Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в прошлое электрической лампочки. «Путешествие в прошлое электрической лампочки

Конспект НОД

для детей старшей группы

«Путешествие в прошлое

электрической лампочки»

Цель. Познакомить с историей электри ческой лампочки.

Материал. Лучина, свеча, керосиновая : лампа, электрическая лампочка, с пички, различные светильники (или картинки с их изображением).

Ход занятия

Воспитатель. Вы любите путешествов ать? Хотите отправиться в интерес ное путешествие? Куда? Чтобы узнать это, нужно отгадать следующие загадки.

Дом - стеклянный пузырек, а живет в нем огонек.

Днем он спит, а как про снется, ярким пламенем зажжется.

Висит груша - нельзя скушать.

Чудеса на потолке - повисло солнце на шнурке.

Висит без дела днем, а ночью освеща ет дом.

Молодцы! Правильно отгадали все за гадки. Ответ один и тот же - электрическая лампочка. Значит, мы с вами отпра вимся в прошлое электрической лампоч ки. Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова. С их помощью мы с вами ока жемся рядом с предметами, которые рас скажет о прошлом лапочки. Раз, два, три - мы пришли! Что за предметы на столе?

Дети перечисляют предметы, лежа щие на столе.

Воспитатель. Что общего у этих предметов? (Они зажигаются и дают свет.) Сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет. Но сна чала скажите, всегда ли была электриче ская лампочка? (Ответы.) Конечно, нет. Как вы думаете, чем люди в древно сти освещали свои пещеры? Верно, они разжигали очаг, и от него становилось светлее. А как вы думаете, нашим дале ким предкам не страшно было ходить по улице ночью?

Дети. Страшно.

Воспитатель. Почему?

Дети. Ничего не видно, темно.

Воспитатель. Что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?

Дети. Фонарики.

Воспитатель. Они появились гораз до позже. А до них люди использовали факелы. Факел – это короткая палка с намотанной на нее просмоленной пак лей. С факелами ходили по улице, их укрепляли также на стене, и тогда они освещали помещение. Затем люди стали использовать лучину. Что это такое? (Предположения детей.) Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Обычно лучину делали из бере зы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а дру гой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Как вы думаете, такое освещение удоб но? (ответы)

Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения - свечу. Ее делали из пчелиного воска, бараньего сала. (Показывает свечу, об ращает внимание детей на то, что внутри нее есть фитиль, сделанный из ниток; он и зажигает свечу.) Как вы ду маете, чем неудобна свеча?

Дети . Ею можно обжечься, от нее мо жет быть пожар, она коптит, дает мало света.

Воспитатель. Люди хотели приду мать более удобное освещение для сво его жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы. (Показывает де тям керосиновую лампу, объясняет принцип ее действия.) Удобной ли была керосиновая лампа? Почему? (Отве ты.) Действительно, керосиновая лампа плохо освещала комнату, в нее постоян но надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал" лампу, керосин разливался, и вспыхивал огонь.

Прошло много лет. Люди искали все новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось элект ричество, русский изобретатель Алек сандр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в на ших домах много разных красивых све тильников: люстры, бра, настольные лампы, торшеры.

С электричеством обращаться надо очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать электропри боры, нужно знать правила обращения с ними. Помните: неосторожное обра щение приводит к пожарам!

Е.Прилепко. Формирование знаний о противопожарной безопасности

// Дошкольное воспитание №5, 2006. С. 39

«Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Цели занятия:

Познакомить с историей электрической лампочки;

Развивать у детей интерес к развитию цивилизации;

Уточнить и расширить представления детей об : показать роль взрослых в преобразовании предметов;

Активизировать словарь детей;

Воспитывать коммуникативность.

Оборудование:

Стол, для демонстрационного материала: факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, энергосберегающая лампочка;

Иллюстрации огня;

Демонстрационный материал: огонь, свеча, факел, керосиновая лампа, электрическая лампочка, лучина;

Предметные картинки, по количеству детей;

Мольберт;

Столы, по количеству детей;

Блокноты, по количеству детей.

Ход занятия

Дети заходят в группу и встают вокруг воспитателя. Воспитатель обращается к детям.

