объем;
Б. Оперативность;
В. Устойчивость;
Г. Целостность.

18. Существуют виды внимания:
А. Ппроизвольное;
Б. Ппроизводное;
В. Предпроизвольное; Г. Послепроизвольное.

19. К активным формам воображения относятся:
А. Продуктивное;
Б. Непродуктивное В. Репродуктивное;
Г. Непроизвольное.

20. Результатом воображения является:
А. Суждение;
Б. Понятие;
В. Образ;
Г. Умозаключение.

21. К операциям мышления относятся:
А. Дедукция;
Б. Анализ;
В. Абстрагирование;
Г. Умозаключение.

22. Грезы являются примером воображения:
А. Активного творческого;
Б. Активного репродуктивного;
В. Пассивного непреднамеренного;
Г. Пассивного преднамеренного.

23. Примером активного творческого воображения является:
А. Фантастический рассказ;
Б. Картина «Девятый вал» Айвазовского;
В. Грёзы;
Г. Средневековая серенада.

24. Суждение является результатом:
А. Восприятия;
Б. Воображения; В. Мышления;
Г. Фантазии.

25. Абстрагирование относится:
А.К формам мышления;
Б. К свойствам воображения;
В. К операциям мышления;
Г. К функциям воображения.

26. Способность человека легко оперировать символами относится к виду мышления:
А. Предметно-действенному;
Б. Абстрактному;
В. Наглядно-образному; Г. Словесно-логическому.

27. Самым узким по содержанию понятием в психологии личности является понятие: А. Человек;
Б. Индивид;
В. Индивидуальность;
Г. Личность.

28. Предпосылками к развитию способностей считаются:
А. Систематические занятия;
Б. Задатки; В. Талантливость;
Г. Гениальность:

29. Процесс и результат усвоения человеком социального опыта называется:
А. Социализация;
Б. Персонализация;
В. Индивидуализация;
Г. Деперсонализация

30. Устойчивое влияние первой личностной информации на формирование образа носит название: А. Эффекта новизны;
Б. Эффекта первичности; В. Имплицитной теории личности;
Г. Эффекта Зейгарник.

31. Развитые математические способности относятся:
А. К природным способностям;
Б. К специфическим общим способностям;
В. К специфическим предметно-деятельностным способностям;
Г. К специфическим специальным способностям.

32. Процесс формирования человеком неповторимых личностных качеств называется: А. Социализация;
Б. Персонализация; В. Индивидуализация;
Г. Деперсонализация.

33. Индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность деятельности, называются:
А. Способностями;
Б. Задатками;
В. Талантами; Г. Одаренностью.

34. Я-образ включает в себя следующие компоненты:
А. Когнитивный;
Б. Кондиционный; В. Эмоциональный;
Г. Волевой.

35. Основой характера является:
А. Устойчивость психики;
Б. Черты лица;
В. Волевые черты;
Г. Подвижность психики;

36. Темпераментом называется:
А. Неповторимое индивидуальное сочетание психологических черт личности;
Б. Индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики;
В. Индивидуальный стиль деятельности индивида;
Г. Совокупность устойчивых, психологически индивидуальных черт личности, отражающих отношение человека к себе, окружающим и к труду.

37. Человек с присущей только ему совокупностью своеобразных черт называется:
А. Личность;
Б. Индивид;
В. Индивидуальность;
Г. Уникум

38. Индивид, который приобрел опыт в общении и взаимодействии с другими людьми, называется:
А. Личность;
Б. Индивид;
В. Индивидуальность;
Г. Уникум

39. Человек, владеющий навыками в какой-либо деятельности в совершенстве, называется: А. Талантливым;
Б. Способным;
В. Одаренным;
Г. Гениальным

40. Если личность проявляет себя во многих областях знания или деятельности сведущей и заинтересованной, то она:
А. Гениальна;
Б. Одарена;
В. Талантлива;
Г. Уникальна

41. Сложным постоянным устоявшимся отношением человека к чему-либо, чертой личности является:
А. Переживание;
Б. Чувство;
В. Эмоция;
Г. Потребность

42. Эмоции, переживание которых приводит к усталости, слабости, бессилию, называются: А. Отрицательными;
Б. Положительными; В. Астеническими;
Г. Стеническими.

43. Эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд в достижении определенной желаемой цели, называется:
А. Страсть;
Б. Аффект;

44. Стадии переживания стрессового состояния включают:
А. Истощение;
Б. Напряжение;
В. Возбуждение;
Г. Торможение.

45. Кратковременное сильное эмоциональное переживание, похожее на эмоциональный «взрыв», называется:

А. Аффект;
Б. Стресс;
В. Настроение; Г. Фрустрация.

46. Стрессовое состояние, переживаемое за малый промежуток времени и имеющее положительные последствия, называется:
А. Фрустрация
Б. Ди-стресс;
В. Эв-стресс;
Г. Настроение.

47. К какому виду чувств относится возмущение и негодование:
А. Практические;
Б. Интеллектуальные; В. Нравственные;
Г. Эстетические.

48. Страх относится к виду эмоций по особенностям влияния на активность деятельности личности:
А. Амбивалентным;
Б. Стеническим;
В. Астеническим;
Г. Устойчивым

ПАМЯТЬ

Для рационализма проблема П. выступала как второстепенная. Декарт рассматривал П. как результат изменений в порах мозга, через к-рые проходят "жизненные духи". Под влиянием рационализма к проблеме П. в последующей истории философии сводится лишь к вопросу о предпосылках искажений и ограниченности индивидуального опыта.

Как реакцию на ассоциационизм следует рассматривать концепции П. в ряде различных идеалистич. направлений, к-рые отрицали материальные основы П., стремясь объяснить ее полностью как духа, в согласии с концепциями Платона и Августина. Противниками ассоциационистской концепции П. выступили также В. Вундт и представители вюрцбургской школы психологии мышления. Вундт подчинял законы ассоциаций более общим законам апперцепции – волевым актам, ставящим ассоциации в определ. отношения друг к другу; точно так же для вюрцбуржцев над воспоминаниями (как и над мышлением) господствуют "детерминирующие тенденции", определяющие направленность процессов П., устойчивость их результатов, легкость их появления (О. Кюльпе). Против ассоциационизма направлена и П. в интуитивизме Бергсона (см. Материя и П., рус. пер., СПБ, 1911), согласно к-рой существует два различных, не сводимых друг к другу вида П. – двигательная ("П.-привычка"), общая по своей природе с другими, в основе своей физиологическими, функциями организма, и "истинная", или "образная" П., для к-рой мозг есть лишь проявления, само по себе неспособное ни породить образов воспоминаний, ни изменить их природу. Концепция Бергсона легла в основу нек-рых совр. теорий П., в т.ч. в феноменологии и экзистенциализме.

В конце 19 в. проблемы П. начали рассматриваться в связи с теорией личности. Исторически это осуществилось на пути критики интеллектуализма и элементаризма вундтовской психологии во фрейдизме и реакции на ограниченность ассоциационизма Эббингауза. Для психоанализа П. – это та часть психич. жизни, к-рая выталкивается на поверхность сознания, результат игры подсознательного. По Фрейду, материал, к-рым располагает П., под влиянием личностных факторов подвергается двоякого рода воздействию – сгущению и искажению. Фрейдизм акцентирует внимание лишь на эмоц. аспектах П. Однако психоанализа, односторонний отбор им фактов и произвольная их трактовка привели к резкому падению влияния его теории П. на рубеже 19–20 вв. Наиболее явно трактовка П. как предмета теории личности выступает в работах Ф. Бартлетта, к-рый считал, что П. не есть частная способность, к-рой следует искать лишь внутри ее самой. Наоборот, это – "результат бесконечной борьбы по овладению окружающим миром и его познания" (см."Remembering", Camb., 1950, p. 314). Экспериментальным путем Бартлетт показал, что при запоминании удерживается нек-рая основа воспринятого и связанный с ней эмоц. тон; остальное подвергается нек-рой переработке в сторону упрощения, схематизации. Каждое воспоминание включается в более общую схему, благодаря чему оно обязательно содержит элемент обобщения, основанного на прошлом опыте, т.е. в конечном счете обусловлено личностью. Т.о., воспоминание, по Бартлетту, есть не , а реконструкция элементов прошлого опыта; психологическая же процессов П. оказывается ближе всего к творч. воображению.