Воспитатель: Ребята, сколько к нам гостей пришло. Давайте с ними поздороваемся.

А теперь послушайте меня:

«Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне в лицо?

Может это – воробьишко.

Пролетая, обронил?

Может, кто письмо, как мышку,

На окошко заманил?»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие. А куда? Вы узнаете, если отгадаете загадку.

«Дом – стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжется».

Дети: Лампочка.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали загадку. Это электрическая лампочка. Поэтому мы сейчас с вами отправимся в прошлое электрической лампочки.

Но сначала закройте глаза, а я произнесу волшебные слова. С их помощью мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки.

Раз, два, три – все открыли глаза!

Ребята, а что это за предметы лежат на столе?

Дети: (перечисляют предметы, лежащие на столе ).

Воспитатель: А скажите мне, что общего у всех этих предметов?

Дети: Они зажигаются, и дают свет.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

А теперь, ребята, прошли и сели за столы.

Дети проходят на свои места.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет.

Как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка?

Дети: Нет.

Воспитатель: Конечно, нет.

Как вы думаете, чем люди в древности освещали свои пещеры?

Показ детям иллюстрации.

Дети: ……..

Воспитатель: Верно ребята, они разжигали огонь, на котором готовили пищу. От огня в пещере становилось светлее.

Подумайте и скажите, какую пользу принёс огонь людям?

Дети: Тепло, свет, готовую пищу, отпугивание животных.

Воспитатель: А почему огонь не очень удобен в применении?

Дети: Его приходится поддерживать, чтобы не потух от ветра и дождя: он очень опасен, его нельзя перенести на другое место.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята как вы думаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить по улице ночью?

Дети: Страшно.

Воспитатель: Почему?

Дети: Ничего не видно, темно.

Воспитатель: А как вы думаете, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?

Дети: Фонарики.

Воспитатель: Да, но они появились позже.

А до них люди придумали факелы.

Факел - это короткая палка с намотанной на неё просмоленной паклей. С факелами ходили по улице; их также укрепляли на стене. И тогда они освещали помещение.

Затем люди стали использовать лучину. Как вы думаете, что это такое ребята?

Дети: ……..

Воспитатель: Это самая обычная щепка, только заострённая на конце. (Показ детям лучины ).

Обычно лучину делали из берёзы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно правильно установить, чтобы она лучше светила.

Воспитатель зажигает лучину, дети наблюдают, как она горит. Воспитатель обращает внимание на то, что от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит.

Воспитатель: Ребята. Скажите, какое освещение удобно, факел или лучина?

А почему вы так думаете?

Дети: Факел удобнее. Потому что от лучины очень мало света, она очень быстро сгорает и сильно коптит.

Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Её делали из пчелиного воска, бараньего сала.

Воспитатель показывает свечу, обращает внимание детей на то, что свечи есть фитиль, сделанный из ниток; он и зажигает свечу. Показывает, как горит свеча.

Воспитатель: Как вы думаете ребята, чем неудобна свеча?

Дети: Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь мы с вами немножко отдохнём.

Физминутка:

1. Если свет погаснет вдруг, - шаги на месте, руки на поясе

У меня есть верный друг. - руки на поясе, повороты влево и вправо

2. Мне с фонариком не страшно - руки держим в фонариках

Я иду вперёд отважно

3. Шаг на месте раз, два, три - ходьба на месте, руки на поясе

Плечи шире разверни.

4. Проведём одну игру: - присели, руки на поясе

Все присядем, скажем «у».

5. Быстро встанем - встали, руки на поясе

Скажем «а».

6. Нам пора уж за дела. – сели на свои места.

Воспитатель: Ребята давайте продолжим наше интересное путешествие.

Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы.

Воспитатель показывает керосиновую лампу, объясняет принцип её действия, зажигает.

Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? Почему?

Дети: Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин.

Воспитатель: Да, правильно, молодцы. Керосиновая лампа, ребята, ещё была не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь.

Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилища.

Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Николаевич Ладыгин придумал электрическую лампочку.

Воспитатель показывает Электрическую лампочку.