Социально-психологич. концепции П. ведут свое начало от ученика Дюркгейма М. Хальбвакса, к-рый выдвинул о том, что мы не можем мыслить к.-л. связанный с нами в прошлом иначе, как отнесенным к к.-л. социальной – этнич. или религ. группе, и, следовательно, прошедшее восстанавливается только благодаря соотнесению с фактами социальной жизни (см. М. Halbwachs, Les cadres sociaux de la mémoire, P., 1925). Наиболее известная и оригинальная общая концепция П. в зарубежной психологии и философии принадлежит П. Жане. Стремясь преодолеть интроспекционизм и предшеств. теорий, Жане указывает, что изолированный не обладает П., т.к. он в ней не нуждается (см. . Janet, L"évolution de la mémoire et de la notion du temps, v. 1, P., 1928, p. 219). П., по Жане, есть не что иное, как социальная на отсутствие и вместе с тем попытка приспособления к тем трудностям, к-рые преподносит нам время. Следует, однако, отметить, что само понятие социального имеет у Жане ограниченный , означая по существу коллективно-психологическое.

Для сов. психологии наиболее характерным является стремление вскрыть специфич. особенности человеч. П. в ее онтогенезе. Осн. теоретич. положения о П. в сов. психологич. лит-ре были выдвинуты А. Н. Леонтьевым, П. И. Зинченко и А. А. Смирновым. П. понимается в неразрывной связи с трудовой деятельностью человека. Один из гл. тезисов при этом состоит в том, что использование средств П. для регулирования поведения есть в духовной сфере тех процессов, к-рые уже реализовались в материальной сфере. Различие между орудием труда и "...тем средством – инструментом, которое изготовляет первобытный человек для своей памяти, заключается лишь в том, что в то время, как первое всегда направлено на внешнюю природу, с помощью второго он овладевает своим поведением" (Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1959, с. 321). Первонач. роль средства запоминания выполняли к.-л. случайные стимулы. Затем эту функцию перенимают создаваемые в процессе общения знаки и системы знаков (прежде всего ). Последнее и определяет преимуществ. характер человеч. П. как П. логической. Наконец, с этой т. зр. раскрывается значение мн. факторов культуры (мифологии, обычаев и т.д.) как мнемонич. средств.

Лит.: Леонтьев А. Н., Развитие П. Эксперимент. исследование высших психологич. функций, М.–Л., 1931; Блонский П. П., П. и мышление, М., 1935; Занков Л. В., П. школьника, ее психология и , М., 1944; его же, Память, М., 1949; Зинченко П. И., Вопросы психологии П., в сб.: Психологич. наука в СССР, т. 1, М., 1959; его же, Непроизвольное запоминание, М., 1961; Смирнов Α. Α., Психология запоминания, М., 1948; Шемякин Φ. Η., "Автоматизмы" П. и мышление, "Изв. АПН РСФСР", 1956, вып. 81; Проблемы инженерной психологии, вып. 3 – Психология П., Л., 1965; Вулдридж Д., Механизмы мозга, пер. с англ., М., 1965.

М. Роговин. Москва.

Машинная П. Под машинной П. понимается устройств вычислит. машины, предназначенных для хранения информации различного назначения: входных данных, результатов вычислений, а также (для вычислительных машин с программным управлением) закодированных отд. приказов программ (команд) и самих программ. Вычислит. машины простейшего типа – арифмометры, настольные клавишные вычислит. устройства – обычно имеют П. для кратковрем. хранения вводимой в них числовой информации и результатов вычислений (т.н. р е г и с т р ы). Наиболее сложной структурой П. обладают цифровые электронные вычислит. машины – ЦВМ, устройства к-рых обычно наз. запоминающими устройствами (ЗУ).