Воспитатель: Ребята, что изобрёл русский изобретатель?

Дети: Электрическую лампочку.

Воспитатель: Молодцы. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных, красивых светильников.

Я покажу вам картинки, а вы внимательно посмотрите, и назовите предметы быта в которых используется электрическая лампочка. Кто знает?

Показ картинок: люстры, бра, торшеры, настольные лампы.

Воспитатель: А сейчас ребята появилась новая энергосберегающая лампочка. Вот она какая (показ лампочки ). Она даёт много света, а расходует электроэнергию мало. Дома у вас, наверное, у многих такая есть.

Ребята, мы с вами сейчас узнали прошлое нашей обыкновенной электрической лампочки. Давайте вспомним, с чего начиналось рождение лампочки.

У вас на столах лежат предметные картинки, нужно расположить их в том порядке, как начиналось появление электрической лампочки. Вспоминайте, мы сейчас с вами об этом говорили. А вы расположите карточки по порядку, каждый на своём столе.

А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Маша выходи, расположи картинки. А мы все проверяем, правильно ли разложили картинки. Ребята, кто правильно выполнил, задание поднимите руку.

Молодцы, все справились с заданием.

Сегодня мы с вами узнали историю электрической лампочки, как она развивалась, совершенствовалась. Но лампочка не безопасна, она работает от электричества. Поэтому детям её нельзя откручивать, разбирать, вставлять в розетку посторонние предметы.

Помните: это опасно для жизни.

Также нельзя брать самостоятельно спички и зажигать свечу.

Ребята, что нового вы сегодня узнали.

Дети:…….

Воспитатель: Вы сегодня все молодцы.

Ой, а у меня на столе лежит красивый, волшебный чемоданчик. Давайте посмотрим, что там лежит.

А лежат тут вам подарки, за то, как хорошо вы сегодня работали на занятие.

Раздача подарков детям.

Приложение.

http://pandia.ru/text/78/054/images/image002_54.jpg" width="534" height="516">





Название: Конспект занятия «Путешествие в прошлое лампочки»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, познавательная, Старшая группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №33 Звездочка
Месторасположение: г.Сокол Вологодской области

КОНСПЕКТ
Непосредственно образовательной деятельности
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
СТАРШАЯ ГРУППА
ТЕМА: «Путешествие в прошлое лампочки»

Программное содержание.

  1. Познакомить с историей электрической лампочки. Систематизировать знания о свойствах и действиях различных предметов-предшественников электрической лампочки.
  2. Формировать способности устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  3. Воспитывать интерес, желание больше узнать о жизни людей раньше.
  4. Активизировать речевую деятельность детей (обогащение словаря, построение сложных предложений, умение участвовать в разговоре).

Материал: ящик ощущений, лучина, керосиновая лампа, электролампочка, спички, различные светильники.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, скажите как вы понимаете слово путешествие? (Рассуждения детей).

Вывод: путешествия бывают разные, но всегда интересные и полезные.

Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в путешествие, которое называется «Мир удивительных вещей».

Одна из этих удивительных вещей находится здесь, в этом волшебном ящичке. Что это за вещь вы можете узнать руками. Давайте попросим Машу узнать что там. Что это? Про такую удивительную вещь есть много загадок, вы их знаете. Давайте послушаем как точно в загадках рассказывается об электрической лампочке.

Ваня, твоя загадка:

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется

Ярким пламенем зажжется. Аня:

Висит груша,

Нельзя скушать.

Почему электрическую лампочку назвали грушей?

А я тоже знаю загадку:

Чудеса на потолке –

Повисло солнце на шнурке.

Про какие лампочки можно сказать, что они повисли на шнурке?

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом.

Почему так говорится? (Днем свет не нужен).

Вывод: вот какая удивительная вещь – электрическая лампочка: стеклянный пузырек
похож на грушу, внутри огонек, днем отдыхает, ночью все освещает.

Об истории появления электрической лампочки, о том, как люди освещали свое жилье, нам поможет узнать музей электрической лампочки. Встаньте, пожалуйста, закройте глаза и со мной, не спеша, повторяйте:

Раз-два-три, повернись

И в музее окажись.

Вот мы и в музее. Дети, а какое основное правило есть в музее? (Экспонаты руками
не трогать). Подойдите сюда поближе и рассмотрите экспонаты. Какие предметы вы
видите? (Дети перечисляют). Вика, ты что увидела?

Докажите, что общего у этих предметов? (Зажигаются, освещают). Давайте присядем, поговорим о том, как человек придумал свет.

Давно-давно, когда человек жил в пещере, он научился разжигать огонь (показ иллюстрации), от него становилось светлее. Когда ему вечером или ночью надо было выйти из пещеры, он придумал факел. Я вам расскажу о нем. Факел- это большая палка, один конец ее обмотан тряпками или паклей, этот конец обмакивали в жидкость, которая хорошо и долго горит. С факелами ходили не только по улицам, но позже стали в замках освещать помещение. (Показ иллюстрации). Позднее, в крестьянских избах для освещения использовали это… .

Что это? Это просто щепка, заостренная на одном конце, ее называли лучиной.. Может, кто из вас видел лучину? Что ей делали? (Разжигали самовар). В избах лучину вставляли вот в это укрепление, оно по-старинному называется светец (повторение нового слова). Лучину делали из березы, она лучше горит. (Зажечь, показ). Обратите внимание: от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Может, ее оставить гореть? Потушим, чтобы не было пожара. (Стакан с ВОДОЙ).

Физминутка

Мы работали, устали,

Разом встанем, отдохнем

И опять рассказ начнем.

На раз – подняться – потянуться,

На два – согнуться – разогнуться,

На три – в ладоши три хлопка,

головою три кивка,

На четыре – руки шире,

На пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Воспитатель: У меня здесь есть еще удивительные вещи, возьмите по одной. Что это? Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения жилья – свечи. Рассмотрите, потрогайте. Какая свеча на ощупь? Потрогайте ноготочком – какая она? Свечи делали из пчелиного воска и бараньего сала. Внутри свечки находятся крученые нити – это фитиль, его зажигают, потрогайте ниточки. Вы дома с родителями зажгите свечи и понаблюдайте, что же будет, а потом в д/с все расскажете. (Собрать свечи).

Человек стремился придумать более удобное освещение для своего жилья. Люди научились из нефти делать керосин и придумали керосиновую лампу. Никто не видел такой лампы? Внизу у лампы чашечка, туда наливают керосин, вставляют фитиль из толстой нитяной ткани, а сверху вставляют стекло. Для чего стекло? Чтобы не обжечься, лучше освещало. (Показ зажжения, выдвижение фитиля).

Лучинка, свеча, керосиновая лампа, как думаете, они удобны для освещения?

Почему? (Коптят, быстро сгорают, мало света, может пожар быть, обжечься, руки занозить).

Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал электрическую лампочку. Она и сейчас

освещает наши квартиры. В наших домах различные светильники: на потолках

висят люстры, на стенах – бра, на столах – настольные лампы. А еще, какие знаете?

(Торшеры на полу).

Воспитатель: Вот мы сегодня с вами и узнали об истории электрической лампочки и о том, чем люди освещали свое жилье. Вы меня порадовали своими ответами. А сейчас пора из музея возвратиться в д/с:

Раз – два – три, повернись

В детском саду окажись.


Предлагаю вам конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста по теме «Путешествие в прошлое лампочки». Данная работа будет полезной воспитателям старшей группы.

Программное содержание:

  • Познакомить детей с историей возникновения электрической ; подвести детей к пониманию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей.
  • Развивать у детей умения самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с пожароопасными и опасными предметами.
  • Воспитывать любознательность, отзывчивость, интерес к объектам ближайшего окружения, умение делать умозаключение вследствие опытно-экспериментальной деятельности.

Методические приемы:

  • компьютерное и музыкальное сопровождение,
  • создание проблемных и игровых ситуаций,
  • загадывание загадок,
  • внезапное появление объектов,
  • вопросы к детям,
  • пояснения,
  • педагогическая оценка,
  • экспериментирование,
  • упражнения,
  • элементы оздоровительной терапии: пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация.