Большинство ЗУ предназначено для хранения информации, записанной в натуральном двоичном коде (см. Кодирование), являющемся осн. языком ЦВМ. Конструкции устройств машинной П. отличаются большим разнообразием. Для ввода данных обычно используют ЗУ, в к-рых носителем информации являются бумажные карты и ленты с нанесенной на них системой отверстий (т.н. перфокарты и перфоленты). Вводимая информация, как правило, печатается на бумаге и реже выдается на специальные индикационные регистры. Значительно разнятся по типу устройства машинной П., предназначенные для хранения информации, циркулирующей в процессе ее обработки внутри ЦВМ. Здесь различают оперативные ЗУ (ОЗУ) и ЗУ с долговрем. хранением информации (ДЗУ). Первые используются для хранения информации, непосредственно участвующей в обработке, а также для хранения самих программ обработки, вторые – для более длит. хранения программ и информации, к-рые будут использоваться в дальнейшем.

Одно из важнейших качеств. различий между П. человека и существующих устройств машинной П. заключается в том, что процесс выборки информации из П. человека носит ассоциативный характер, в то время как у технич. ЗУ такой носит т.н. а д р е с н ы й характер, основанный на том, что каждое из слов, записываемых в ЗУ, определяется с помощью своего адреса, т. е; номера ячейки ЗУ, в к-рую оно помещается (каждое размещается в ЗУ в наименьшей дискретной единице П. – ячейке). Принцип адресности приводит к противоречию между большой емкостью и быстродействием ЗУ, т.к. при большой емкости ЗУ приходится усложнять их адресную часть, что приводит к увеличению времени обращения к ЗУ, т.е. к снижению его быстродействия. В наст. время ведутся работы по созданию машинной Π. ассоциативного типа. В таких ЗУ поиск информации осуществляется не по заданному адресу ее местонахождения, а по нек-рым признакам самой информации. Механизм выборки по ассоциациям позволит значительно облегчить и ускорить процесс поиска информации, приблизив работу машинной П. к работе П. человека.



Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

Процесс актуализации (восстановления прежде усвоенного материала) может характеризоваться различной степенью трудности или легкости протекания: от "автоматического" узнавания окружающих нас предметов до мучительно трудного припоминания забытого. В соответствии с этим, выделяя внутри процесса воспроизведения его различные виды, можно расположить их в следующем порядке: узнавание, собственно воспроизведение (которое может быть непроизвольным и произвольным) и припоминание. Особое место занимают воспоминания - историческая память личности.

Фото: Jean-Etienne Minh-Duy Poirrier

Узнавание

Узнавание - это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Узнавание имеет большое жизненное значение. Без него мы каждый раз воспринимали бы предметы как новые, а не как уже знакомые нам. Узнавание всегда связывает наш опыт с восприятием окружающих объектов и тем самым дает нам возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности.

Узнавание бывает разным по степени своей определенности, четкости и полноты. Оно может осуществляться как непроизвольный или как произвольный процесс. Обычно, когда узнавание полное, ясное, определенное, оно осуществляется как одномоментный непроизвольный акт. Мы непроизвольно, без каких-либо усилий, незаметно для себя, в процессе восприятия узнаем предмет, который ранее воспринимали. Непроизвольное узнавание включается в повседневную деятельность человека. Но узнавание может быть весьма неполным и потому неопределенным. Так, увидев человека, мы можем пережить "чувство знакомого", однако будем не в состоянии отождествить этого человека с тем, которого знали в прошлом. Бывает и так, что мы узнаём человека, но не можем припомнить тех условий, в которых ранее воспринимали его. В случаях слишком неполного или недостаточно полного узнавания оно может приобретать сложный произвольный характер. Опираясь на восприятие объекта, мы намеренно припоминаем различные обстоятельства, чтобы уточнить его узнавание. В этом случае узнавание трансформируется в воспроизведение.

Непроизвольное и произвольное воспроизведение

Собственно воспроизведение, в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Воспроизведение вызывается обычно содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена специально на воспроизведение. Такое воспроизведение будет непроизвольным. Однако оно не совершается само собой, без толчка. Толчком к непроизвольному воспроизведению бывают восприятия предметов, представления, мысли, вызванные, в свою очередь, определенными внешними воздействиями. Непроизвольное воспроизведение даже тогда, когда оно вызвано случайно воспринятыми объектами, может иметь не хаотический, а направленный характер. Направление и содержание воспроизводимых образов и мыслей определяется теми ассоциациями, которые образовались в прошлом нашем опыте.

"В старом доме, - писал И. М. Сеченов, - где протекало наше детство, каждый его угол полон картинами прошлого... события и лица, зарегистровываясь в памяти вместе с окружавшей их внешней обстановкой, образуют такую же неразрывную группу или ассоциацию, как заученные стихи, и такая группа может воспроизводиться намеком на любое из ее звеньев...". Иногда толчок к воспроизведению не замечается нами, и тогда нам кажется, что воспроизведение возникло само собой.

Непроизвольное воспроизведение может быть направленным и организованным тогда, когда оно вызвано не случайно воспринятыми объектами, а содержанием определенной деятельности, которую человек выполняет в данный момент. Так, у человека под влиянием содержания прочитанной книги непроизвольное воспроизведение его прошлого опыта будет более направленным и организованным. Из этого вытекает, что непроизвольным воспроизведением, так же как и непроизвольным запоминанием, можно и нужно руководить. Чем систематичнее и логичнее построит учитель урок, тем более организованным будет то содержание прошлого опыта, которое непроизвольно воспроизводится школьниками во время занятий.

Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которую человек ставит перед собой. В тех случаях, когда материал закреплен прочно, воспроизведение происходит легко. Но иногда не удается вспомнить то, что необходимо, и тогда приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.

Припоминание, подобно произвольному запоминанию, может быть очень сложным умственным действием. Умению хорошо припоминать приходится учиться. От него зависит эффективность и готовность использования своих знаний. Как правило, хорошее запоминание обеспечивает и хорошее воспроизведение. Но успешность припоминания во многом зависит от того, в каких условиях и как оно осуществляется.

Исследования показывают, что успешность припоминания зависит от того, насколько четко и точно осознается содержание репродуктивной задачи. При наличии трудности в припоминании необходимо идти от широкого круга знаний ко все более узкому, соответственно репродуктивной задаче. При этом необходимо широко использовать сопоставление, сравнение ассоциаций с тем, что надо воспроизвести. Припоминание, как и запоминание, также избирательно. Хорошо осознанная и точно сформулированная в речи репродуктивная задача направляет дальнейший ход припоминания, помогает отбирать в нашей памяти нужный материал и тормозит побочные ассоциации.

Успешность припоминания зависит от того, какие используются приемы припоминания. Важнейшими будут следующие: составление плана припоминаемого материала; активное вызывание в себе образов соответствующих объектов; намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно.

Успешность припоминания существенно зависит от того, насколько мотивировано выполнение репродуктивной задачи.

Припоминание не есть простое воспроизведение прошлых впечатлений. Знания, усвоенные нами в прошлом, при воспроизведении связываются с новыми знаниями, по-новому упорядочиваются, глубже осознаются. Большое влияние на акт воспроизведения оказывает уверенность в возможности припомнить.

Воспоминание

Воспоминание - это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве. При воспоминаниях мы не только воспроизводим объекты прошлого, но и относим их к определенному времени и месту, т. е. вспоминаем, где, когда, при каких обстоятельствах они воспринимались нами, связываем их с определенными периодами нашей жизни, осознаем их временную последовательность.