Оборудование:

  • компьютер,
  • магнитофон,
  • драпировочная ткань,
  • березовые поленья,
  • лучины,
  • свечи,
  • керосиновая лампа,
  • колба с керосином,
  • спички,
  • тарелочка для сгоревших спичек,
  • настольные лампы,
  • лампочки,
  • с сюрпризом (подарки для детей: фонарики),
  • костер,
  • подушки

Конспект НОД «Путешествие в прошлое лампочки»

Ход занятия:

Организационный момент:

Приветствие и знакомство с детьми.

Воспитатель с детьми заходят в группу под музыку и настраивает их на занятие.

Ребята, мне очень приятно с вами сегодня познакомиться. Какие у вас всех приветливые и доброжелательные лица. Я надеюсь, что мы с вами подружимся, но для этого нам надо с вами познакомиться. Меня зовут Виктория Викторовна, я воспитатель такого же детского сада, как и ваш, и у меня в группе такие же замечательные ребятишки, как и вы.

А теперь давайте поприветствуем наших гостей.

Воспитатель (звучит продолжение музыки):

Доброе утро! - солнцу и птицам.

Доброе утро! - улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

Давайте, ребята все вместе скажем нашим гостям: «Доброе утро, гости дорогие!».

Дети повторяют за воспитателем, обращаясь к гостям: «Доброе утро, гости дорогие!» (музыка заканчивается)

1. Вводная часть:

Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?

Ответы детей.

Я тоже очень-очень люблю путешествовать и предлагаю вам отправиться в увлекательное и интересное путешествие, но оно будет не только интересным и увлекательным, но еще и познавательным.

А хотите узнать, куда мы отправимся?

Ответы детей.

А отправимся мы с вами в страну чудес и превращений. Вы не против?

Ответы детей.

Но как же мы туда попадем?

Предполагаемые ответы детей (на самолете).

Воспитатель: На самолете, мы туда не долетим.

Предполагаемые ответы детей (на поезде).

Воспитатель: На поезде, мы туда не доедем и т.д.

А, я знаю, знаю, в этом нам может помочь Мэри Попинс, она ведь может делать чудеса. Ой, со мной что-то происходит (звучит волшебная музыка, воспитатель вращается вокруг себя, одевая на себя шляпку, берет в руку зонтик, поворачивается к детям. Удивленно осматривает себя и говорит).

Что со мной произошло? Ребята, вы видите, я превратилась в Мэри Поппинс и в руках у меня волшебный зонтик. И под этим волшебным зонтиком мы сейчас с вами отправимся в путешествие (раскрывает зонтик и приглашает детей к себе). Подходите скорее ко мне, под зонтик.

(Дети подходят под зонтик. Мэри Поппинс (воспитатель) делает несколько вращений зонтом под волшебную музыку, и они попадают в волшебную страну, т.е. останавливаются в групповой комнате, приготовленной к занятию).

Посмотрите, ребята, как здесь интересно, что это за место такое волшебное и свечение какое-то необыкновенно - сказочное? (дети рассматривают).

2. Основная часть

Включается экран, детей приветствует Лунтик и обращается к детям.

Лунтик: Здравствуйте, ребята. Надеюсь, вы меня узнали?

Ответы детей. (Это Лунтик)

Лунтик: Почему вы такие растерянные? Мне кажется, вы хотите узнать, куда же вы попали и что это за свет такой сказочный? Но для этого отгадайте загадку:

(Лунтик загадывает загадку)

Дом — стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

Предполагаемый ответ детей (лампочка).

Лунтик: Молодцы. Вы правильно отгадали. Это лампочка. Ребята, как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка?

Предполааемые ответы детей: Нет!

Воспитатель: Нет, Лунтик, не всегда!

Лунтик: Ребята, а вам интересно узнать, как люди освещали свои жилища, улицы до появления лампочки?

Ответы детей. (Да, интересно!)

Лунтик: Поэтому мы сейчас отправимся в прошлое электрической лампочки.

Воспитатель: Правильно! Но сначала закройте глаза, а я взмахну своим волшебным зонтиком и мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут нам о прошлом лампочки.

(дети закрывают глаза, Мэри Поппинс взмахивает зонтиком и произносит волшебные слова)

Воспитатель:

Кто не верит. Пусть поверит.

Рада гостю я всегда,

Открывая в страну двери.

Приглашаю всех туда.

Воспитатель: Ребята, посмотрите! Мы с вами оказались около костра (слайд «горящий» костер, музыка «Треск костра»). Присаживайтесь вокруг него.

Давным-давно люди жили в пещерах, разводили огонь. А для чего они разводили огонь, как вы думаете?

Предполагаемые ответы детей. (На нем готовили пищу, от костра в пещере становилось светлее, теплее).

Лунтик: Молодцы, ребята! Правильно вы сказали, посмотрите теперь, как это было (показ слайдов).

Психогимнастика:

Воспитатель: Ребята, а давайте мы погреемся возле нашего костра. (Включается музыка) Наш костер разгорелся и язычки пламени жгут нам руки. А теперь нам стало прохладно, как же стало холодно. (Соответствующие движения) Костер стал угасать, и теперь мы его раздуем, давайте подуем на него, только не сверху, аа снизу мы раздуваем наш костер. Для этого мы наберем много воздуха в легкие и подуем все вместе. (Дыхательная гимнастика) Посмотрите, наш костер разгорается, и нам опять становится тепло. (Пальчиковая гимнастика). Ребята, вы нагрелись? (в заключение гимнастики потирают ладошки) А теперь давайте пойдем дальше.

Как вы думаете, человеку трудно было ходить по улице ночью без освещения?

Ответы детей.

А почему?

Предполагаемые ответы детей: (ничего не видно, темно).

Правильно, ребята! Ничего не видно, темно. Поэтому люди придумали факелы. А вы знаете, что такое факел?

Предполагаемые ответы детей. (Звучит позывной)

Воспитатель: Ой, ребята, нам Лунтик опять хочет что-то сказать.

Лунтик: Я хочу вам показать, что такое факел (слайды). Факел - это палка, на которую намотана тряпка, пропитанная специальным раствором, которую поджигают и получается факел, который не гаснет даже в дождь.

Воспитатель: А еще, факел не только освещает, но им еще зажигают олимпийский огонь (слайды).

Затем люди придумали лучину. Что это такое? Как вы думаете?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Это просто щепка, заостренная на конце. Раз это щепка, то сделана она из чего?

Предполагаемые ответы детей.

Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Вот из таких березовых полен. Возьмите в руки. Посмотрите, понюхайте. Чем пахнет?

Предполагаемые ответы детей (деревом)

Возьмите и посмотрите лучину. Что вы можете о ней сказать?

Предполагаемые ответы детей.

А вы хотите посмотреть, как она горит? (Слайд) Я бы с удовольствием вам ее зажгла, но, соблюдая меры пожарной безопасности, зажечь здесь ее мы не можем, так как у нас сработает пожарная сигнализация и придут пожарные. И поэтому я предлагаю вам посмотреть, как горит лучина, на слайде. Обратите внимание, один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила, не упала. А если она упадет? Что произойдет? (комментирует во время эксперимента)

Предполагаемые ответы детей (возникнет пожар)

Воспитатель: Правильно! Запомните, с огнем нужно обращаться очень осторожно!

Посмотрите от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Вы чувствуете запах? Какой?

Предполагаемые ответы детей (сгоревшей щепки, запах костра)

Это было не очень удобно, и люди придумали свечу. Подойдите все сюда, возьмите в руки свечи, посмотрите и скажите, из чего их делали?

Предполагаемые ответы детей.

Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Давайте посмотрим, как она устроена?

Предполагаемые ответы детей (внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток)

А теперь поставьте их на стол и посмотрим, как горит .

Воспитатель зажигает свечу, показывает, как горит (во время эксперимента комментирует)

Вы знаете, что глядя на огонь, каждый человек может успокоиться, подумать о чем-то приятном. Давайте присядем вокруг, посмотрим на пламя свечи (дети рассаживаются вокруг столика на подушки).