История жизни каждого человека связана с общественной жизнью. События общественной жизни и служат человеку опорными пунктами для локализации во времени его воспоминаний. Вспоминая о чем-нибудь, мы говорим: это было накануне 50-летия Октября, это было после Великой Отечественной войны и т. п. Воспоминания связаны также со сложной умственной деятельностью, необходимой для осознания содержания воспроизводимых событий, их последовательности, причинной связи между ними. Поэтому содержание наших воспоминаний не остается неизменным. Оно динамично. Оно реконструируется и переосмысливается в связи с эволюцией направленности личности. Поскольку воспоминания так или иначе касаются личной жизни человека, они всегда сопровождаются целым рядом эмоций.



Вы идёте по улице своей обычной дорогой, как вдруг, ни с того ни с сего, в голове всплывает образ из далёкого прошлого

Перевод для mixstuff – Света Гоголь

Тёрка. Почему странные образы время от времени возникают в голове безо всякой на то причины?

Вы идёте по улице своей обычной дорогой, как вдруг, ни с того ни с сего, в голове всплывает образ из далёкого прошлого. Скажем, связанный с человеком, о котором вы не вспоминали уже несколько лет или с незначительным событием, которое, казалось бы, давно и надёжно забыто.

Через минуту это воспоминание уносится с общим потоком мыслей и исчезает так же внезапно, как и появилось. Подобные воспоминания время от времени всплывают в памяти большинства из нас, и без какой бы то ни было видимой причины.

Есть и ещё более странная разновидность подобных «наплывов». Это когда в памяти появляется слово или зрительный образ, которые вообще ни к чему не имеют отношения. Это как внезапно почувствовать, что слово «апельсин» как-то связано с тёркой для сыра. Такие «наплывы» кажутся ещё более странными, потому как вы не можете найти никакой связи со своим прежним опытом: ни с событиями, ни с местами, ни с людьми. Мысль, лишённая всякого автобиографического контекста.

Такое происходит не со всеми, но со многими. Когда психологи заинтересовались этими невольными воспоминаниями, то обнаружили, что в среднем они возникают у человека один раз в день.

Чаще всего это происходит во время рутинных занятий: когда человек идёт по знакомой улице, чистит зубы или одевается. То есть, когда концентрации внимания не требуется и мысль может свободно блуждать.

В некоторых случаях, человек может отыскать причины возникновения таких «наплывов».

Психолог, занимавшийся этим вопросом, описывал это мысленное расследование участника эксперимента Л.К. таким образом:

«…когда Л.К. выбрасывала использованный пакет в мусорное ведро, в её сознании возникло слово «Акапулько», а поскольку она не имела никакого представления, откуда оно взялось и почему, то обратилась за помощью к членам своей семьи. К немалому удивлению Л.К. выяснилось, что Акапулько упоминался в телепередаче 45 минут назад».

Случай, когда удавалось отследить причину «наплыва» не редкость. Исследователи Квавилашвили и Мандлер провели опрос и выяснили, что слова и образы, которые кажутся взявшимися с потолка, на самом деле появляются не просто так.

Иногда это связано с ассоциациями: например, упоминание о Новом годе может привести к тому, что позже в голове вдруг начинает звучать песенка «В лесу родилась ёлочка».

Или это может быть связано с созвучием слов: например, образ песчаного пляжа, который всплывает от вида бананов в магазине (бананы и Багамы — созвучны).

Тот факт, что во многих случаях причина внезапного «наплыва» может быть отслежена, говорит о том, сколько информации наш мозг обрабатывает вне нашего сознания.

Удивительно, что многие неожиданные воспоминания возникают спустя недели и месяцы после того, как «механизм» для них запущен. Это значит, что все эти слова, образы и идеи могут храниться в голове довольно долго. Иногда подобные «наплывы» даже считают особенностью креативного мышления, поскольку «случайные» ассоциации часто помогают справляться с творческими задачами.

«Наплывы» — ещё одно свидетельство, что наш мозг регистрирует гораздо больше информации, чем мы способны осознать. К счастью, большинство неожиданных мыслей и образов успешно подавляется — в противном случае мы были бы вообще не в состоянии сосредотачиваться.