Релаксация (звучит музыка)

Воспитатель: Посмотрите, как мерцают огоньки свечи. Они похожи и на зайчиков, и на облачко, на порхающую крылышками бабочку. Все это радует наш взор, нам легко и у нас поднимается настроение (музыка заканчивается)

Воспитатель: Ребята, а что будет, если подует ветер?

Предполагаемые ответы детей (свеча потухнет)

Давайте изобразим легкий ветерок: наберем воздуха и подуем на свечи. (Дыхательная гимнастика: дети дуют, свечи гаснут)

Как вы думаете, долго ли может гореть свеча? Она удобнее, чем лучина? Чем? А в чем неудобство свечи?

Ответы детей (можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит и дает мало света).

Правильно, люди думали, думали и изобрели керосиновую лампу. Кто видел керосиновую лампу?

Ответы детей.

Вот потому мы сейчас подойдем к следующему нашему объекту и посмотрим, что такое керосиновая лампа? (подходят и обращают внимание на керосиновую лампу)

Вот это керосиновая лампа. Посмотрите, как она выглядит. А для того, чтобы она горела, в нее нужно залить керосин. Посмотрите, вот это керосин, (показывает керосин в колбе) это химическая жидкость и поэтому мы его не будет открывать. Но для того, чтобы вы могли ощутить его запах, я предлагаю вам заглянуть в волшебную коробочку (воспитатель проходит около детей с коробкой, в которой находится смоченный в керосине тампон. Дети определяют запах). Вот так пахнет керосин.

А теперь посмотрим, как с его помощью горит лампа. (Включает лампу и объясняет принцип ее действия): керосин заливается в специальную емкость, над которой находится горелка, керосин у меня уже залит, а в горелке находится фитиль, его мы сейчас поджигаем, вставляем ламповое стекло и регулируем свет регулятором.

А как вы думаете, для чего нужно ламповое стекло?

Предполагаемые ответы детей (для защиты пламени от ветра)

Ну что, ребята? Керосиновая лампа удобнее, чем свеча?

Ответы детей

Да, с такой лампой можно было выходить и в дождь, и в ветер. Но все-таки керосиновая лампа не очень удобна. Почему же?

Предполагаемые ответы детей (заняты руки, коптит, тусклый свет, освещает только определенное место)

И костер, и факелы, и лучина, свеча и керосиновая лампа не удовлетворяли потребности человека. И что же произошло потом? Присаживайтесь на стульчики. Я вам сейчас расскажу. (Дети садятся на стульчики)

Прошло много лет. (Слайд) И однажды на фонарных столбах вдоль улицы вспыхнул свет, который ослепил всех прохожих, появилась электрическая лампочка (показывает лампочку)

Давайте посмотрим, из чего она сделана? (из стекла) Правильно, из стекла. Любое стекло может расколоться от удара. Нажима, падения, поэтому к лампочке нужно относиться бережно и аккуратно.

А теперь, давайте выясним, как она работает?

Предполагаемые ответы детей.

Сейчас я беру лампочки, вкручиваю их в настольную лампу, в . Готово! А теперь я предлагаю (вызывает кого-то из детей) подойти и включить лампы (одна загорается, а другая - нет).

Предполагаемые ответы детей (Одна лампа подключена к электричеству, а другая - нет).

А теперь я предлагаю (вызывает ребенка) для следующего опыта. Преподнести ладошку к включенной лампочке, другую - к выключенной лампочке, но, не касаясь их. Что ты чувствуешь?

Ответ ребенка (заженная лампочка излучает тепло, выключенная - никаких ощущений)

Ты так думаешь. А как думает у нас (вызывает ребенка)? Что ты чувствуешь?

Ответ ребенка (зажженная лампочка излучает тепло, выключенная - никаких ощущений)

И Саша, и Даша, чувствовали одно и то же, поэтому никогда не прикасайтесь к зажженной электрической лампочке, чтобы не обжечься.

Ну вот, теперь в наших домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах — бра, на столах стоят настольные лампы, разноцветные гирлянды, светящиеся вывески, по вечерам освещаются улицы. Это так удобно. (Слайд)

2. Заключительная часть

Лунтик: Ну вот, ребята, вы и узнали о возникновении электрической лампочки. А я приготовил вам сюрприз!

Воспитатель: Сюрприз?! Как здорово! А может быть вот это сюрприз? (указывает на коробку с надписью «СЮРПРИЗ!»)

Лунтик: Да, да, это и есть мой сюрприз!

Воспитатель (достает из коробки фонарики): Ребята, посмотрите, да здесь электрически фонарики для каждого из вас. Давайте все вместе скажем Лунтику «СПАСИБО!»

Дети (обращаясь к Лунтику): СПАСИБО!

ИТОГ занятия:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие?

Ответы детей.

Вам было интересно?

Ответы детей

Что больше всего запомнилось? (индивидуально спрашивает детей).

Предполагаемые вопросы: «Что тебе понравилось?», «Что тебе запомнилось?», «На что ты больше всего обратил внимание?», «Что ты сегодня расскажешь своим родителям?»

Да, ребята, я очень надеюсь, что вы расскажете всем о том, что нового сегодня узнали.

А мне тоже очень-очень понравилось сегодня с вами работать. Я рада, что с вами познакомилась! А можно я к вам еще приду? Ну, что же, а теперь зажигайте свои фонарики и пусть каждый ваш лучик освещает вам дорогу домой. До свидания! До новых встреч! (воспитатель машет рукой провожая детей)

Лунтик: До свиданья, ребята! (Стоп-кадр).

Вы можете использовать этот конспект НОД «Путешествие в прошлое лампочки» в своей педагогической практике.

Если Вам понравился наш сайт, выразите свое "спасибо" нажатием на кнопочки ниже:

Конспект - занятия
«Путешествие в прошлое лампочки» (старшая группа)
Цель: Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный настрой, интерес к прошлому этого предмета.
Материалы оборудования: Лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, различные светильники (или картинки с их изображениями).
Логика НОД.
1.Воспитатель начинает беседу с вопросов: «Ребята вы любите путешествовать? Хотите сегодня отправиться в интересное путешествие?» Для того чтобы узнать, куда мы отправимся, вам нужно отгадать загадки:
2.. Загадки:
1. Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем не спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
2. Весит груша –
нельзя скушать.
4. Чудеса на потолке –
Повисло солнце на шнурке.
5. Висит оно без дела днем,
А ночью освещает дом.
Молодцы. Вы правильно отгадали все загадки. Ответ один и тот же – электрическая лампочка. А сейчас ребята закройте глаза, а я произнесу волшебные слова, и мы окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки. Раз, два, три – мы пришли! Что за предметы на столе?
Дети перечисляют предметы, лежащие на столе: лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, различные светильники.
Воспитатель спрашивает: «Что общего у этих предметов? (Ответы детей).

Сейчас мы поговорим о том, как человек придумал свет. Но сначала скажите, всегда ли существовала электрическая лампочка? (Ответы детей) Конечно, нет. Как вы думаете, чем древний человек освещал свою пещеру? (Ответы детей) Он разжигал в пещере очаг, и от огня становилось светлее.
А как вы думаете, человеку трудно было ходить по улице ночью? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей) Кто знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Ответы детей) Нет фонари появились, позже, а давным-давно люди придумали факелы. Вы знаете, что такое факел? (Ответы детей) Обычно это палка с намотанной на конце просмоленной паклей. С факелами не только ходили по улицам, но и на стенах их укрепляли, чтобы освещать помещение. Затем придумали лучину. Что это такое? Это просто щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли в подставке, а другой зажигали. Лучину нужно правильно расположить, чтобы она лучше светила. Воспитатель предлагает детям провести опыт эксперемент.
3.. Опыт эксперимент.
Воспитатель зажигает лучину; все наблюдают, как она горит. Обращает внимание на то, что от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Спрашивай: «Такое освещение удобно? Почему?(ответы детей) Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала».
Воспитатель показывает свечу, обращает внимания детей на то, что внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток; зажигает свечу. Говорит: «Как вы думаете, чем неудобна свеча?(ответы детей). Люди стремились придумать более удобное освещение своего жилья и научились делать из нефти керосин и прид