Так что в следующий раз, когда в вашей голове возникнет воспоминание из далёкого прошлого, знайте: скорее всего, оно было спровоцировано чем-то, что вы видели, слышали или о чём думали недавно, даже если вы не можете обнаружить этой связи.

А вот… почему возникают именно эти воспоминания, а не какие-нибудь другие — всё ещё остаётся тайной.

Воспоминание

Когда психологи говорят о воспоминании как о сложившейся привычке, как о впечатлении, все глубже и глубже внедряющемся в нас посредством повторения, они забывают, что огромное большинство наших воспоминаний касаются таких событий и подробностей нашей жизни, к существу которых относится обладание определенной датой, а, следовательно, невозможность когда-либо воспроизводиться. Воспоминания, приобретаемые умышленно посредством повторения, редки, исключительны. Напротив, регистрирование нашей памятью фактов и образов, единственных в своем роде, осуществляется непрерывно, во все моменты нашей жизни. Но мы скорее, замечаем такие воспоминания, которые сознательно усваиваются нами, ибо как раз они нам наиболее полезны. А так как усвоение этих воспоминаний путем повторения того же самого усилия похоже на уже известный нам процесс приобретения привычки, то мы, естественно, обнаруживаем склонность выдвигать воспоминания этого рода на первый план, рассматривать их как образец всякого воспоминания, т. е. видеть и в самопроизвольном воспоминании то же самое явление в зачаточном состоянии, как бы приступ к уроку, который предстоит выучить наизусть.

Самопроизвольное воспоминание является сразу совершенно законченным; время ничего не может прибавить к этому образу, не извращая самой его природы; он сохраняет в памяти свое место и свою дату. Наоборот, усвоенное нами воспоминание выходит из-под власти времени, по мере того как урок все лучше и лучше выучивается; оно становится все более и более безличным, все более и более чуждым нашей прошлой жизни. Итак, повторение отнюдь не может иметь результатом превращение первого воспоминания во второе; его роль состоит просто в том, чтобы все полнее и полнее использовать те движения, в которые продолжается воспоминание первого рода, сорганизовать их в одно целое и построить таким образом механизм, создать новую телесную привычку. Но такая привычка есть воспоминание лишь постольку, поскольку я припоминаю, как я ее приобрела; а припоминаю это лишь постольку, поскольку обращаюсь к моей самопроизвольной памяти, которая датирует события и заносит каждое из них в свой список только один раз.

Проанализируйте теперь те приемы, которые рекомендует воображению мнемотехника, и вы найдете, что задача этого искусства как раз и состоит в том, чтобы выдвигать на первый план стушевывающееся самопроизвольное воспоминание и предоставлять его, подобно воспоминанию активному, в наше распоряжение; для достижения этого надо прежде всего подавить все бессильные потуги действующей или двигательной памяти. Чтобы упражнять ее, надо развить в себе такие привычки, как, например, уменье сразу удержать в памяти различные сочетания точек, даже не помышляя о считывании их: необходимо до известной степени подражать мгновенности этой памяти, если мы желаем подчинить ее себе. И все-таки она остается капризной в своих проявлениях; а так как те воспоминания, которые она приносит с собой, носят на себе печать грез, то сколько-нибудь систематическое вмешательство ее в нашу духовную жизнь редко обходится без глубокого расстройства умственного равновесия.

Мы перейдем теперь к рассмотрению этих промежуточных состояний и попытаемся выделить в них то, что приходится на долю зачаточного действия, и то, что относится к независимой памяти, т. е. к образам-воспоминаниям. Каковы же эти состояния? Представляя одной своей стороной движения, они должны, согласно нашей гипотезе, продолжаться в текущее восприятие; но вместе с тем в качестве образов они должны воспроизводить прошлые восприятия. Но тот конкретный акт, посредством которого наше прошлое снова схватывается нами в настоящем, есть узнавание.